Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко




Исследование уровня воображения.

Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых идей, образов.

Диагностика воображения дошкольника может проводится по нескольким методикам. Я расскажу о нескольких из них, авторами которых являются В. Синельников, В. Кудрявцев и Немов. Методики предназначены для детей разных возрастов.

Методика «Складная картинка» 4-6 лет

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Для занятия понадобится складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба размером 10 на 15 см.

Психолог спрашивает у ребенка, что нарисовано на картинке. Затем психолог складывает картинку пополам и спрашивает у ребенка, во что превратилась утка. Занятие продолжается по мере раскладывания и складывания картинки. Всего возможно пять вариантов складывания: мостик, домик, угол, труба, гармошка.

Обработка данных: В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов:

- Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») – 1 балл.

· Ответ описательного типа, то есть перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его: «У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» — два балла.

· Ответы комбинирующего типа: включение персонажа (в данном случае — утки) в новую ситуацию, сохранение целостности изображения при сгибании рисунка («Утка заплыла за лодку», «Утка нырнула»), построение новых сюжетов («Как будто на трубе нарисовали утку») — три балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т.д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

Методика «Дощечка»(4-6 лет)

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см).

Инструкция к проведению: Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать».

Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?»

Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

Обработка данных: При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски («гараж», «лодочка» и т.д.), по 1 баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.(5-7 лет)

Ребенку предлагается 10 карточек, на которых изображены фигуры неопределенной формы и простой карандаш, поясняя, что он будет дорисовывать волшебные фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребенок не принимает инструкцию (рисовал что-то свое, не используя фигурку, обводил ее и т.п.), то рисуют на листе бумаги круг и показывают, как его можно превратить в шарик, цветок, светофор, снеговика и т.п. Затем снова просят ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.

При обработке результатов подсчитывали коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращалась в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считалось повторением, и оба эти изображения не засчитывают ребенку. Если двое детей превращают круг в цветок, то этот рисунок также не засчитывается ни одному из этих детей.

 

Таким образом, подсчитывается показатель гибкости воображения. В норме это 8–10 различных изображений в серии для детей 5 лет, 9–10 изображений для дошкольников 6 лет и 10 изображений для детей 7 лет.

Затем оценивается разработанность изображения, то есть степень его детализации. В норме каждое изображение ребенка 5 лет должно состоять из 2–3 элементов; 6 лет – из 3–4 элементов; 7 лет – из 4–5 элементов.

И наконец, определяется оригинальность изображения, которая оценивается по количеству включений исходной фигуры в графический образ. Другими словами, исходная фигура должна играть роль несущественного компонента в сложном изображении. Хорошим уровнем развития данного показателя считается наличие двух-трех включений (вне зависимости от возраста испытуемого).

Распределение испытуемых по уровням развития воображения осуществлялась следующим образом:

I уровень (высокий) - 7-10 баллов: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.

II уровень (средний) - 3-6 балла: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

III уровень (низкий) - 0-2 балла:дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: