Реферат
«Мелкая пластика в декоративно-прикладном искусстве»
Выполнил:
Тючкалов Егор Евгеньевич
студентка группы 625 Б
ДПИ ДО ФИИиД
Руководитель:
Старший преподаватель кафедры ДПИ
Л. Т. Плаксий
Хабаровск 2009
Оглавление
Введение
Мелкая пластика — определение
Основные направления в мелкой пластике
Материалы
Стилистика произведений малой пластики
Примеры авторов мелкой пластики
Традиции и новаторство в скульптуре малых форм
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Пластичность глин использовалась человеком ещё на заре его существования, так одними из первых изделий из глины стали скульптуры людей и животных, известные ещё в палеолите. К позднему палеолиту некоторые исследователи относят и первые попытки обжига глины. Но широко обжиг глиняных изделий с целью придать им твёрдость, водоустойчивость и огнестойкость стал применяться только в неолите (около 5 тыс. лет до н. э.).
Освоение производства Керамики — одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Ее осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития. Это не исключало в дальнейшем взаимовлияний, в результате которых лучшие достижения народов и отдельных мастеров становились общим достоянием.
Способы обработки глины для получения Керамики, как и самого производства изделий, изменялись и совершенствовались в соответствии с развитием производительных сил народов. Но наличие обжига сохранилось до сих пор.
|
Керамика часть декоративно-прикладного искусства. Простота производства и доступность материала, а также долговечность, сделали изделия из керамики наиболее распространёнными в культуре человека.
С развитием цивилизации, совершенствовались и изделия. Помимо простейших вещей, появились вещи, несущие не только практическую нагрузку, но и имеющие высокую культурную ценность. Керамика становится искусством.
Сейчас, в повседневной жизни, керамика появляется больше в изделиях декоративно-прикладного искусства. Ваза или кувшин в интерьере, не предназначены для хранения продуктов, а представляют собой его украшение.
В России испокон веков складывались свои традиции в изготовлении керамики. Это и Дымковская и Филимоновская игрушки и Каргопольские свистульки и многое другое. Художники народных промыслов вносят свой вклад в развитие и продолжение традиций Российской керамики.
В настоящее время, при изготовлении изделий из керамики, используются, как традиционные материалы и технологии, которым тысячи лет, так и новые, в чём-то, упрощающие их производство, но расширяющие возможности художников-керамистов.
Таким образом, главной целью данного реферата является выявление основных направлений в скульптуре малых форм, материалов и их свойств, стилистики современных произведений и примеры работ некоторых авторов.
Найти баланс традиций и новаторства, классических и современных технологий производства в современной скульптуре малых форм.
|
Мелкая пластика — определение
Искусство скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур. Оно включает в себя — огромное разнообразие направлений, материалов, техник.
Мелкая пластика или скульптура малых форм. — Вид станковой скульптуры, отличающейся небольшими размерами. К мелкой пластике относятся также глиптика и медальерное искусство. В ней используются самые разнообразные материалы: камень, глина, металл, фарфор, стекло, полудрагоценные и драгоценные камни и т. п.
Также мелкая пластика является видом искусства ваяния, подчиняющимся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. Это не только изделия, предназначенные для применения в повседневной жизни и быту, но и произведения искусства, несущие также эстетическую нагрузку, выражающие настроение, душевное состояние автора, уровень массовой культуры, искусства и уровень развития человечества в целом.
Через скульптуру порой можно выразить больше, чем через изображение на плоскости так как человек воспринимает окружающие его предметы используя не только зрение и слух, а так же осязание, обоняние, вкус, интуицию. После обработки полученной информации, в разуме, душе формируются ассоциативные образы, которые могут погрузить человека в различные состояния души: радость, печаль, восторг, ностальгия, тоска, умиротворённость, ощущение полноценности, состоятельности и т.д.
Работая в скульптуре малых форм, автор, в свою очередь, способен передать собирательный образ, используя при этом минимум средств.
Намного сложнее выразить свои чувства не огромным количеством ярких, массивных, громких слов, а использовать для этого привычные, порой банальные приёмы и методы. Именно поэтому скульптура малых так впечатляет нас своей лаконичностью, цельностью, глубиной и, одновременно, простотой смысла. Это и есть основная отличительная черта скульптуры малых форм.