Особенности развития детей первого года жизни




Первый год жизни занимает особое место в развитии ребёнка раннего возраста. «Всё в этом возрасте формируется впервые, всему ребёнок должен научиться» (Н.М. Щелованов).

Воспитание ребёнка с первого с первого месяца жизни не должно сводиться только к уходу за ним. У него надо воспитывать способность смотреть, слушать, развивать его эмоциональную сферу - вызвать улыбку, смех, звуки. Надо развивать его движения и действия Всё это является очень важным условием развития речи.

Основной формой воспитательного воздействия, обеспечивающего своевременное развитие речи, является общение. Общение с ребёнком должно лечь в основу всех форм воспитательного воздействия на него, начиная с первого месяца жизни. Психическая жизнь ребёнка развивается во время его бодрствования. Маленький ребёнок большую часть суток спит. Бодрствование его исчисляется минутами. По мере развития ребёнка удлиняется время бодрствования, что даёт возможность использовать это время для его воспитания. Бодрствование проходит в двух формах жизнедеятельности ребёнка:

К двум месяцам ребёнок спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается при общении со взрослым, появляется гуление.

На третьем месяце возникает новое- ребёнок уже сам ищет взрослого взглядом для общения с ним. Инициатива общения принадлежит ребёнку. Он активно бодрствует, появляется комплекс оживления при общении, активнее гулит, плавно следит за игрушкой во всех направлениях, направляет руку к игрушке, поворачивает голову и глаза в сторону источника звука.

В четыре месяца появляется ориентировочная реакция перед комплексом оживления, певучее гуление, смех. Тянется к игрушке, рассматривает свои руки. Локализует звук в пространстве.

Дети третьего и четвёртого месяцев жизни проявляют всё больший интерес к окружающим предметам. Они щупают свою пелёнку, подвешенную погремушку и прислушиваются к издаваемому ею звуку. В познавательную деятельность ребёнка включается рука, преимущественно как орган осязания. Это тоже осуществляется под воспитательным воздействием взрослого.

В пять месяцев ориентировочная реакция, сменяющаяся оживлением или реакцией страха. Певучее гуление с цепочками звуков, смех, хныканье. Переводит взгляд с предмета на предмет. Тянется к игрушке и захватывает её чаще двумя руками, тянет руку и игрушку в рот. Адекватная реакция на интонацию, на голос матери беспокоится или оживляется.Переворачивается со спины на живот.

В шесть месяцев у ребёнка чёткая ориентировочная реакция. При виде матери беспокоится или оживляется. Рассматривает окружающие предметы и людей. Появляется лепет. Ребёнок свободно берёт игрушку из разных положений, удерживает в каждой руке по предмету. Поворачивается на звук, если внимание его не отвлечено игрушкой, взрослым.

В семь месяцев малыш внимательно рассматривает взрослых, прежде чем вступить в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом. Дифференцирует «своих» и «чужих». Активно лепечет. Перекладывает предмет из руки в руку, похлопывает рукой по игрушке. Узнаёт голоса близких. Посаженный ребёнок сидит, опираясь на руки Поворачивается с живота на спину,стоит при поддержке

В восемь месяцев ребёнок по слову взрослого может показать несколько предметов, выполнять простые действия (без показа взрослого): хлопает ручками («ладушки»), на слова «до свидания» машет ручкой. Вступает в игровой контакт со взрослыми, чётко дифференцирует «своих» и «чужих». Лепет и жест как средство общения. Лепет активный интонационно-выразительный. Занятия с игрушками становятся более длительными и разнообразными. К 8-9 месяцам малыш использует каждую игрушку по-разному, в зависимости от её свойств. Манипулирует 2-3 предметами. Различает лица людей; знает своё имя. Садиться и сидит, не опираясь.

К девяти месяцам малыш понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает своё имя, даёт игрушку, находящуюся у него в руках, понимает слова, связанные с режимными процессами, выполняет по просьбе взрослого необходимые движения и действия («садись», «пей», «дай ручку») Так речь взрослого начинает регулировать действия ребёнка. В лепете разнообразные звуковые сочетания; интонационно-мелодическая имитация фразы. Общение с помощью жеста. Ищет спрятанную игрушку, берёт мелкие предметы двумя пальцами. Встаёт, ухватившись за опору.

В десять месяцев ребёнок вступает в игровой контакт со взрослым, подражает жестам; голосом сигнализирует о биологических нуждах; реакция неудовольствия на различные ситуации. Подражает звукам и слогам, появляются лепетные слова. Вкладывает пальцы в отверстие под контролем глаза; показывает части тела другого человека. Стоит самостоятельно, ходит, держась одной рукой

К одиннадцати месяцам ребёнок избирательно относится к окружающему; понимает названия отдельных предметов, выполняет некоторые просьбы, понимает слово «нельзя». Подражает слогам и звукам; говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя». Выбрасывает игрушки из кровати; вкладывает пальцы в отверстия на ощупь, показывает части своего тела, перелистывает страницы

Делает несколько шагов без опоры.

К году ребёнок самостоятельно ходит, начинает понимать речь взрослого, говорит 5-6 лепетных слов, выражена интонация просьбы. Длительно и разнообразно действует с игрушками, воспроизводя то, чему его научили: катает машину. Водит куклу, кормит её, баюкает, активен при приёме пищи, положительно относится к гигиеническим процедурам, пользуется ложкой и расчёской по назначению. Эмоционально реагирует на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных инструментов. Ориентируется в знакомой окружающей обстановке, узнаёт на фотографии близких людей. Активно действует с предметами, ищет общения со взрослыми и детьми, радуясь им. Так создаются предпосылки развития более сложных умений на втором году жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: