Нормативное регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг в РФ




Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов власти.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Система регулирования рынка ценных бумаг включает следующие главные составные части (рис.2.1.1):

- создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;

- создание органов регулирования рынка;

- организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;

- контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;

- разрешение споров между участниками рынка.


 

Рисунок 2.1.1 - Система регулирования российского рынка ценных бумаг

 

Государственное управление рынком ценных бумаг имеет следующие формы: прямое (административное) и косвенное (экономическое).

Прямое (административное) управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Министерство финансов Российской Федерации:

- регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

- устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами;

- осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и т.п.

Центральный банк Российской Федерации- федеральный орган, который:

- действует на основании закона;

- регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций;

- регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей;

- устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций;

- регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев);

- контролирует экспорт и импорт капитала.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» государственное регулирование данного рынка осуществляется на основе российского рынка ценных бумаг. Основные формы (составные части) государственного регулирования российского рынка ценных бумаг представлены в рисунке 2.1.2:

 

Рис.2.1.2 - Составные части государственного регулирования

 

- установления обязательных требований к деятельности на рынке ценных бумаг: эмитентов ценных бумаг; профессиональных участников; саморегулируемых организаций;

- установления стандартов эмиссии ценных бумаг;

- государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг (включая регистрацию проспектов ценных бумаг);

- государственной системы контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств по эмитированным ими ценным бумагам;

- лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- лицензирования деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- запрещения и пресечения предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии;

- создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг;

- установления предельных объемов эмиссии ценных бумаг органами государственной власти и местного самоуправления.

Органы регулирования российского рынка ценных бумаг - это совокупность организаций, осуществляющих рыночное регулирование на основе обязательных (нормативных) и добровольных (этических) правил регулирования.

Органы, осуществляющие регулирование российского рынка ценных бумаг, приведены на (рис.2.1.3):

 

Рис.2.1.3 - Органы регулирования российского рынка ценных бумаг


 

Правила регулирования рынка ценных бумаг включают:

- нормативно-правовые документы (законы, постановления, инструкции и другие правовые документы);

- обязательства осуществления предпринимательской деятельности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, добровольно принимаемые ими;

- обычаи делового оборота и национальные традиции.

Федеральная антимонопольная служба РФ устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на РЦБ.

Государственные органы регулирования. К органам регулирования рынка ценных бумаг относятся все органы государственной власти: президент, правительство, министерства и иные органы исполнительной власти.

Специализированным государственным органом, осуществляющим всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, функции которого возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам. Однако она осуществляет регулирование не только рынка ценных бумаг, но и других финансовых рынков.

Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры - законодательства РФ.

Акты гражданского законодательства образуют иерархическую систему.

На верхнем уровне находится Конституция РФ. Остальные акты законодательства не должны ей противоречить. В Конституции определены пределы полномочий субъектов РФ, в рамках которых они могут принимать собственные законодательные акты, а также полномочия Российской Федерации. Гражданское законодательство отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, т.е. в своей основе едино на всей территории РФ. Собственно гражданское законодательство имеет в качестве фундамента Гражданский кодекс, в котором описаны основные понятия и их взаимоотношения, остальные законы и другие правовые акты, регулирующие гражданские правовые отношения, не должны ему противоречить.

Следующий уровень составляют законы РФ, например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об акционерных обществах» и другие. Конституция, кодексы и законы относятся к законодательным актам. Однако законодательство ими не ограничивается: существует множество иных актов законодательства или подзаконных актов. Федеральным законом от 22.04.1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (ст.1). В соответствии с ним государство осуществляет регулирование данного рынка, но не управляет им. В этом разделении понятий заложено принципиальное отношение государства к процессам, происходящим на рынке. Для ФЗ «О рынке ценных бумаг» характерны следующие основные моменты:

Преемственность - учитываются практика российского рынка ценных бумаг 1990-1996 гг. и изданные за это время государственными органами исполнительной власти нормативные акты;

Непротиворечивость закона другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу;

Признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг);

Сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним, единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» - комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты.

Основные достоинства закона:

- четкое определение порядка деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки; установлены общие «правила игры»;

- информационное обслуживание рынка ценных бумаг:

- законодательно определены перечень информации и порядок ее раскрытия для различных участников фондового рынка;

- введены ограничения по рекламе;

- запрещены сделки с использованием служебной информации.

Важно отметить, что система раскрытия информации ориентирована на пользователя (а не на других участников системы раскрытия), выражает возможности для любого пользователя нахождения конкретной информации и доступа к ней в регламентированное время. Раскрытие информации (гласность) лежит в основе общественного и рыночного регулирования и обеспечивает общественную и рыночную стабильность.

Разграничение сферы регулирования фондового рынка между различными регуляторами:

Федеральная служба по финансовым рынкам регулирует рынок корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и профессиональных участников фондового рынка;

Министерство финансов РФ и Банк России регулируют рынок государственных ценных бумаг.

Наряду с государственным регулированием рынка ценных бумаг, важнейшую роль играет саморегулирование организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, что является новацией в условиях России.

Исходя из инструкции ЦБ "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации"

Выпуск акций кредитными организациями:

Кредитная организация, созданная в форме акционерного общества, формирует свой уставный капитал из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами.

Уставом кредитной организации должны быть определены количество, номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемые этими акциями.

Уставом кредитной организации могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории (типы) акций, которые кредитная организация вправе размещать дополнительно к размещенным акциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе кредитной организации этих положений она не вправе размещать дополнительные акции.

Уставом кредитной организации могут быть определены порядок и условия размещения обществом объявленных акций.

Новая эмиссия акций может осуществляться лишь после полной оплаты акционерами всех ранее размещенных кредитной организацией акций.

Решение об очередном выпуске акций может быть принято только после регистрации изменений, вносимых в устав кредитной организации по итогам предыдущей эмиссии относительно нового размера уставного капитала и количества размещенных и объявленных акций.

Номинальная стоимость акций должна выражаться в российских рублях.

Кредитная организация может выпускать обыкновенные и привилегированные акции.

Обыкновенные акции независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять их владельцам одинаковый объем прав.

Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от зарегистрированного уставного капитала кредитной организации. Возможность выпуска одного или нескольких типов привилегированных акций, размер дивиденда и (или) ликвидационная стоимость по каждому из них, объем прав, предоставляемый ими, определяются уставом кредитной организации. Привилегированные акции одного типа предоставляют их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость.

Кредитная организация, действующая в форме акционерного общества, вправе осуществлять размещение дополнительных акций посредством подписки и конвертации. В случае увеличения уставного капитала кредитной организации за счет ее имущества (капитализации собственных средств) размещение дополнительных акций осуществляется посредством распределения их среди акционеров.

Кредитная организация - открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку (публичное размещение), далее по тексту - открытая подписка) на выпускаемые ею акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации. Кредитная организация - открытое акционерное общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые ею акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом кредитной организации-эмитентом или требованиями правовых актов Российской Федерации.

Кредитная организация - закрытое акционерное общество не вправе проводить размещение акций посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: