Дифференциальная психология как психологическая дисциплина.




Национальный Открытый Институт России

Г. Санкт-Петербург

 

Кафедра ____Психологии___________

 

Дисциплина _ Дифференциальная психология _

 

 

Конспект

Студента (-ки) группы____ Р-93__________

 

_______Горбунова Виктория Александровна______

 

___________Дифференциальная психология _________

 

 

Проверил____________________

 

Дата________________________

 

Оценка______________________

 

 

Санкт-Петербург

Г.

 

 

План:

 

Самостоятельная работа. Тема 1.

Дифференциальная психология как психологическая дисциплина……………….3стр.

Цель: расширить знания о дифференциальной психологии как психологии индивидуальных различий.

 

 

Самостоятельная работа. Тема 2.

Предметно-содержательные характеристики индивидуальности………………….6стр.

Цель: изучить составляющие теории черт личности

 

 

Самостоятельная работа. Тема 3.

Способности в структуре индивидуальности…………………………………………10стр.

Цель: изучить влияние факторов, влияющие на индивидуальную вариативность способностей и интеллекта

 

 

Самостоятельная работа. Тема 4.

Индивидуальные различия, связанные с функциональной асимметрией……….24стр.


Цель: изучить роль межполушарной асимметрии в формировании индивидуальных различий.

Литература………………………………………………………………………………...54стр.

 

Самостоятельная работа. Тема 1.

Дифференциальная психология как психологическая дисциплина.

Цель: расширить знания о дифференциальной психологии как психологии индивидуальных различий.

 

В.С. Мерлин. Выдвинул теорию индивидуальности, содержащую такие уровни: нейродинамический, биохимический, соматический, уровень темперамента (психодинамический), уровень личностных свойств, уровень социальных ролей. Эти уровни связаны между собой многозначными связями (несколько свойств одного уровня может быть связано с одним свойством другого), однозначные связи для них не характерны.
При рассмотрении структуры темперамента Мерлин выделяет следующие компоненты:
• экстраверсию – наличие зависимости между психической деятельностью и объективной ситуацией;
• тревожность – состояние повышенного беспокойства в ситуации, предвещающей какую-либо угрозу;
• реактивность – интенсивность ответной реакции на действие стимула; импульсивность – величина, характеризующая то время, которое необходимо, чтобы эмоции стали побудительной силой действия;
• эмоциональная устойчивость – возможность контроля эмоций;
• эмоциональная возбудимость – сила эмоциональных переживаний;
• ригидность - неспособность изменить схему деятельности согласно условиям ситуации.
По Мерлину понятие «индивидуальный стиль деятельности» представляет специфическую систему психологических средств, которые человек сознательно или подсознательно использует для гармонизации своей индивидуальности.
Психолог считает, что темперамент не подлежит изменениям из-за своей генетической обусловленности, но существуют методы его компенсации.

По С.К. Нартовой-Бочавер это индивидуальный стиль деятельности ‑ это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой.

А. Н. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личность. Если индивид – это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование, то личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а произведенное, созданное в результате множества предметных деятельностей. Положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Б.Г.Ананьев ещё ввел понятие «индивидные свойства человека», обозначающим то, что отличает одного человеческого индивида от другого, – то, что обычно в психологии принято называть индивидуальными различиями, то, что в предлагаемой нами терминологии относится к «индивидуальности-непохожести». Что же касается индивидуальности, то для Б.Г.Ананьева она выступает как наиболее сущностная характеристика человека. «Общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее ценностной организацией этих свойств и их саморегуляцией». Если личность – это «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность – это «глубина» личности и субъекта деятельности. Здесь Б.Г.Ананьев указывает на две важнейшие особенности индивидуальности – ее ценностный характер и саморегуляцию, что характеризует индивидуальность как уникальность.

 

 

Структура индивидуальности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: