Общее состояние делового климата в России




 

Анализ состояния делового климата в России представлен на основе официальных данных Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП), который проводил опросы предпринимателей по всей России. Данные опубликованы на официальном сайте РСПП и являются официальным источником статистических данных, характеризующих тенденции развития бизнес среды в России.

Как видно из рис. 2.1., отражающего оценки предпринимателями основных параметров делового климата, большинство из них находятся в зоне неодобрения, за исключением основного вектора развития политической ситуации в стране и отношений, сложившихся внутри самого бизнес-сообщества, между предпринимателями.

 

Рис.2.1. Значения основных показателей делового климата


Рис.2.1. показывает, что наиболее выраженный признак неблагополучия российской деловой среды – ее неприспособленность для численного роста бизнес-сообщества, появления новых единиц предпринимательской деятельности. Только один из каждых пяти респондентов считает, что среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса, по оценкам же большинства (63%) она не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц. Причем сложность создания предприятия с «чистого листа» даже уступает фактору конкуренции – противодействию, которое бизнес-среда оказывает появлению на рынке своего региона уже сложившихся компаний из других регионов.

Основные «проблемные зоны» делового климата в России связаны сегодня с противоречивым характером коммуникаций между бизнесом и внешней средой – обществом, властью.

Самым уязвимым звеном бизнеса является малый и средний бизнес. В современных рыночных условиях России, которые отличаются нестабильностью, жесткими условиями выхода на тот или иной сегмент рынка малый бизнес не может полноценно развиваться, выходить на международные рынки, и использовать весь свой потенциал на 100%.

При этом самому бизнесу от власти нужны сегодня не опека и преференции, а четкие и строго соблюдаемые «правила игры», которые позволяли бы ему работать эффективно и на законных основаниях (64%). На втором месте – создание инфраструктуры для бизнеса, далее поддержка приоритетных предприятий и секторов, регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей (8-26%).

Одной из наиболее благополучно развивающихся компонент делового климата являются взаимоотношения внутри самого бизнес-сообщества. Здесь уже сформированы и успешно функционируют «внутрицеховой» общий язык, правила и нормы взаимодействия. И яркое тому подтверждение – уверенность подавляющего большинства предпринимателей (82%) в добросовестности своих партнеров по бизнесу.

В пользу высокого уровня развития коммуникаций внутри бизнес-сообщества говорит и оценка отношений между предпринимателями по критерию их партнерства и цивилизованности – соотношение позитивных и негативных суждений здесь составляет 50% к 13%.

Исходным для анализа состояния делового климата стал вопрос о том, насколько оптимистично представители предпринимательского сообщества оценивают развитие собственного бизнеса.

Этот вопрос аккумулирует в себе самые разные аспекты самооценки настроения предпринимателей – в зависимости от того, какие стороны развития бизнеса в настоящее время актуальны для предпринимателей (обретение устойчивой динамики, показатели доходности, освоение новых рынков и т.д.).

Результаты опроса, приведенные на рис 2.2. и в табл. 2.3. свидетельствуют в целом о высоком уровне оптимизма российских предпринимателей.

 

Рис. 2.2. Средняя оценка собственного бизнеса (по всем типам предприятий)


Таблица 2.1 Средние баллы оценки собственного бизнеса

Статус предприятия Малые предприятия Средние предприятия Крупные предприятия
Средний балл 2,86 4,63 4,93

 

Как видно из рис.2.1. большинство (54%) дали положительные оценки успешности развития своего бизнеса (на уровне 5-7 баллов). Как неуспешный свой бизнес охарактеризовали только 15% опрошенных. Средний балл по 7-балльной шкале оценок составил по данному показателю 4,65, что заметно выше срединного значения (4 балла).

Оценки предпринимателями успешности собственного бизнеса различаются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий и от их статуса (величины).

Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.3. Наиболее оптимистично настроены владельцы и топ-менеджеры крупных предприятий, средний балл их оценок составляет 4,93.

Напротив, уровень оптимизма представителей малого бизнеса ниже – 2,86. Высокий уровень оптимизма в отношении развития собственного бизнеса, который демонстрируют российские предприниматели, не означает беспроблемности их деятельности.

Более того, в значительной мере этот оптимизм складывается не благодаря, а вопреки тем обстоятельствам, которые формируют основные условия и факторы предпринимательской активности.

По оценкам большинства предпринимателей, деловая среда, с которой они непосредственно взаимодействуют (в их регионе), не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц.

В частности, 63% опрошенных на вопрос о том, легко или сложно в их регионе начать бизнес с нуля, дали негативные оценки (ниже 4 баллов по 7-балльной шкале), в том числе 21% выбрали однозначный ответ «очень сложно». На противоположном полюсе – 13% оптимистичных оценок. Обратим внимание, что даже близкие к срединным значениям ответы явно смещены к негативному полюсу (21% отметили 3 балла и только 8% указали на 5 баллов). Об этом свидетельствуют данные, приведенные на рис.2.3

 

Рис 2.3. Средняя оценка бизнеса деловой среды своего региона

 

Результаты опросов, представленные на рис 2.3 отражают фактическую ситуацию, сложившуюся сегодня в России. Предприниматели, принимавшие участие в опросах, не брали во внимание то, что сегодня государство делает для бизнеса.

Можно предположить, что такая ситуация возникла из – за того, что государственная поддержка бизнеса практически не ощущается.

Ведь данные, приведенные на рис 2.3 свидетельствуют о крайне низко степени благоприятности бизнес – среды в стране.

Несмотря на важность аспектов делового климата, складывающихся внутри делового сообщества и в отношениях бизнеса и общества, следует учитывать, что они во многом являются следствием и отражением той политики, которая реализуется в отношении экономики и бизнеса государством.

На рис. 1.4. приведены результаты опроса предпринимателей, в отношении государственной политики.


Рис 2.4. Средняя оценка государственной политики в сфере поддержки бизнеса

 

Как показывают приведенные данные на рис 2.4. меры государственной поддержки не работают достаточно эффективно. Следует отметить, что близость интегральных оценок (средних баллов) тех или иных сторон государственной политики к срединному значению (4 балла) формируется за счет достаточно широкого разброса мнений предпринимателей – от крайне негативных до сугубо позитивных. Другими словами, за общей «средней» оценкой государственной экономической политики скрывается отсутствие у предпринимателей единого, консолидированного мнения о ней, неоднородность суждений.

Наконец, самая неоднозначная составляющая деловой среды – размер рынка, величина потребительского спроса. Несмотря на многие признаки улучшения социально-экономической ситуации, в том числе рост доходов населения, тем не менее, ограниченные потребительские возможности вызывают серьезное беспокойство бизнес-сообщества – как фактор, ведущий к диспропорциям региональных рынков и, сдерживающий предпринимательскую активность. В ходе опроса было протестировано и состояние инфраструктуры, необходимой для ведения бизнеса. В целом можно отметить благополучное состояние большинства ее составляющих – из 14 тестируемых позиций 10 получили оценки выше среднего уровня (более 4 баллов по 7-балльной шкале).

Анализ полученных данных свидетельствует, что лучше всего дела обстоят с телекоммуникациями (их состояние получило среднюю оценку в 4,99 балла из 7 возможных), а также железными дорогами, банковской системой и страхованием (4,73-4,79 балла).

 

Таблица 2.2 Средняя оценка представителей бизнеса к состоянию бизнес среды в регионе

Статус предприятия малые предприятия средние предприятия крупные предприятия
Средний балл 3,57 3,76 3,82

 

Приведенные данные в таблице 2.2 говорят о том, что лучше других работу власти по совершенствованию инфраструктуры для бизнеса оценивают представители крупного бизнеса, предприятий и организаций в сфере транспорта и связи. Напротив, наиболее критично настроены представители малого бизнеса, предприятий сферы обслуживания, услуг и торговли, где интегральный показатель принимает самые низкие значения (3,57 и 3,64 балла, соответственно).

Из приведенных данных видно, что оптимистическое отношение к основным проблемам развития бизнеса только у крупных компаний. Средние и малые предприниматели очень болезненно относятся к проблемам делового климата в России, развития бизнеса, экономики и каким либо другим факторам, непосредственно влияющим на их деятельность. Слабый сектор среднего и малого бизнеса свидетельствует лишь о неразвитости экономики страны. Однако потенциал у малого бизнеса в России очень велик. Причиной тому и то, что государство все - таки положило начало развитию, а не поддержке этого сектора; и увеличение численности человек, которые хотели бы открыть свой бизнес. Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Проблемы малого бизнеса сегодня обсуждаются на всех уровнях власти. Государство, совместно с муниципальными властями разрабатывает множество целевых программ, и проектов, направленных на развитие сектора малого и среднего бизнеса. На протяжении последних 10-15 лет на разных уровнях очень много говорится о важности малого и среднего бизнеса для развития экономики России. К сожалению, реальных шагов, направленных на существенную поддержку недостаточно. На сегодня на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ задействовано около 17 млн. человек, при этом его доля в общенациональной экономике не превышает 10%. В 2004 году вопросы развития малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. Динамика основных показателей развития малого предпринимательства к 2007 году в России сложилась следующим образом: 1) ежегодный прирост общей численности малых предприятий – на 5%, сейчас в России действует 1 млн. 30 тыс. малых компаний (ежегодный прирост – около 50 тысяч предприятий);

2) ежегодно увеличивается число занятых в малом бизнесе. Сейчас 9,5 млн. человек трудятся на данных предприятиях, что на 600 тысяч рабочих мест больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8 раз. Увеличивается постоянная занятость. (По сравнению с 2002 годом на 30% сократилось количество временных рабочих).

3) ежегодный рост инвестиций в основной капитал – не менее 30%, текущий год опережает предыдущий по темпам инвестирования на 40%. Это в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.

4) вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по сравнению с европейскими странами и США низок - не более 15%. Но после 1 января 2008 года – даты вступления в силу нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», можно будет правильно оценить место данного сектора в экономической жизни страны (в России учитываются компании с числом занятых до 100 человек, в ЕС и США – до 250 человек).

5) отраслевая структура сектора малых и средних компаний не может удовлетворять.

Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство – на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли приходится менее 10 процентов. Предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ (1,4%), образовании (0,3%), здравоохранении (1,1%). Основными целями деятельности Правительства Российской Федерации до 2020 года в рассматриваемой сфере должны стать:

· рост числа предприятий, занятых в сфере услуг – до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

· увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);

· увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: