ТЕМА. ПРОДУКТЫПИТАНИЯ
Словарь:
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
● Молоко, масло, сыр, сметана, колбаса, котлета, рыба, хлеб, печенье, булка, пирог, компот, варенье, конфета; каша, суп, салат, чай, сок, компот; завтрак, обед, ужин; повар, продукты, вкус, запах. ●● Йогурт, кефир, мясо, ветчина, сосиска, пирожное, крупа, яичница, творог, мука, пельмени, кисель, сладости; борщ, щи, бульон; полдник. ●●● Сарделька, запеканка, сырник, сливки, специи, соус, тесто, майонез, напиток, кофе, какао, вермишель; аромат; говядина, свинина | ● Готовите, мыть, жарить, варить, греть, печь, отрезать, есть, пить, нюхать. ●●Тушить, кипятить, намазывать, нарезать, подогреть, сушить, замораживать, наливать, насыпать, пробовать, добавлять, покупать. ●●●Накрывать, помешивать, запекать, остужать, взбивать, консервировать, мариновать, заготавливать, кипеть | ●Молочный, сладкий, соленый. кислый, горячий. вкусный. ●● Жесткий, мягкий, густой, жид кий, свежий, черст вый, хрустящий, воздушный, ароматный. ●●●Сдобный, кисло-сладкий, сливочный, хлебобулочный, растительный, подсолнечный, оливковый + от слов-предметов (например, мясо - мясной) и слов-действий (например, коптить - копченый). Наречия: вкусно, сладко, го рячо, горько, пересолено, питательно |
Наблюдаем. Рассказываем.
1. «Описываем» продукты питания по плану.
● Суп, каша, компот. | ●●Котлета, винегрет, торт | ●●●Пирожное, овощное рагу, пельмени |
План: 1. Что это? Как называется продукт, блюдо? 2, 5, 6. Внешний вид: какого цвета, какой по вкусу, как пахнет? 9. Составные части: какие продукты нужны для приготовления блюда? 44. Разновидности продуктов: мясные, молочные, овощные и т. д. 33, 34. Профессия человека, приготовившего блюдо, сделавшего продукт. 17. Сравниваем блюда: а) чем отличаются; б) чем похожи: ● компот и каша ●● суп и сок ●●●молочный суп и щи |
|
2. «Кто/Что? Что делает? Какой?» Составляем таблицу о продуктах питания со словами игры «Описываем».
Что? | Что делает? (ют) | Какой?_ (какая? какое? какие?) |
Суп | Варится, кипит, выкипает, пахнет, остывает, портится, питает, хранится, нравится, готовится | Мясной, молочный, свежий, горячий, вкусный, овощной, долгожданный, любимый, аппетитный, наваристый |
Играем.
Выполняй, пожалуйста».
● Закрой лицо ладонями и присядь; посмотри вправо, пожалуйста, и поставь руки на пояс; присядь, руки спрячь за спину и хлопни ими один раз; пожалуйста, сделай один шаг вперед и два шага вправо. | ●● Похлопай в ладоши, подняв руки высоко над головой; пожалуйста, похлопай в ладоши за спиной; левой рукой «поймай» макушку; пожалуйста, выполни эту команду. | ●●● Правой пяткой дотронься до левого колена, руки в стороны; пожалуйста, выполни предыдущее задание; пожалуйста, левым кулачком дотронься до правого локтя. |
2. «Каталочка». Карандаш катаем, зажав между:
● ладонями обеих рук (по 10— 15 раз);
●● пальцами обеих рук, плотно прижатыми друг к другу (по 10— 15 раз);
●●● кистями обеих рук по всей их длине (по 10—15 раз).
3. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчеркнутыми словами словаря.
4. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами словаря.
|
5. «Подходит — не подходит, потому что…»
Еда | ● Молоко, доярка (не подходит, потому что, это не продукт питания, а человек), каша. ●●Завтрак, вермишель, торт. ●●●Пряник, кондитер, терка. |
Мясной продукт | ● Каша, колбаса, сметана. ●● Кефир, сосиска, омлет. ●●● Ветчина, майонез, сыр. |
Напиток | ●Компот, чай, чайник. ●●Кисель, кислый, лимон. ●●●Какао, желе, кофе. |
6. «У меня — у нас — нет». Играем со словами словаря:
●, ●● батон — батоны — батонов
●●●свежий батон — свежие батоны — свежих батонов
Лишний, потому что...»
● 1. Мясо, сок, кастрюля (1). 2. Колбаса, тарелка (1), пюре. | ●● 1. Свекла, свекольник (2), картошка, повар (1). 2. Творог, компот (2), сырник, сковорода (1). | ●●● 1. Кухня (4), борщ, повар (3), котлета (5), жарить (1), утро (2), щи. 2. Компот (4), кефир, чайник (2), приносит (1), молоко, сырники (3). |
8. «Есть — было — будет». Играем со словами словаря:
●, ●● Молоко — (сметана) — (крем); мука — (зерно) — (хлеб).
●●● Овощи — (рассада) — (винегрет)-, крупа — (растение) — (мука).
9. «Сосчитай-ка». Играем со словами.
●Числительные 1, 2, 3, 4, 5 | ●●Числительные 1, 3, 5 | ●●●Числительные 1, 3, 5 |
Конфета, суп, печенье | Мой йогурт, моя сосиска, мое мороженое | Творожная запеканка, молочный соус |
10. «Какой, еще, самый».
●Кефир густой, а каша самая... (густая).
Булочка сладкая, а мед самый... (сладкий).
Сыр твердый, а орех самый... (твердый).
●● Кефир густой, а суп еще... (гуще).
Булочка сладкая, а торт еще... (слаще).
|
Сыр твердый, а сухарь еще... (тверже).
●●●Кефир густой, суп еще... (гуще), а каша самая... (густая).
Булочка сладкая, торт еще... (слаще), а мед самый... (сладкий).
Сыр твердый, сухарь еще... (тверже), а орех самый... (твердый).
Путаница».
●1. Мама налила суп в стакан. 2. Котлету я запивал кашей. | ●● 1. Из мяса и овощей мама сварила молочный суп. 2. Я нарезал кефир мелкими кусочками. | ●●●1. Я ставить стол на горячий суп блюдце в. 2. Обедать утром каша вкусный я сегодня. |
12. «Что? - Из чего? — Какой?».
● | ●● | ●●● | |
Котлета Суп Рагу | Из мяса — мясная Из молока — молочный Из овощей — овощное | Из мяса, овощей, рыбы С молоком, рисом, овощами С грибами, мясом, рыбой | Со словами словаря |
РАСКРАШИВАЕМ КАРАНДАШАМИ (только продукты)
ЧИТАЕМ, ОБЪЯСНЯЕМ И УЧИМ НАИЗУСТЬ
● | ●● | ●●● | ||
Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке, Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. ………. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб.) ………. Будет строен и высок Тот, кто пьет фруктовый... (сок). Мясо, рыба, крупы, фрукты — Вместе все они —... (продукты). Ждем обеденного часа — Будет жареное... (мясо). К чаю мама подает Нам пчелиный майский... (мед). | То-то горе наше! Мы варили суп, суп Из перловых круп, круп. Получилась каша, То-то горе наше. Замесили тесто, А оно - ни с места. Замесили на дрожжах Не удержишь па вожжах. ………. Маленькое сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем. Разделю ребятам всем. (Бублик.) ………. Перед сном ребятам нужен Очень легкий вкусный... (ужин). Суп налили вкусный Эльке, В нем из мяса... (фрикадельки). | Мы сварили плов На столе сегодня плов. Плов хвалить не надо слов. Вкусен, что и говорить! А легко ль его сварить? Рис варить — плита нужна, Рис помыть — вода нужна, Перебрать -- терпение, Чтоб кипел — кипение, Чтоб мешать - старание, Чтоб не сжечь — внимание. Надо перчить и солить. Надо масло не забыть. Вкусный плов! Отличный плов! Все за стол — Обед готов! ……….… Белая водица Всем нам пригодится. Из водицы белой Все, что хочешь делай: Сливки, простоквашу, Масло в кашу нашу. Творожок и пирожок, Кушай, Ванюшка-дружок! Ешь да пей, гостям налей, Да коту не пожалей! (Молоко.) | ||
Творог, сахар, яйца, манка Будет скоро... (запеканка). ……….… Такой очень вкусный, что нет даже слов, Из риса с бараниной фирменный... (плов). | ||||
Подумай, объясни, расскажи: | ||||
Что полезнее для зубов: пирожок или морковка? Почему так говорят: масло коровье едят на здоровье | Чем полезны для человека овощи и фрукты? Почему так говорят: кашу маслом не испортишь | Всегда ли вкусное бывает полезным? Почему так говорят:хвалится поле стогами, а обед пирогами. | ||