ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА




Составитель: Позднякова В.В.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс

-карточки

-дополнительные задания

-кроссворды

-викторина

Карточки

Карточка 1 1. Подобрать по пять имен существительных, прилагательных, глаголов на тему «В театре». 2. Составить небольшой рассказ, используя слова, подобранные к первому заданию. 3. Сделать фонетический разбор слов: партер, спектакль, начинаться, входной. 4. Составить сложные предложения со словами: партер, спектакль, начинаться, входной.
 
Карточка 2 1. Поставьте в творительный падеж слова: бремя, племя, семя, время, вымя. 2. Придумайте словосочетания с этими словами. 3. С одним из этих слов (по выбору) составьте предложение и сделайте его синтаксический разбор.
 
Карточка 3 1. Подобрать по пять имен прилагательных, имен существительных, глаголов на тему «Праздник». 2. Составить небольшой рассказ, используя слова, подобранные к первому заданию. 3. Сделать морфемный разбор слов: чудесный, приближаться, мировоззрение, амфитеатр. 4. Составить сложные предложения со словами: чудесный, приближаться, мировоззрение, амфитеатр.

 

Карточка 4 1. Поставьте в предложный падеж слова: пламя, путь, имя, стремя, темя, знамя. 2. Составьте словосочетания с этими словами. 3. Сделайте синтаксический разбор двух из получившихся словосочетаний (по выбору).

 

Карточка 5 1. Определите падеж имен существительных:   В пламени костра; семенам для роста нужны удобрения; вижу красное знамя; сейчас почти нет диких племен; при езде на лошади держи ноги в стременах; как много девушек хороших, как много ласковых имен; в дорогу желают счастливого пути. 2. Сделайте морфемный разбор слов удобрения, счастливого, ласковых. 3. Составьте предложение, используя два разносклоняемых слова. Сделайте синтаксический разбор предложения.

 

Карточка 6 1. Что такое несклоняемые имена существительные? Какие имена существительные относятся к несклоняемым? (На вопросы ответить письменно.) 2. Определите род несклоняемых имен существительных.   Пальто, кашне, мисс, мадам, какаду, пенсне, монпансье, кашпо, пенальти, пианино, месье.   3. Составить предложения с несколькими несклоняемыми именами существительными (не менее трех предложений.)

 

Карточка 7 1. Что такое разносклоняемые имена существительные? Какие существительные относятся к разносклоняемым? (На вопрос ответить письменно.) 2. Просклонять по падежам существительные.   Вымя, темя, пламя, семя, путь, мечта, любовь, радость.   3. Составить предложения с разносклоняемыми именами существительными (не менее трех предложений).

 

Карточка 8 1. Какие имена существительные относятся к существительным общего рода? (На вопрос ответить письменно.) 2. Вставьте буквы и раскройте скобки.   Машенька был... кругл... сиротой. В кафе мы заказали горяч… кофе. Как... ты неряха! — сказала мама Пете. Маша был... плаксой, пока не повзрослел... Вчера у меня был… день рождения, мне подарили много п...дарков.   3. Составьте предложения с именами существительными общего рода (не менее трех предложений).

 

Карточка 9 1. Дайте определение имени существительному. 2. Просклоняйте по падежам слова.   Мороз, пламя, солнце, дерево, автомобиль, семя, задира.   3. Определите род имен существительных.   Пальто, трюмо, фрау, месье, конферансье, врач, папа, мама.   4. Составьте сложное предложение с несколькими словами из заданий 2 и 3. 5. Сделайте синтаксический разбор этого предложения.

 

Карточка 10 1. дайте определение разносклоняемым существительным. 2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.   Гусь свинье (не)товарищ...; знам...н...м победы; (черный) пианино; (теплый) пальто; (известный) конферансье; (знакомый) мисс.   3. Составьте словосочетания со словами.   Забияка, задира, плакса, сирота, зазнайка, растяпа, непоседа, неряха.   4. Сделайте морфологический разбор существительных.   Стекло, свобода, словарь, картина, событие.   5. Составьте сложное предложение со словами из заданий 3, 4.

 

Карточка 11 1. дайте определение именам существительным общего рода. 2. Составьте словосочетания со словами.   Племя, пианино, мадам, галчонок, кусочек, задира, зазнайка.   3. Спишите упражнение 249. Вставьте пропущенные буквы. 4. Составьте сложные предложения (не менее трех) со словами из упражнения 249. 5. Сделайте синтаксический разбор этих предложений.
Карточка 12 1. Выполните упражнение 319. 2. Образуйте от существительных имена прилагательные с одной или двумя буквами Н в суффиксе.   Сова, песок, олово, стекло, железо, шерсть, рожь, земля, овес, пламя, племя, время, плен, государство, глина, дерево, вода, серебро, длина, картина, цветок, пыль, телефон, книга, чай.   3. Составьте предложения, в которых определением было бы имя прилагательное с суффиксом - енн - или - онн - (не менее четырех предложений). 4. Сделайте синтаксический анализ получившихся предложений.
Карточка 13 1. Вставьте пропущенные буквы.   Стойкий олов...ый солдатик, стекл...ая ваза, стари...ые часы, каме...ый цветок, овс...ая каша, крыс...ый яд, мыш...ая нора, дерев...ая мебель, плам...ый привет, дли...ые волосы, карти...ая галерея, торф...ое озеро.   2. Выполните упражнение 320. 3. Составьте предложения, в которых определением было бы имя прилагательное с суффиксом - ан - или - ян - (не менее четырех предложений). 4. Сделайте синтаксический анализ получившихся предложений.

 

Карточка 14 1. Образуйте имена прилагательные с суффиксами -н-, -енн-, -онн-, -ан-, -ян-, -ин- от словосочетаний.   Флаг государства, строй конституции, сезон зимы, чашка из стекла, горшок из глины, прогулка на конях, хлеб из пшеницы, цветок из бумаги, автобус для экскурсий, плащ из кожи, горка изо льда.   2. Выполните упражнение 321. 3. Составьте предложения, в которых определением было бы имя прилагательное с суффиксом - н - или - ин - (не менее четырех предложений). 4. Сделайте синтаксический анализ получившихся предложений.

Задание: заполнить таблицу.

 

Неопределённая форма глагола Глагол в изъявительном наклонении. Любое время Глагол в условном наклонении Глагол в повелительном наклонении, 1-е лицо Глагол в повелительном наклонении, 2-е лицо
рисовать        
ложиться        
лечь        
быть        
идти        
капать        
греметь        
ехать        
мечтать        

 

Задание: заполнить таблицу.

 

Неопределённая форма глагола Изъявительное наклонение. Настоящее время Изъявительное наклонение. Прошедшее время Изъявительное наклонение. Будущее время Повелительное наклонение.
нравиться        
расцветать        
казаться        
смеркаться        
вечереть        
знобить        
посвежеть        
морозить        

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1

1. Указать русские слова, затем заимствованные.

 

Листовка, чистильщик, пенсне, кофе, пальто, береза, слово, портмоне, колчан, тюбетейка, сундук, барабан, картофель, морковь, скамья.

 

2. В отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» найти заимствованные слова.

 

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит.

Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар.

Ещё бокалов жажда просит

Залить горячий жир котлет,

Но звон брегета им доносит,

Что новый начался балет.

 

Задание 2

Задание к первому пункту для всех вариантов общее: вставить пропущенные буквы. Выписать слова с чередующимися гласными в корнях, к каждому слову подобрать по 4 однокоренных слова.

 

Вариант I

1. Объяснить графически выбор буквы в корне:

 

Приг...ревший хлеб, длинная к…са, бронзовый заг...р, сотв…рить чудо, ждать бл...годарности, аккуратно сл...женные вещи, сг...реть дотла, оз...рять светом, бл…стать умом, сильно накл...ниться, нежное прик...сновение, меня это не к...сается, пром...кнуть до нитки, сл...гать стихи.

 

2. Подобрать однокоренные слова (где это возможно) к словам с чередованием гласных в корнях из задания 1.

3. Составить слово. Приставку взять от слова предлагать; корень — от слова сложение; суффикс — от слова хранение; окончание — от слова везение.

 

Вариант II

1. Объяснить графически выбор буквы в корне:

 

Бл...стеть на солнце, укл...няться от ответственности, греть синим пламенем, к…солапый мишка, пл...вучий мост, отск...чить в сторону, угледобывающая отр...сль, непром...каемый плащ, прим...рение друзей, обж...гать руки, четко изл...гать, выр...сли зар...сли, обм...кнуть кисть в краску.

 

2. Подобрать однокоренные слова (где это возможно) к словам с чередованием гласных в корнях из задания 1.

3. Подобрать несколько примеров на правописание корней -блест- — -блист-.

 

Вариант III

1. Объяснить графически выбор буквы в корне:

 

Соч...тание слов, зап…рать на ключ, изм...рять длину, прим...рять платье, заг…рать на пляже, профессиональный пл…вец, пришло оз...рение, ог…рок свечи, ул...жить спать ребенка, притв...рился спящим, тяжелое пол...жение, предл...гать выход, з...рница, домашняя утв...рь.

 

2. Подобрать однокоренные слова (где это возможно) к словам с чередованием гласных в корнях из задания 1.

3. Сформулировать правило правописания корней с чередованием -бер- — -бир-, -пер- — -пир-.

 

Задание 3

1. Подобрать однокоренные слова к словам: снег, лист, час.

2. Придумать несколько слов с чередованием -лаг- — -лож-, -бер- — -бир-, -стел- — -стил-.

3. Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: малооблачный, пригревать, самокат.

 

Задание 4

Вариант I

1. Запишите синонимы с не.

Горе, ложь, плохое знание чего-либо, беспорядок, болезнь, отсутствие образованности.

 

2. Составьте предложения со словами.

Неправда, не правда, не погода, непогода, неряшливость, нелепость.

 

3. Ответьте письменно на вопрос: в каких случаях не с именами существительными пишется слитно? Приведите 2—3 примера.

4. Сделайте морфологический разбор слов: неправда, нелепость.

5. Вспомните пословицы и поговорки, в которых есть частица не и противопоставление союзом а.

 

Вариант II

1. Запишите синонимы без не.

Несчастье, неправда, недруг, недоверчивость, нерешительность, непорядок, нездоровье, невежество.

 

2. Дополните предложения.

Непогода помешала… Не погода виновата, а…

Нездоровье — это... Не здоровье, а…

 

3. Ответьте письменно на вопрос: в каких случаях не с именами существительными пишется раздельно? Приведите 2—3 примера.

4. Сделайте морфологический разбор слов: непогода, ненастье.

5. Вспомните пословицы и поговорки, в которых есть частица не и противопоставление союзом а.

 

Задание 5

1. Согласуйте прилагательные с существительными.

(Теплый) вечер; (голубой) небо; (свежий прозрачный) роса; Маша, ты так (добр) ко мне; Коля, ты все ещё (зол) на меня; (синий) машина; (зеленый) дерево; (яркий) цвет; (трусливый) собач...нка; (медленный) реч...нка; (неторопливый) шаг; (верный) друг; (верный) подруга; (правильное) произношение.

 

2. Употребите имена прилагательные в краткой форме и составьте с ними словосочетания.

Красивый, счастливый, умный, добрый, прекрасный, злой, молодой, старый, свежий, маленький, мудрый, веселый, грустный, чудесный, злопамятный, вкусный, пригожий.

 

Задание 6

Вариант I

1. Образуйте сравнительную степень простую и составную, если ее возможно образовать.

Милый, большой, дорогой, дешевый, веселый, толстый, важный, сухой, чистый, синий, красный, ужасный, ценный, бодрый, редкий, мягкий, горячий, поздний, грустный, просторный.

 

2. Образуйте превосходную степень (простую и составную) имен прилагательных из задания 1.

3. Составьте предложения с прилагательными.

 

Важный, важнее, узкий, более узкий, тише, редчайший, строже, милейший.

 

4. Дополните цепочку слов степенями сравнения.

Сладкий —... — …

Вежливый —... — …

Розовый —... — …

Интересный —... — …

Строгий —... —...

 

Вариант II

1. Выпишите прилагательные и определите их степень сравнения.

 

Это решение — самое честное. Впереди нас ждала более долгая дорога, чем вчера. Он был добрейшей человек. Тот подарок самый дорогой, который подарен с душой. Это редчайший случай в моей практике. Выше Пети в нашем классе никого нет. Экскурсия в Третьяковскую галерею была для меня самой интересной. Чтобы в диктанте было меньше ошибок, нужно тщательнее его проверять, а не бежать быстрее сдавать.

2. Образуйте от прилагательных, которые вы выписали из задания 1 другие возможные степени сравнения.

3. Разберите по составу имена прилагательные.

Ярчайший, умнейший, белее, чудеснее, чудеснейший, величайший, тонкий, толстый, красивее, реже, чаще, важнее, важнейший, огромнейший.

4. Составьте предложения со словами из задания 3. Разберите эти предложения по членам.

 

Задание 7

Вариант I

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

(Не)хороший день, а пр…красный; далеко(не)деш...вый п...дарок; свиду (не)приглядный; (не)б...льшой, но милый; (пре)(не)пр...ятное известие; какая (не)пр...ятность.

 

2. Выполните упражнение 308.

3. Составьте предложения со словосочетаниями из задания 1. Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

 

Вариант II

1. Выполните упражнение 310.

2. Придумайте 5 предложений, в которых имя прилагательное пишется раздельно с не и пять предложений, в которых имя прилагательное пишется с не слитно.

3. Сделайте синтаксический разбор предложений, получившихся у вас в задании 2. Начертите схемы этих предложений.

 

Задание 8

Задание: замените числа словами.

 

В году 365 дней. Бывает год, когда прибавляется ещё 1 день. Такой год называется високосным. А прибавляется этот день, потому что в феврале вместо 28 дней бывает 29.

Это происходит 1 раз в 4 года. Обычно же в феврале 28 дней. В остальных месяцах года может быть 30 дней или 31 день. В каждом месяце около 4 недель. В неделе 7 дней. Из них 5 рабочих, а 2 выходные. Но для некоторых людей рабочими являются 6 дней в неделю, а выходным —1 день — воскресенье.

 

Задание 9

Вариант I

1. Запишите словами числа: 48, 6532, 1, 720, 20418.

2. Просклоняйте имена числительные.

Пятьдесят три, сорок восемь, пятьсот девяносто четыре.

 

3. Составьте предложения, используя числительные второй, обе, трое, пятеро, вчетвером.

4. Сделайте морфологический разбор числительных в получившихся предложениях.

 

Вариант II

1. Запишите словами и просклоняйте числительные: 5432, 764, 2143, 1, 430, 319.

2. Преобразуйте количественные числительные в порядковые.

 

Тысяча восемьсот девятнадцать, сорок восемь, девяносто, пятнадцать, двенадцать, четыре, двадцать две тысячи восемьсот.

 

3. Разберите по составу слова: одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать и составьте с ними предложения.

4. Сделайте морфологический разбор числительных в получившихся предложениях.

 

 

Задание 10

Вариант I

1. Просклоняйте местоимения: она, ты, мы.

2. Раскройте скобки.

 

Что касается (я), то (я) не люблю яблоки. (Ты) так удобно? Я (вы) слушаю. Это (он) вещи, не трогай здесь ничего. Я позвонил, а (они) нет дома. Для (они) это очень важно. С (он) я пойду на концерт.

 

3. Подчеркните местоимения как члены предложения.

 

Он был таким хорошим. Я вчера их видела в кино. Вы придете к нам сегодня? У меня к тебе важное дело.

 

4. Замените местоимения местоимениями с предлогом.

 

Ждать его, говорить вам, послать ей, позвонить нам, заниматься ими.

 

5. Сделайте синтаксический разбор предложений из задания 3.

 

Вариант II

1. Определите падеж местоимений.

 

Их было двое, вам нравится, пойдем со мной, вижу ее, у нее сегодня дела, меня это не устраивает, я не хочу, не думай о них, можно с вами?

 

2. Просклоняйте местоимения: оно, вы, я.

3. Придумайте несколько предложений (не менее пяти), в которых местоимения являлись бы разными членами.

4. Сделайте синтаксический анализ получившихся предложений.

5. Ответьте письменно на вопрос: «Что такое местоимение?»

 

Задание 11

Вариант I

1. Прочтите текст. Озаглавьте его. К какому стилю он принадлежит?

 

В доме Гаврилы Афанасьевича из сеней направо находилась тесная каморка с одним окошечком. В ней стояла простая кровать, покрытая байковым одеялом, а перед кроватью еловый столик, на котором горела сальная свеча и лежали открытые ноты. На стене висел старый синий мундир и его ровесница, треугольная шляпа; над нею тремя гвоздиками прибита была лубочная картинка, изображающая Карла двенадцатого верхом. Звуки флейты раздавались в этой смиреной обители. Пленный танцмейстер, уединенный ее житель, в колпаке и в китайчатом шлафроке, услаждал скуку зимнего вечера, наигрывая старинные шведские марши, напоминающие ему веселое время его юности. Посвятив целые два часа на сие упражнение, швед разобрал свою флейту, вложил ее в ящик и стал раздеваться.

В это время защелка двери его приподнялась, и красивый молодой человек высокого росту, в мундире, вошел в комнату. (А. С. Пушкин)

 

2. Найдите в тексте переходные глаголы. Выпишите их. Сделайте морфемный разбор.

3. Найдите в тексте 6 непереходных глаголов. Выпишите их. Сделайте их фонетический анализ.

 

Вариант II

1. Прочтите текст. Озаглавьте его. Какому стилю он принадлежит?

 

Это было на расцвете. Я стоял на назначенном месте с моими тремя секундантами. С неизъяснимым нетерпением я ожидал моего противника. Весеннее солнце взошло, и жар уже наспевал. Я увидел его издали. Он шел пешком, с мундиром на сабле, сопровождаемый одним секундантом. Мы пошли к нему навстречу. Он приблизился, держа фуражку, наполненную черешнями. Секунданты отмерили нам двенадцать шагов. Мне должно было стрелять первому, но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и, чтобы дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел: противник мой не соглашался. Положили бросить жребий: первый номер достался ему, вечному любимцу счастья. Он прицелился и прострелил мне фуражку. Очередь была за мной. (А. С. Пушкин)

 

2. Найдите в тексте переходные глаголы. Выпишите их. Сделайте морфемный разбор.

3. Найдите в тексте 6 непереходных глаголов. Выпишите их. Сделайте их фонетический анализ.

 

Задание 12

1. Образуйте от данных слов имена существительные, оканчивающиеся на - ие. Поставьте их в дательный и предложный падеж.

 

Строить, создать, нападать, достигнуть, решить, обогатить, увеличить, расти, судить, возвращать, поразить, предпринять, соревноваться, объяснить, делить.

 

2. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания.

 

Сидел на собрани..., думал о прогулк..., говорил об уменьшени..., бегал по площадк..., участвовал в обсуждени..., ошибка в задани…, шел на задани..., сидел в уголочк..., туча на неб..., рассказал о коллекци..., в красивом гербарии..., мечтал о встреч....

 

3. Поставьте имена существительные в предложный падеж в единственное число.

 

Дорожка, лисица, бабушка, деталь, Маша, кровать, конь, корова, аллея, зыбь, лошадь, старость, древность, степень, Сережа, параллель, жизнь, ступень.

 

Задание 13

1. Переписать, заменяя цифры словами.

 

К 356 прибавить 568, от 245 вычесть 48, 56 умножить на 11, от 574 отнять 136, к 874 прибавить 18.

 

2. Образовать от количественных числительных порядковые.

 

4, 13, 78, 547, 978.

 

3. Записать, заменяя цифры словами.

 

В начале ХVIII века, во времена Петра I, на берегах Каспия нефть добывалась из широких колодцев глубиной от 15 до 40 м. К 1735 году близ Баку началась эксплуатация лишь 50-го нефтяного колодца. Небезынтересно знать, что 125 лет назад на одном из месторождений Апшеронского полуострова — Биби-Эйбатском, расположенном от Баку на расстоянии немногим более 22½ —25 километров, была пробурена 1-я в мире нефтяная скважина (вместо земляных колодцев) глубиной 30 метров.

 

Кроссворды

1.

Вопросы:

1. Тип речи.

2. Часть текста, которая начинается с красной строки.

3. Использование языка для общения людей между собой.

4. Стиль речи

5. Наука, которая изучает стили речи.

 

2.

 

Вопросы:

1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает....

2. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

3. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

4. Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.

5. В отличие от существительных, прилагательные изменяются по ….

6. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?, чей?

 

3.

Вопросы:

1. Часть речи, обозначающая количество предметов.

2. Числительные, которые отвечают на вопрос сколько?

3. Числительные, которые отвечают на вопрос какой?

4. Число больше трех, но меньше пяти.

5. Число меньше двенадцати, но больше десяти.

6. Десять разделить на два.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

(ПО ВСЕМУ УЧЕБНОМУ КУРСУ ЗА 6 КЛАСС)

 

Вопросы викторины:

1. Как называется раздел науки о языке, который изучает звуковой состав русского языка? (Фонетика.)

2. Что такое орфоэпия? (Правила литературного произношения.)

3. Что такое орфография? (Правила написания слов и их форм.)

4. От каких условий зависит употребление буквы Ъ на конце слова или между согласными внутри слова?

5. Что такое морфема?

6. Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

7. Что такое приставка? Для чего она служит? (Приставка — это значимая часть слова, которая ставится перед корнем и служит для образования новых слов.)

8. Что такое корень? Для чего он служит? (Главная значимая часть слова.)

9. Что такое суффикс? Для чего он служит? (Значимая часть слова, которая ставится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых слов.)

10. Что такое окончание? Для чего оно служит? (Значимая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.)

11. Какие части речи вам известны? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, союз, предлог, частица.)

12. На какие группы можно разделить все эти части речи? (Самостоятельные в служебные.)

13. В чём разница между самостоятельными и служебными частями речи? (В том, что самостоятельные части речи могут называть что-либо, а служебные служат только для связи слов в предложении, они не могут называть что-либо.)

14. Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому. То есть одно слово является главным, а другое — зависимым.)

15. Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль. В предложении, в отличие от словосочетания, должны быть главные члены.)

16. На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные.)

17. Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одно подлежащее и одно сказуемое.)

18. На какие группы делятся простые предложения? (На повествовательные, вопросительные и восклицательные.)

19. На чём основано такое деление? (Это деление зависит от того, какой знак препинания ставится в конце предложения, и с какой интонацией это предложение читается. Если ставится точка, значит это повествовательное предложение. Если вопросительный знак — вопросительное. А если восклицательный знак, значит оно восклицательное.)

20. Какие стили речи бывают? (Публицистический, художественный, разговорный, официально-деловой, научный.)

21. Чем они отличаются друг от друга? (Они отличаются сферой применения и словами, которые употребляются в том или ином стиле речи.)

22. Как называется приём, когда действия живого существа (человека или животного) приписываются неживому существу? (Олицетворение.)

23. Какие ещё авторские приёмы существуют? (Сравнение, метафора, эпитет, гипербола, литота.)

24. Для чего они нужны? (Чтобы придать большую выразительность и ярче показать картину наблюдаемого.)

25. Какие слова можно назвать профессионализмами? (Профессионализмы — это слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.)

26. Какие слова называются диалектными?

27. Какие слова называются жаргонизмами? (Жаргонизмы — это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением.)

28. Как называют слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям? (Эмоционально окрашенные.)

29. Какой может быть эмоциональная окраска? (Позитивной и негативной.)

30. Какие пометы ставятся в словарях при эмоционально окрашенных словах? (Сниж., высок. и т.д.)

31. Какие слова называются устаревшими? (Устаревшими называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления.)

32. Что такое словообразование? (Словообразование — это раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова.)

33. Что такое морфемика? (Морфемика — это раздел науки о языке, в котором изучается морфемный состав слов, то есть приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова.)

34. Какие морфемы могут входить в состав слова? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

35. Расскажите подробнее о каждой морфеме. (Приставка — значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Суффикс — значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Окончание — значимая часть слова, которая образует формы слова и служит для связи слов в предложении. Основа слова — часть изменяемого слова без окончания.)

36. Что такое орфография? (Орфография — раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.)

37. Что такое однокоренные слова? (Слова с общим корнем.)

38. С помощью каких частей слова могут образовываться новые слова? (С помощью приставка, суффикса.)

39. Что такое основа слова? (Это все слово без окончания.)

40. Что такое имя существительное? (Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».)

41. К какому роду относятся имена существительные? (Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду.)

42. По скольким падежам могут изменяться имена существительные? (Имена существительные могут изменяться по шести падежам.)

43. Какие это падежи? (Именительный, родительный, винительный, дательный, творительный, предложный.)

44. Какую роль в предложении чаще всего играют имена существительные? (В предложении имена существительные чаще всего играют роль подлежащего, дополнения и обстоятельства.)

45. Какие слова относятся к первому склонению? (Существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на -а, -я.)

46. Какие имена существительные относятся ко второму склонению? (Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода.)

47. Какие имена существительные относятся к третьему склонению? (Существительные женского рода, оканчивающиеся на мягкий знак.)

48. Каково общее значение имени существительного? (Общее значение предмета.)

49. Какие признаки относятся к постоянным? (Собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.)

50. Какие признаки относятся к непостоянным? (Падеж, число.)

51. Как подчеркивается подлежащее? (Оно подчеркивается прямой чертой.)

52. Как подчеркивается дополнение? (Оно подчеркивается пунктирной линией.)

53. Как подчеркивается обстоятельство? (Оно подчеркивается пунктирной линией с точками.)

54. Как отличить существительные с приставкой не - от существительных с отрицательной частицей не? (Существительные пишутся слитно с приставкой НЕ и раздельно с отрицательной частицей НЕ.)

55. Как различить на письме суффиксы - ик и - ек? (Если при склонении слова из суффикса выпадает гласная, значит, пишем в суффиксе букву Е, если не выпадает — значит, букву И.)

56. Как мы определяем, когда нужно писать О, а когда Е после шипящих в окончаниях и в суффиксах существительных? (После шипящих под ударением пишется буква О, без ударения буква Е.)

57. Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета.)

58. Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)

59. Чем могут являться в предложении имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении могут являться определением или сказуемым.)

60. Какие бывают степени сравнения у имен прилагательных? (Сравнительная и превосходная.)

61. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? (Качественные имена прилагательные, относительные.)

62. Какие имена прилагательные называются качественными? (Которые обозначают такой признак (качество предмета), который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.)

63. Какие имена прилагательные называются относительными? (Которые обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени.)

64. В каких случаях не - с именами прилагательными пишется слитно? (Если слово без НЕ не употребляется, а также если прилагательное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением.)

65. Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих мы пишем букву О? (Под ударением.)

66. Когда в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, после шипящих мы пишем букву Е? (Без ударения.)

67. В суффиксах каких имен прилагательных пишется две буквы Н? (В прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от существительных с основой на -н, а также в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн-, -енн-.)

68. В суффиксах каких имен прилагательных пишется одна буква Н? (В суффиксе -ин-; в суффиксе -ан-, -ян- прилагательных, образованных от существительных.)

69. В каких случаях в прилагательных пишется суффикс - к -? (В прилагательных, имеющих краткую форму; в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на -к, -ч, -ц.)

70. Что такое имя числительное? (Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы «сколько?» и «какой?».)

71. Какие имена числительные называются количественными? (Количественными называются имена числительные, которые обозначают количество, число.)

72. Какие имена числительные называются порядковыми? (Порядковыми называются имена числительные, которые обозначают порядок предметов при счете.)

73. Что называется местоимением? (Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.)

74. Какие разряды местоимений вы знаете? (Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.)

75. Какими станут эти местоимения, если к ним присоединить приставку не -? (Поменяется разряд. Они станут неопределенными.)

76. Какие разряды местоимений вы знаете? (Личные, отрицательные, неопределенные, вопросительные, относительные.)

77. Какие местоимения называются неопределенными? (Неопределенные местоимения указывают на некий неопределенный предмет или неопределенного человека или животное.)

78. Перечислите личные местоимения. (Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.)

79. Перечислите неопределенные местоимения. (Некоторый, несколько, нечто, некто, кое-кто, кое-кто, кто-нибудь, что-нибудь.)

80. Перечислите отрицательные местоимения. (Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, ничто.)

81. Перечислите указательные местоимения. (Тот, этот, таков, такой, столько.)

82. Перечислите вопросительные местоимения. (Кто, какой, сколько, что, каков, чей.)

83. Перечислите относительные местоимения. (Кто, какой, сколько, что, каков, чей.)

84. Перечислите притяжательные местоимения. (Мой, твой, ваш, наш, их, ее, его.)

85. Назовите возвратное местоимение. (Себя.)

86. Каково общее значение местоимений? (Указывают на предмет, не называя его.)

87. Когда пишется ни в отрицательных местоимениях? (Если на отрицательную частицу не падает ударение, то пишется частица НИ.)

88. В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно? (Если между частицей и словом присутствует еще какое-либо слово.)

89. Какого вида бывают глаголы и чем глаголы одного вида отличаются от глаголов другого? (Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: