Антиутопия для античеловечества




(По роману Е. И. Замятина "Мы")

Жанр утопии появился в Европе с зарождением гума­низма. Мудрецы прошлого с радостью изображали счастли-


вый мир будущего, где нет войны, болезней, а все сферы жизни общества подчинены законам разума. Прошли века. И утопия сменилась антиутопией - изображением "буду­щего без будущего", мертвого механизированного общества, где человеку отведена роль простой социальной единицы. На самом деле антиутопия не является полной противопо­ложностью утопии: антиутопия развивает основные прин­ципы утопии, доводя их до абсурда. Теперь оказывается, что один и тот же человеческий разум способен построить "Город Солнца" Томмазо Кампанеллы и работающие с точ­ностью часового механизма "фабрики смерти" Генриха Гим­млера. XX век стал веком воплощенных антиутопий — в жизни и литературе.

Для русской литературы жанр антиутопии не вполне свойствен. Одной из лучших антиутопий, написанных на русском языке, стал роман Евгения Замятина "Мы". Этот роман создавался в 1920 году в холодном полуразрушен­ном Петрограде. Автору удалось за семьдесят лет до паде­ния коммунистического режима сделать правильные выводы о "великом блефе", воплощенном в идеях марксизма-лени­низма. Собственно говоря, Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества. Итак, перед нами - "идеаль­ное общество".

Унификация, уравниловка, регламентация - вот лишь не­многие из признаков "идеального общества" в романе "Мы". История создания этого общества весьма напоминает исто­рию создания Советского Союза. Его граждане достигли сча­стья в результате гибели большей части населения. Жители страны счастливы: они живут в домах с прозрачными стена­ми, ходят на работу и с работы строем, а проблема любви решена раз и навсегда: "всякий нумер имеет право на другой нумер как на сексуальный объект". Жители, или нумера, но­сят одинаковую одежду, едят одинаковую пищу. Искусство является придатком государственной машины. За этой соци­альной идиллией наблюдают строгие Хранители. А выше всех стоит Благодетель - лидер "идеального общества". Все про­думано до мелочей.

Исполненные счастливого идеализма нумера строят некий


Интеграл, который наполнит счастьем всю Вселенную. Эти картины что-то напоминают, не правда ли? Недаром совре­менные Замятину критики с пеной у рта доказывали, что "Мы" — вредное и антисоветское произведение. Действитель­но, этот роман — антисоветское произведение, причем одно из лучших.

Главный герой — нумер D-503, от лица которого ведется повествование, — получает возможность испытать настоя­щие человеческие чувства, изведать страсть, страх. Судьба его трагична: он не был казнен, как его возлюбленная, а подвергся операции по устранению воображения вместе с другими нумерами,

Один из важнейших вопросов, которые пытается решить автор, — вопрос свободы выбора и свободы вообще. Где грань, отделяющая свободу от несвободы, а человека от животного? Сегодняшние хаос и шатание в постсоветском обществе, стыдливо именуемые "периодом становления де­мократии", показывают, что мы не готовы к свободе, мы не научились понимать и ценить ее. Может быть, нынешнее постсоветское пространство и является местом, где живут те, кто выжил в катаклизме антиутопии, — своеобразным "жилищем для античеловечества". К счастью, республики бывшего Советского Союза медленно и трудно выздоравли­вают, и возвращение в дурной сон под названием "Совде­пия" уже совершенно невозможно. Но призрак несвободы продолжает стоять за нашими плечами. Мы должны быть внимательны и бдительны: в мире есть много Благодете­лей, готовых осчастливить послушных нумеров. И са­мое главное — нам нужно не машинное демократиче­ское общество, а свобода, основанная на вечных принципах гуманизма.

Ъ <0>


М. А. ШОЛОХОВ

Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"

Четыре подпорки есть у человека в жиз­ни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на кото­рой стоит твой дом. И все четыре — одна важнее другой.,.

Валентин Распутин

Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохо­ва "Тихий Дон" равносильно чуду. Этот роман поистине стал "шедевром" века благодаря могучему таланту писателя.

Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя. В романе Шолохов описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казаче­ства и Красной Армии.

"Мелеховский двор — на самом краю хутора", — так на­чинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествова­ния Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то белые, но отчий дом навсегда оста­ется тем местом, где живут самые близкие люди, всегда гото­вые принять и обогреть.

Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борь­бы. Можно сказать, на перекрестке больших историче­ских событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелеховых.

Прежде всего мы познакомимся с главой семьи — Панте-леем Прокофьевичем, "Под уклон сползавших годов за-кряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полуме-


сяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства..." Этот человек был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчи­вым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внут­рисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соеди­нить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям. "Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повите­ли пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, ост­рые' плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое".

Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отри­цательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках прав­ды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.

Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе. Григорий предстает перед нами как правдоис­катель. В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания. На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял "бессмысленную жестокость".

Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому. Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека.

Больше всего в романе меня поразили женские образы: Иль­инична, Аксинья и Наталья. Эти женщины совершенно раз­ные, но их объединяет возвышенная нравственная красота.

22. 800 совр. соч. но рус. и мир. лит. 5-11 КА. 673


Ильинична, например, переживая незабываемую траге­дию — смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь.

Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа грани­чит с подвигом- И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой.

Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Ната­льи. Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь.

Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реаль­ные люди, живут с нами и среди нас. А дом Мелеховых стал нашим родным домом.

К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться ого­нек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда.

Человек для Шолохова - самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это прежде всего его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обяза­тельно вернется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: