Образ бессловесных из притчи о пастыре лучше символизирует сверхсловесное общение верующих с Богом.




Голос – это звучащая внятность, будь то речь или музыка.

Звуки, которые издает свирель или кифара, становятся голосом, когда присутствует «интервал между звуками» – diastol¾ to‹j fqТggoij (1 Кор. 14:7). Что происходит, когда говорит человек? Он «издает слово значащее» – eЬshmon lТgon (1 Кор. 14:9). Интервалы между звуками и значимость слова – это «сила гласа», dЪnamij tÁj fwnÁj (1 Кор. 14:11) [2].

Когда мы слышим голос, мы понимаем значение отдельных слов и понимаем целое. Услышать голос означает понять смысл высказывания, который не сводится к значению каждого из содержащихся в нем слов. Приведем два примера.

Первый предлагает апостол Павел, когда проводит аналогию между голосом музыкального инструмента и голосом человеческой речи. Оказывается, в музыке мы слышим «голос», – мы как-то постигаем музыкальную фразу, пока она длится во времени, не завершена, звучит…

Музыка – пример того, что мы целое постигаем не по частям.

Когда мы слышим целое музыкальной фразы в каждом ее фрагменте, мы слышим ее «голос».

Второй пример относится к пониманию символизированной речи, в частности, библейского символизма. Если мы говорим о Боге, то мы говорим о невыразимом с помощью выразительных средств. Такова символизированная речь, которая в сфере религиозной мысли по необходимости такова. Если говорить о Ветхом Завете в целом, то это речь – пророческая. Верующему дано простираться к неведомому. О грядущем пришествии Мессии нельзя было говорить иначе, как в Духе Божьем и на языке символов, значение которых открылось с пришествием Того, о Ком пророчили [3]. Значение отдельных «слов» в пророческой речи неясно, а верующий человек ее как-то «слышит», целое, оказывается, как-то ему дано прежде частного… Опять же и здесь: целое мы постигаем не по частям.

Мы слышим речь до того, как понимаем ее фрагменты, это и называется «слышать голос». «Вера от слышания», – говорит апостол Павел (Рим. 10:17). [4]

О человечестве после Потопа и Завета с Ноем сказано: «была вся земля глас един у всех ». Один какой-то был смысл, верховный для всякой речи и всякого отдельного человека… На земле была единая «сила гласа» (1 Кор. 14:11), и это не был только голос человека к человеку. Человечество какое-то время пребывало в богообщении.

Каким чувством человек воспринимает откровение? Никаким из телесных чувств. Вот свидетельства. «Видел, и не было образа», было «веянье и глас» – «я веяние (aЬran) и глас слышал» (Иов 4:16). Слышал веяние … «Глас веяния тонкого – fwn¾ aЬraj leptÁj – и тамо Господь» (3 Цар. 19:12).

Другое свидетельство. Когда Ной принес жертву после Потопа, она была в высшей степени Богу угодна: «обонял Господь Бог обоняемое (запах) покоя» (Быт. 8:21 ТМ). После этой жертвы, которую Бог «обонял», Ною был дан Завет и знамение – в радуге. Жертвоприношение Ноя была такая полнота богообщения, что запах от жертвы, которую принес человек, отдался ему как оптический образ (в радуге). У запаха есть аналог в области другого чувства – зрения или слуха. Запах может иметь зрительный образ… Есть такая сфера общения, где обонятельное, зрительное и слуховое – едино. Это богообщение.

Условия богообщения превосходят границы чувств. И друг с другом люди общаются иначе, когда они в Церкви. Когда «с нами Бог», мы Его присутствие ощущаем хотя бы потому, что друг друга понимаем не по словам…

Об этом говорит Христос в притче о пастыре. Почему учитель и иерей Божий назван «пастухом», а верующие – «овцами»? Потому, что общение между ними идет по-над словами: овцы не слова пастуха слушают… Голос (fwn») – вот что их объединяет: «овцы глас его слышат». Не «слушаются», а «слышат» (¢koЪei), этого достаточно: они слышат и идут. «Овцы за ним идут, потому что они ведают (o‡dasin) глас его» (Ин. 10:3, 4).Пастырь ведь с овцами не разговаривает, он их «глашает» (fwne‹; Ин.10:3). Когда тебе говорят о самом главном, мало понимать значения слов, надо почувствовать, что за всеми словами стоит «глас один для всех»…

Почему западные проповедники так жалко выглядят в России? Не потому что у них другой «менталитет», у них другой «голос». Это не голос Пастыря. Это не тот голос, за которым можно пойти.

Образ бессловесных из притчи о пастыре лучше символизирует сверхсловесное общение верующих с Богом.

И обратное верно: отступничество от Бога сказывается, прежде всего, в том, что человек перестает слышать. О том, говорил Иисус (Ин.8:31, 43):

Говорил Иисус к веровавшим Ему иудеям: Почему вы не разумеете речи Моей? Потому что вы не можете слышать (¢koЪein) слова Моего.

Иудеи веровали, что с ними говорит Мессия, но они Его не слышали. Иисус говорил с иудеями не на чужом языке, значение каждого слова могло быть понято, Иисус говорил слово голосом, а иудеи не могли слышать слово Его. И об Отце Христос сказал тем, которые уже искали убить Его: «вы гласа Его никогда не слышали» (см. Ин. 5:18, 37).

«И была вся земля глас един для всех» – не об отсутствии многоязычия говорит Писание, а о наличии богообщения.

Есть истины, которые в своем словесном выражении, как очень значительные, проходят через все Писание, насквозь и до наших дней… Только бы слышал человек «голос», тогда он знал бы, что целое ему дано прежде частного… Всякий художественный образ таков, что он не складывается из частностей и фрагментов. Во всяком художественном образе есть это чудесное наличие целого, которое в каждой частности выражается, но к их совокупности не сводимо.

Поскольку человек «óбраз Божий», он знает нечто большее, чем все его переживания вместе взятые. Поскольку человек «образ Бóжий», он знает То, Чего он образ. Человеку дано слышать «голос» Божий поверх слов.

У человечества после Потопа на обновленной земле «был глас един у всех».

Смотрим Масоретский текст стиха 11:1: «И была вся земля губа одна и словаодни» – у‑деварим ахадим ~ydxa ~yrbdw. То есть до рассеяния был один набор терминов, один словарь. Опасное слово «голос», на котором обличал Христос иудеев, из Масоретского текста ушло. И уточнение, что голос был «для всех», отсутствует. Различие между текстами – всего-то в двух словах, а по значению оно относится к «крупномасштабным различиям» между библейскими текстами [5].

Св. Писание поведает нам далее, что нарушение богообщения, то есть разорение церковной жизни, привело к полной утрате взаимопонимания между людьми и крутому повороту в мировой истории. Произошел переворот (катастрофа) – революция, имя которой «Вавилон».

 


[1] Из серии статей о языке: 1) Глоссолалия – речь на «губе». 2) Богообщение – слышать «голос». 3) Многоязычие – смешение «языка». 4) Вавилон и Пятидесятница.

[2] То, что звучит, но не имеет «силы гласа», может быть названо «род гласов безгласный» – ¥fwnon (1 Кор. 14:10-11). К такому «безгласному роду» и относилась глоссолалия апостольских времен: это не были музыкальные фразы, и это не были значащие слова. Духом человек чувствовал, что это звуки речи, но не голос. Апостол говорит о себе в таком состоянии: «дух мой молится, а ум мой бесплоден» (1 Кор. 14:14). Во времена до Вавилона говорение было на «губе». Оно было иным, чем глоссолалия апостольских времен, потому что было внятным: в звуках той речи на губе был голос, поскольку значение речи распознавалось.

[3] Умная русская сказка знает такое положение: «Иди туда, не знаю куда, добудь то, не знаю что». И ведь шли и добывали…

[4] О том, что богообщение происходит посредством слуха, пишет пророк Амос: «Пошлю голод на землю: не голод хлеба и не жажду воды, но – слышания слов Яхве» (Ам. 8:11).

[5] См. Е.А. Авдеенко. Книга Бытия: Генесис и Берешит. Приложение VI.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: