ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА




 

Проанализировав систему поддержки малого и среднего предпринимательства можно сделать ряд выводов:

1. В России малый бизнес не развит. Наша страна находится на последнем месте в сравнении с некоторыми странами ЕС и США по всем основным показателям.

2. Бизнес – сообщество чувствует себя сегодня в России не комфортно. Причиной тому недостаточно благоприятная деловая среда в стране.

3. Меры государственной поддержки недостаточны. Хотя на всех уровнях власти стараются исправить ситуацию, однако многие регионы не могут грамотно распорядиться выделенными финансовыми средствами, или их крайне мало, для решения той или иной проблемы.

4. В целом в России наблюдаются положительные тенденции, однако в других более развитых странах темпы роста развития данного сегмента протекают быстрее. В России тормозит этот процесс неразвитость инфраструктуры поддержки развития малого и среднего бизнеса.

Итак, основная проблема неразвитости малого и среднего бизнеса в городе и области – неразвитость инфраструктуры поддержки СМП. В частности – отсутствие объектов складской недвижимости, которые соответствуют современным требованиям по хранению, и их доступность для малых и средних предпринимателей.

Проанализировав состояние малого и среднего бизнеса в Иркутской области, нами были сделаны следующие выводы:

1. В целом, за последние 2 года в Иркутской области наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса, однако, если сравнить с аналогичными показателями Новосибирской области, Иркутская уступает ей по всем позициям.

2. Наибольшее число малых и средних предприятий Иркутской области занято в сфере торговли, а предприятия НИОКР занимают последнюю позицию в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса нашего региона. Новосибирская область, напротив, бросает все силы на развитие инноваций в регионе, отсюда и высокий экспортный потенциал

3. Сфера торговли в Иркутской области самая динамично развивающаяся, однако состояние инфраструктуры данного сегмента рынка оставляет желать лучшего. В первую очередь это касается складской недвижимости, качества товаров, процедуры проведения сертификации, и т.д. Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в г Иркутске за 2003-2007 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 2.2 (по данным Иркутскстата).

Общие данные, приведенные в таблице 3.1 свидетельствуют о позитивных тенденциях в развитии СМП. Так, объем выпуска продукции и выручка от ее реализации в 2007 году увеличилась в 2,4 и 4 раза соответственно. Наблюдается увеличение заработной платы более чем в 2 раза и превышает данный показатель по России.

 

Таблица 3.1 Основные показатели состояния СМП в г. Иркутске

Наименование показателей Ед. изм.          
Число малых предприятий Ед.          
Число ИП (по данным ФНС) Чел.          
Число работающих на МП Чел.          
Объем выпуска продукции МП Млн. руб.          
Фонд ОТ Млн. руб. 849,3        
Среднемесячная зарплата на МП Руб.         6180,7
Выручка от реализации на МП Млн. руб.          
Инвестиции в основной капитал МП Млн. руб. 72,3 91,2 294,3 161,5 301,3
Доля налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города. % 8,8 7,5 12,2 18,3 20,1

 

Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За периоды 2003-2007 годы в общем количестве малых и средних предприятий, предприятия розничной и оптовой торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 48 до 53%). Вторым по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (13-15%). Строительные организации составляют около 13%, предприятия обрабатывающего производства – 7%.

С 2003 года налоговые поступления от малых предприятий города Иркутска выросли в 2,3 раза. В 2007 году оценочно доходы в бюджет составили 20% от всех доходов, поступающих в бюджет города.

Наиболее острые проблемы, среди прочих являются следующие:

Ø Низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателя недостаточно навыков ведения бизнеса)

Ø Дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

В настоящее время в городе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:

Ø Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

Ø Проведение маркетинговых исследований.

Ø Информационное обеспечение.

Ø Консалтинговые услуги.

Ø Помощь в регистрации предприятий.

Ø Юридические услуги.

Ø Аудиторские услуги.

Ø Содействие в получении инвестиций и кредитов.

Ø Предоставление оборудования в лизинг.

Ø Сдача в аренду (на льготных условиях) помещений.

Однако существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в обеспечении офисными и производственными площадями. Городские власти, конечно, содействуют развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства на столько, на сколько это максимально сегодня. В сфере совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства основными предложениями является улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске, способствующих устойчивому росту благосостояния граждан, формированию среднего класса, занятости и самозанятости населения, ускорению развития малого и среднего предпринимательства в г Иркутске. Оно предусматривает реализацию ряда мероприятий, представленных в таблице 2.3.


Таблица 2.3 Перечень мероприятий поддержки развития МСП в г Иркутске.

Перечень мероприятий Содержание мероприятий
   
Нормативно-правовое обеспечение Ø Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы развития МСП г Иркутска. Ø Разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий Программы развития МСП в г Иркутске. Ø Координация работы Советов по МСП при Комитетах по управлению округами г Иркутска. Ø Разработка программы «Развитие СМП в г Иркутске на 2013-2017 годы». Ø Взаимодействие со структурными подразделениями администрации Иркутской области по вопросам развития СМП. Ø Содействия созданию и развитию ассоциаций и объединений предпринимателей, в том числе отраслевых.
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства Ø Оказание информационно-консультационных услуг для СМП по различным направлениям предпринимательской деятельности. Ø Участие в работе Иркутского областного бизнес-инкубатора. Ø Формирование и ведение реестра организаций, составляющих инфраструктуру поддержки СМП. Ø Содействие созданию и развитию сети объектов инфраструктуры поддержки СМП в г Иркутске.
Обучение и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства. Ø Подготовка и проведение семинаров по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. Ø Проведение тренингов для персонала СМП. Ø Проведение специализированных семинаров для учителей общеобразовательных средних школ г Иркутска, преподающих предметы, в которых содержатся сведения об основах предпринимательской деятельности. Ø Обучение СМП основам ведения предпринимательской деятельности. Ø Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки СМП и персонала инфраструктуры поддержки СМП. Ø Подготовка образовательного раздела сайта «Малый и средний бизнес города Иркутска». Ø Организация и проведение совместно с ОГУ ЦЗН г Иркутска мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан. Ø Реализация Координационной образовательной программы по подготовке кадров для предпринимательских структур г Иркутска на 2013-2017 годы.
   
Информационно-методическое обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности Ø Подготовка информационных материалов для СМИ, освещающих вопросы развития СМП в г Иркутске и направленных на формирование позитивного образа предпринимателя. Ø Создание специализированной информационно-печатной продукции для СМП. Ø Распространение в муниципальных библиотеках, библиотеках школ и ВУЗов г Иркутска информационно-методологической литературы по вопросам развития СМП. Ø Участие администрации г Иркутска в региональных, межрегиональных и международных выставках и ярмарках по вопросам СМП. Ø Информационное наполнение сайта «Малый бизнес г Иркутска» в Интернете с сайта адм-ции г Иркутска по разделу «Развитие СМП». Ø Проведение информационно-рекламных акций. Ø Изготовление и распространение аудио, видео, печатных курсов обучения по основным аспектам ПД.
Организация работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы Ø Развитие сотрудничества и партнерских связей с городами России, городами-побратимами и партнерами, по обмену опытом в сфере развития СМП. Ø Организация работы круглых столов по основным проблемам СМП.
Организация проведения конкурсов Ø Проведение конкурса среди журналистов на лучшую публикацию о СМП. Ø Проведение совместно со структурными подразделениями администрации конкурсов среди СМП по отраслевой направленности. Ø Организация и проведение конкурса «Лучший студенческий предпринимательский проект в г Иркутске» с выделением грантов Ø Привлечение СМП к участию в конкурсах «100 лучших товаров России», «Всероссийская марка. Знак качества 21 век» и местных конкурсах с целью продвижения иркутской символики.
Инвестиционно-финансовая поддержка Ø Совместная работа с финансово-кредитными организациями города по развитию системы оказания финансово-кредитной системы СМП. Ø Субсидирование СМП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП по компенсации процентной ставки по привлеченным кредитам, займам, лизинговым платежам, затрат на арендные платежи, на разработку и экспертизу бизнес-планов, инвестиционных проектов, на прохождение сертификации по международным стандартам. Ø Создание и пополнение реестра инвестиционных проектов сферы СМП на территории г Иркутска. Ø Развитие системы микрокредитования СМП. Ø Имущественная поддержка СМП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП.
Сокращение административных барьеров в развитии СМП Ø Оказание информационно-консультационных услуг для СМП по вопросам защиты прав предпринимателей. Ø Обеспечение работы «горячей линии» для предпринимателей.
Расширение деловых возможностей и международное сотрудничество Ø Организационная и консультационная помощь СМП по участию в региональных, межрегиональных, международных в выставочно-ярмарочных мероприятиях. Ø Оказание содействия СМП по участию в проектах международных организаций по поддержке предпринимательства. Ø Субсидирование части затрат СМП, общественных орг-ций на участие в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, программах обмена опытом.

 

При успешной реализации мероприятий, представленных в таблице 2.3 планируется достичь следующие социально-экономические показатели, характеризующие социальную и экономическую эффективность развития сектора малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске:

Ø Увеличение количества малых предприятий на 1000 жителей до 15.

Ø Увеличение доли занятых на малых предприятиях до 21%.

Ø Увеличение среднемесячной заработной платы на малых предприятиях до 15000 рублей.

Ø Увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал малых предприятий до 6%.

Ø Увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности малых предприятий до 32%.

Ø Увеличение доли отгруженной малыми предприятиями продукции, выполненной работы, оказанных услуг малыми предприятиями до 48%.

Ø Увеличение доли налоговых поступлений от средних и малых предприятий до 23-25%

Ø Развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности.

Ø Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.

Ø Насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятий.

Ø Укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.

Как отмечалось выше – торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство – на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли приходится менее 10 процентов по России, в Иркутской области и в областном центре сложилась аналогичная ситуация - наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.

Тенденции развития этого сектора малого и среднего бизнеса, конечно, впечатляют (в сравнении с остальными), однако не следует выпускать из внимания проблемы, тормозящие развитие этого сектора. На наш взгляд, к таковым относится неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Функционирование предлагаемого проекта позволит местному бизнес-сообществу выйти на более современный уровень развития. У него появится возможность вести дела с мировыми производителями, получать опыт, учиться у более развитого бизнеса, представлять наш регион на международной арене. Кроме того, данный проект повышает и имидж и инвестиционную привлекательность территории.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Малый бизнес, являющийся одним из важнейших секторов современной рыночной экономики сегодня в России не развит. Не для кого не секрет, что причиной тому неразвитость инфраструктуры поддержки и развития. Почти во всех регионах России уровень развития инфраструктуры крайне низок. Иркутская область – не исключение. Сектор малого и среднего бизнеса Иркутской области характеризуется, тем, что большая часть малых и средних предприятий (46%) заняты в сфере торговли. В России малый бизнес не развит. Наша страна находится на последнем месте в сравнении с некоторыми странами ЕС и США по всем основным показателям.

Бизнес-сообщество чувствует себя сегодня в России не комфортно. Причиной тому недостаточно благоприятная деловая среда в стране. Меры государственной поддержки недостаточны. Хотя на всех уровнях власти стараются исправить ситуацию, однако многие регионы не могут грамотно распорядиться выделенными финансовыми средствами, или их крайне мало, для решения той или иной проблемы. В целом в России наблюдаются положительные тенденции, однако в других более развитых странах темпы роста развития данного сегмента протекают быстрее. В России тормозит этот процесс неразвитость инфраструктуры поддержки развития малого и среднего бизнеса.

Особенно остро это ощущают на себе отдаленные регионы, в их числе и Иркутская область. В целом, за последние 2 года в Иркутской области наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса, однако, если сравнить с аналогичными показателями Новосибирской области, Иркутская уступает ей по всем позициям.

Наибольшее число малых и средних предприятий Иркутской области занято в сфере торговли, а предприятия НИОКР занимают последнюю позицию в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса нашего региона. Новосибирская область, напротив, бросает все силы на развитие инноваций в регионе, отсюда и высокий экспортный потенциал

Сфера торговли в Иркутской области самая динамично развивающаяся, однако состояние инфраструктуры данного сегмента рынка оставляет желать лучшего. В первую очередь это касается складской недвижимости, качества товаров, процедуры проведения сертификации, и т.д. Решить эту проблему в нашем регионе мы предлагаем по средствам реализации проекта строительства логистического центра, который будет заниматься сертификацией и экспертизой товаров, обращающихся на региональном рынке, а так же предоставлением качественных складских услуг. Проведенные нами исследования и расчеты проекта строительства логистического центра позволяют сделать следующие выводы:

1. Реализация проекта позволит повысить конкурентоспособность региона.

2. Функционирование предлагаемого проекта позволит местному бизнес-сообществу выйти на более современный уровень развития. У него появится возможность вести дела с мировыми производителями, получать опыт, учиться у более развитого бизнеса, представлять наш регион на международной арене. Это повлечет приток инвестиций в регион.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный Закон “О стандартах государственных услуг»

2. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 года №679 “О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг”Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

3. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. – Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 2001. – 310 с.

4. Антонов Г. Д., Колесников А. И. Формирование и управление развитием социально-производственного комплекса города // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сборник материалов 4 Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – 354 с.

5. Антонов Г. Д. Социально-производственный комплекс города: формирование и управление развитием. / Г. Д. Антонов, А. И. Колесников. // ЭКО. – 2006. – №3 С. 15-32

6. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 365 с.

7. Горшков В. А., Маркова В. Д. Стратегия диверсификации завода // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. С. 108

8. Занадворов В. С., Занадворова А. В. Экономика города. – М.: Магистр, 2003. – 272 с.

9. Информационная записка «Очаговый источник загрязнения окружающей среды высокотоксичным веществом в г. Свирске», ООО «Дельта-Плюс», 2003 г.

10. Ковалев В. В., Патров В. В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 179 с.

11. Концепция социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск» до 2021 года.

12. Крылов Э. И., Власова В. М., Егорова М. Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.

13. Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

14. Крючина Л. И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России. / Л. И. Крючина, И. Д. Тургель. // ЧиновникЪ. – 2006. – № 40 С. 12-21

15. Любовный В. Я., Ром В. Я. Новые территориальные формы интеграции науки и производства. // Российские реформы: социальные аспекты. – М.: ЭКО. – 2003. – 320 с.

16. Отчет мэра муниципального образования «город Свирск» о работе администрации за I полугодие 2006 г.

17. Попов В. Г. Специфика социального развития и управления ЗАТО. / В. Г. Попов, К. И. Зубков, В. М. Копылов. // ЧиновникЪ. – 2006. – № 41 С. 34-39

18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для техникумов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 315 с.

19. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.

20. Справка МЛУ «Больница города Свирска» от 03.04.2006 г.

21. Стоянова Е. Д. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2002. – 235 с.

22. Тургель И. Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием. – Екатеринбург: Изд-во УрГГГА, 2001. – 259 с.

23. Форма статистической отчетности № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» за 2005 год.

24. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 234 с.

25. https://accum.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: