Современные исследования отечественной дифференциальной психофизиологии.




Вопросы к экзамену по дисциплине «Дифференциальной психологии»

Курс факультет клинической психологии

1. История становления дифференциальной психологии.

2. Исследования индивидуальных различий в зарубежной психологии (Ф. Гальтон, Ч. Спирмен, Р. Кеттелл, А. Анастази, Л. Тейлор, Г. Айзенк, С. Бёрт, Ф. Вернон, В. Штерн, Г. Олпорт, Р. Мак-Крей).

3. Отечественные исследования индивидуальных различий (А.Ф. Лазурский, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин).

4. Место дифференциальной психологии в структуре современного психологического знания и ее предмет.

5. Становление психодиагностики, психогенетики и статистических методов психологического исследования в контексте дифференциальной психологии.

6. Психодиагностика и дифференциальная психология.

7. Статистические методы исследования.

8. Соотношение дифференциальной психологии с проблематикой психологических дисциплин.

9. Разделы дифференциальной психологии.

10. Методология дифференциальной психологии.

11. Исследования групповых различий (Маккоби и Джеклин).

12. Правила группового анализа.

13. Фактор группового процесса и принципы группового анализа (С. Фоулкс).

14. Статистические критерии групповых различий.

15. Анализ профилей психологических черт.

16. Биографический метод.

17. Обобщение документальных материалов.

18. Этологическое исследование.

19. Феноменологические методы оценивания индивидуальности.

20. Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

21. Специфика подходов к исследованию природы индивидуальных различий в дифференциальной психологии по сравнению с психогенетикой.

22. Сопоставление интерпретаций результатов, получаемых психологическими и психогенетическими методами.

23. Психофизиологические основы индивидуальных различий.

24. Теоретические предпосылки дифференциально-психофизиологического направления.

25. Основные постулаты исследования индивидуальных различий (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицина).

26. Взаимосвязи свойств нервной системы и психологических характеристик.

Современные исследования отечественной дифференциальной психофизиологии.

28. Уровень активации как механизм регуляции стабильных психологических свойств и преходящих состояний.

29. Функциональная асимметрия парных органов.

30. Профиль латеральной организации.

31. Левшество и леворукость, психологические особенности левшей.

32. Формирование индивидуальных особенностей в процессе развития.

33. Принципы исследования возрастной динамики индивидуальных различий.

34. Возможности лонгитюдного метода и метода поперечных срезов для анализа индивидуальных различий (возрастные изменения и возрастные различия).

35. Анализ диапазона индивидуальных различий и его изменения в процессе развития.

36. Роль социальных факторов в формировании индивидуальных различий.

37. Социально-экономический статус, структура семьи их роль в формировании индивидуальных различий.

38. Социальные изменения как фактор формирования индивидуальных различий.

39. Расовые и этнические различия в когнитивной сфере (А. Дженсен, Р. Линн, Р. Хернстейн, Ч. Мюррей).

40. Половой диморфизм.

41. Модели половой дифференциации.

42. Схема формирования половых различий в перинатальном и постнатальном периодах Дж. Мани.

43. Теории формирования полоролевого поведения (теория обучения, теория идентификации, когнитивная теория, теория полоролевой схематизации). Гендерные различия.

44. Структура свойств темперамента и диспозиционных свойств личности.

45. Формально-динамические и содержательные компоненты структуре свойств темперамента и личности.

46. Темперамент и критерии его выделения в теории черт.

47. Направления исследования темперамента в зарубежной и отечественной психологии.

48. Исследование личности в теории черт.

49. Лексический подход к исследованию черт личности.

50. Многофакторная структура свойств Р. Кэттэлла.

51. Факторная структура личности по Г.Ю. Айзенку.

52. Исследования У. Нормана, Л. Гольдберга, Р. Коста, П. Мак-Крэя, М. Цукермана, Теллегена.

53. Пол и гендерные различия.

54. Понятие гендера.

55. Гендерные различия.

56. Гендерные различия и социализация.

57. Исследования гендерных различий.

58. Ограничения накладываемые традиционной женской ролью.

59. Ограничения накладываемые традиционной мужской ролью.

60. Гендер в различных культурах.

61. Конституция и свойства нервной системы.

62. Понятие темперамента.

63. Темперамент как свойство индивидной индивидуальности.

64. История исследования темперамента.

65. Конституционные теории темперамента.

66. Темперамент и свойства нервной системы.

67. Теория Я. Стреляу.

68. Теория В.С. Мерлина.

69. Психологическая характеристика типов темперамента.

70. Проблема ценности темперамента.

71. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

72. Дифференциально-психологические исследования личности.

73. Направления исследования личности в дифференциальной психологии.

74. Индивидуальные различия в мотивациях, ценностях, интересах.

75. Индивидуальные особенности мотивации.

76. Индивидуальные различия в ценностях.

77. Индивидуальные различия в интересах.

78. Индивидуальные различия в общении и эмоциональной сфере. Эмоциональная индивидуальность личности по Б.И. Додонову.

79. Динамические особенности чувств и их индивидуальные вариации.

80. Индивидуальность в общении.

81. Психологическое время личности.

82. Понятие «характер»

83. Характер как выражение черт направленности личности (С.Л. Рубинштейн).

84. Структура характера (Б.Г. Асмолов, С.Л. Рубинштейн).

85. Типы социальных характеров (Э. Фромм).

86. Клинический подход к типологии характеров: типы акцентуации характера.

87. Способности и общий интеллект.

88. Факторные модели интеллекта (Модель К.Спирмена. Модель Л. Терстоуна. Модель Дж. Гилфорда. Модель Ф. Вернона. Модель Д. Векслера. Модели С. Барта. Модель интеллекта Р. Стернберга. Теория множественного интеллекта Х. Гарднера).

89. Концепция ментального опыта М.А. Холодной.

90. Снижение способности к обучению при сохранном интеллекте.

91. Групповые и индивидуальные структуры когнитивных характеристик (сопоставление результатов исследований, использовавших R-технику и P-технику факторного анализа).

92. Социальный, практический, эмоциональный интеллекты и их соотношение с психометрическим интеллектом.

93. Формально-динамические и содержательные особенности когнитивной сферы: задатки и способности, склонности и интересы.

94. Познавательная активность, как динамическая составляющая способностей, её связь с интеллектом и креативностью.

95. Стилевые характеристики личности.

96. Стилевые характеристики: опосредующая и системообразующая роль стилевых характеристик.

97. Когнитивные стили.

98. Когнитивные стили по М.А. Холодной.

99. Стили деятельности (Е.А. Климов).

100.Стили жизни (Адлер).

101.Взаимосвязи между психологическими характеристиками относящимся к разным сферам.

102.Соотношение социального и биологического в структуре индивидуальности.

103.Понятие «индивид», «личность», «индивидуальность».

104.Основные характеристики человека.

105.Соотношение психологических характеристик, относящихся к разным уровням в иерархии психологических свойств.

106.Иерархическая структура свойств человека.

107.Многофакторная (информационная) теория индивидуальности (Дж. Ройс).

108.Функционально-уровневая теория индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.М. Теплов).

109.Интегральная теория индивидуальности (В.С. Мерлин).

110.Анализ констелляций психологических черт (М. Андерсон, Д. Любинский).

111.Исследование индивидуальных различий в теории черт.

112.Возможности и ограничения типологического анализа при исследовании индивидуальных различий.

113.Понятие психологической черты.

114.Целостный анализ индивидуальности.

115.Интер- и интраиндивидуальная вариативность.

116.Стабильные черты и состояния.

117.Ситуативность как проявление интраиндивидуальной вариативности.

118.Ситуативная теория личностных черт (У. Мишел).

119.Парадокс постоянства (Д. Бем).

120.Фундаментальная ошибка атрибуции (Л. Росс).

121.Прототипы свойств

122.Ситуативность и возможность прогноза поведения.

 

 

Заведующая кафедрой общей и клинической

психологии, доцент Василенко Т.Д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: