Условия для проведения измерения




 

5.2.1 Перед измерением двигатель автомобиля должен быть прогрет до рабочей температуры, рекомендованной изготовителем. При отсутствии этих данных температура охлаждающей жидкости (моторного масла) двигателя должна быть не ниже 60 °С.

 

5.2.2 Минимальная частота вращения должна быть в пределах, установленных изготовителем.

 

5.2.3 Проверку проводят при метеорологических условиях, соответствующих техническим характеристикам шумомера, используемого для измерений.

 

5.2.4 Площадка для испытаний должна иметь твердое покрытие. Расстояние от микрофона до шумоотражающих объектов должно быть не менее 3 м, наличие снежного покрова на площадке не допускается.

Допускается проведение предварительных измерений в закрытом помещении при расстоянии от микрофона до крупных шумоотражающих объектов не менее 1,5 м. В случае превышения измеренных в помещении значений допустимого уровня шума испытания повторяют на открытой площадке.

 

5.2.3, 5.2.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).

 

5.2.5 Фон шумовых помех (окружающий шум, шум ветра) должен быть не менее чем на 10 дБА ниже уровня измеряемого шума.

 

5.2.6 Перед началом измерения проводят визуальный осмотр основных элементов автомобиля, влияющих на уровень шума.

Автомобиль с неисправностями, указанными в приложении Б, измерениям не подвергают.

 

Подготовка к измерениям

 

5.3.1 Размещают автомобиль на испытательной площадке в соответствии с 5.2.4.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

5.3.2 Заглушают двигатель.

 

5.3.3 Затормаживают автомобиль с помощью стояночной тормозной системы.

 

5.3.4 Подкладывают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов (с общей массой для автобусов более 5 т и грузовых автомобилей более 3,5 т).

 

5.3.5 Устанавливают тахометр на автомобиль в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

 

5.3.6 Устанавливают микрофон в соответствии с 5.4.1.

 

5.3.7 Подготавливают шумомер к работе в соответствии с инструкцией по эксплуатации шумомера и измеряют фоновый шум.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

5.3.8 Устанавливают рычаг переключения передач (для автомобилей с автоматической коробкой передач - избиратель передач) в нейтральное положение.

 

5.3.9 Запускают двигатель.

 

Измерение

 

5.4.1 Расположение микрофона

 

5.4.1.1 Устанавливают микрофон над поверхностью площадки на высоте расположения выпускной трубы глушителя, но не ниже 0,2 м (позиция 7 на рисунке В.1 приложения В).

 

5.4.1.2 Микрофон размещают на расстоянии (0,5±0,05) м от среза выпускной трубы (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).

 

5.4.1.3 Главная ось микрофона должна быть параллельна поверхности площадки с отклонением не более ±15° и составлять угол 45°±15° с вертикальной плоскостью, проходящей через ось потока отработавших газов, выходящих из выпускной трубы глушителя (позиции 1-5 на рисунке В.1 приложения В).

 

5.4.1.2, 5.4.1.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

 

5.4.1.4 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми не более 0,3 м, микрофон устанавливают у выпускной трубы, расположенной ближе к боковой стороне автомобиля или в более высокой точке над поверхностью площадки (позиция 2 на рисунке В.1 приложения В).

 

5.4.1.5 Для автомобиля с двумя или более выпускными трубами, расстояние между которыми более 0,3 м, микрофон устанавливают у каждой выпускной трубы (позиция 3 на рисунке В.1 приложения В).

 

5.4.1.6 Для автомобиля с вертикальным расположением выпускной трубы микрофон устанавливают на высоте среза выпускной трубы на расстоянии (0,5±0,05) м в направлении к ближайшей стороне автомобиля. Ось микрофона направляют вертикально, мембрану ориентируют вверх (позиция 6 на рисунке В.1 приложения В).

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

5.4.2 Испытательный цикл работы двигателя при проверке

При работе двигателя в режиме холостого хода с минимальной частотой вращения нажимают на педаль управления подачей топлива (далее - педаль) и устанавливают повышенную частоту вращения с отклонением не более ±100 об/мин. После работы двигателя в течение 5-7 с с повышенной частотой вращения, снимают усилие с педали до установления минимальной частоты вращения.

Данный испытательный цикл повторяют с интервалом 8-10 с не менее трех раз.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

5.4.3 Последовательность измерения уровня шума

 

5.4.3.1 Измеряют максимальное значение уровня шума в каждом испытательном цикле. Измеренные значения уровня шума округляют до целого числа и считают достоверными при разнице в показаниях не более 2 дБ А. При большей разнице показаний измерения повторяют.

 

5.4.3.2 Результатом измерения считают максимальное показание шумомера, зафиксированное при выполнении испытательных циклов, которое сравнивают с допустимым уровнем шума, установленным в разделе 4. Измерения считают действительными, если фоновый шум не менее чем на 10 дБ А ниже уровня измеренного шума.

 

5.4.3.1, 5.4.3.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).


Приложение А (обязательное). Приборы, используемые для измерения уровня шума

Приложение А
(обязательное)


Для измерения уровня шума выпускной системы используют следующие приборы:

- шумомер первого (второго) класса по ГОСТ Р 53188.1.

Обслуживание и подготовку к работе шумомера проводят в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Шумомер должен быть включен в Госреестр, поверен и иметь действующее свидетельство о поверке. Измерения шума проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А. При измерении уровня шума выпускной системы автомобиля включают постоянную времени усреднения "Быстро" ("Fast");

- тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя в диапазоне от 0 до 6000 об/мин с приведенной погрешностью измерений не более ±2,5% наибольшего значения по шкале. При отсутствии возможности подключения тахометра допускается использовать штатный прибор автомобиля, измеряющий частоту вращения коленчатого вала двигателя;

- термометр для измерения температуры окружающего воздуха от минус 15 °С до плюс 45 °С с абсолютной погрешностью измерения не более ±2,5 °С;

- рулетка с абсолютной погрешностью измерения ±1 мм;

- секундомер с абсолютной погрешностью измерения ±0,1 с;

- угломер с абсолютной погрешностью измерения ±2°.

Приложение А. (Измененная редакция, Изм. N 1).


Приложение Б (обязательное). Основные неисправности, вызывающие повышенный шум автомобиля

Приложение Б
(обязательное)


Таблица Б.1

   
Элементы автомобиля Перечень неисправностей
Элементы системы впуска Неполная комплектация системы впуска, повреждение или дефект монтажа системы впуска, вызывающие подсос воздуха
Элементы системы выпуска Неполная комплектация системы выпуска, повреждение или дефект монтажа системы выпуска, вызывающие утечку отработавших газов и/или подсос воздуха
Дополнительные устройства для снижения шума (например, капсулы, экраны) Отсутствие или неполная комплектация дополнительных устройств

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

Приложение В (обязательное). Схемы установки микрофона при различном расположении выпускных труб


Приложение В
(обязательное)


Схемы установки микрофонов при различном расположении выпускных труб

 


1-5 - установка микрофонов относительно выпускной трубы в горизонтальной плоскости; 6 - установка микрофонов относительно вертикально расположенной выпускной трубы; 7 - установка микрофонов относительно выпускной трубы в вертикальной плоскости

Рисунок В.1

 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

 

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений

подготовлена АО "Кодекс"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: