Группа ФСС-41
Экспертное заключение
Стратегия Министерства информационных технологий и связи РФ
Существуют общие принципы построения стратегии, которым данная стратегия Министерства информационных технологий и связи соответствует не полностью. После проведения анализа, был определен тип данной стратегии – стратегия позиционирования как Министерства информационных технологий и связи РФ, так и отрасли ИТ в России.
Рассмотрим подробный экспертный анализ по 4 основным компонентам построения стратегии:
I. Определение проблемы:
В начале стратегии приводятся задачи Министерства, из которых, с логической точки зрения, и должна вытекать проблема, которую необходимо будет решить данной стратегией позиционирования. Проблемы перечисляются после целей и задач службы PR, в рамках предложенной концепции их решения.
Мы предлагаем перечислить следующие проблемы Министерства в самом начале:
· Низкий уровень популярности отрасли ИТ в сознании людей
· Непроявленный образ Министерства как «бюрократического ведомства»
Также на данном этапе можно ответить на следующие вопросы:
1. В чем источник проблемы? – Население РФ в приоритетах развития отрасли ставит ИТ на последнее место
2. С работой какого подразделения связана эта проблема? С работой Министерства информационных технологий и связи РФ в целом, с его Департаментами, например, с Департаментом информационных технологий (Департамент развития отрасли информационных технологий).
3. Когда это стало проблемой? В начале 2000-х годов, когда стала очевидна проблема отсталости РФ в области ИТ от западных стран, а также осознана вся важность ИТ
4. Кто вовлечен в эту проблему? Государственные структуры и общество в целом
5. Каким образом вовлечен? Общество не подготовлено к информационным "новшествам" и не проинформировано о возможностях ИТ
6. Почему это ваша проблема? Одна из задач Министерства создание информационного общества и продвижение отрасли ИТ
Раздел «Восприятие отрасли» служит прямым обоснованием и доказательством существования проблемы, поэтому следует выделить отдельно положительные результаты исследования и отдельно отрицательные, а также представить данные результаты более наглядно, с помощью схем или диаграмм.
II. Планирование и программирование
В данной стратегии отсутствует главная цель, которуюставит перед собой служба PR. Мы предлагаем следующую:
Цель службы PR:
- создание и поддержание имиджа Министерства информационных технологий и связи, как флагмана модернизации РФ
В данной стратегии предлагаются следующие задачиPR службы:
Задачи службы PR:
- продвижение отрасли, донесение до ЦА ее роли в экономике и обществе;
- продвижение Министерства и лично Министра и донесение до ЦА их роли в успехах отрасли страны;
- сопровождение мероприятий Министерства.
Так как стратегия – это не детализированный план, то, на наш взгляд, задачи определены верно, так как они отражают общую концепцию компании.
В данной презентации не указано, какой период времени охватывает данная стратегия. Так как достижение целей требует долгосрочного периода, то мы считаем, что срок стратегии равен 4,5-5 годам.
Что касается Целевых аудиторий, то мы считаем, что они определены верно и точно, а также хорошо детализированы. Целевые аудитории также выделяются как в России, так и в мире.
Далее в стратегии расписаны методы решений поставленных задач PR-службы, в каждой из которых выделено в основные темы или ключевое PR- послание, например, ИКТ-будущее России, Мининформсвязи – флагман модернизации РФ. Хорошо выделены ключевые ценности образа Министерства, так как это доказывает проведенные исследования, а также они являются базой для построения стратегии.
В Службе PR идет подразделение на тактический и стратегический PR, также выделены точки приложения усилий, что, на наш взгляд относится к стратегическому плану, и PR-инструменты, которые отражают тактический PR.
На наш взгляд, следовало бы добавить, описание каких-то приоритетных PR- мероприятий, например, для СМИ в рамках отражения тактического PR.
Например,
- доведение до общественности и СМИ объективных сведений о жизни и деятельности Министерства путем инициирования публикаций на темы, связанные с ИТ;
- изучение, анализ и систематическое информирование руководства Мининформсвязи о позиции СМИ и общества по вопросам ее жизнедеятельности
- планирование и проведение интервью, пресс-конференций, брифингов и иных информационных мероприятий с участием руководства Мининформсвязи;
- подготовка в установленном порядке и распространение в СМИ официальных заявлений и сообщений, планирование и организация выступлений руководства в СМИ;
- организация и непосредственное осуществление освещения в СМИ, и Интернете официальных визитов, рабочих поездок, встреч, а также других открытых мероприятий руководства государственной организации;
- взаимодействие с информационными структурами других органов государственной власти;
В стратегии достаточно полно показаны методы контроля,используемые Мининформсвязи. PR-служба министерства контролирует восприятие отрасли населением, приводя различные социологические исследования, результаты которых показаны в слайде "Восприятие отрасли". В слайде "Методы работы службы PR" указано, что контроль ведется над административными мерами в данной отрасли. В слайде "PR/Инструменты" ясно и четко указано, что контроль осуществляется и над визуальным образом, и над стилем коммуникации, и над формированием идеологии. Также указаны методы оценки эффективности деятельности PR службы и отмечено, что исследования проводятся в начале и в конце отчетного периода. В разделе "Измеряемые результаты деятельности" очень наглядно показано сравнение восприятия отрасли в 2003 и в 2004 годах, благодаря чему видно улучшение восприятие данной отрасли населением.
Необходимо внести в стратегию информацию о бюджете: бюджет подсчитывается на каждом этапе PR-стратегии и в конце указывается предполагаемая итоговая сумма.
III.Действия и коммуникации
Действия и коммуникации в рамках стратегии Минфинормсвязи вытекают из поставленных задач приведенных в данной стратегии, но в некоторых их них отсутствуют конкретные примеры их воплощения.
«ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – будущее РФ». Мы считаем, что данное послание в стратегии выбрано верно, так как 21 век – это век информационных технологий, и Россия должна шагать в ногу со временем, использовать новейшие технологии, внедрять их в информационно-коммуникационную сферу.
Остановимся на некоторых ключевых ценностях образа отрасли, в рамках компонента действие и коммуникация мы предлагаем, конкретные шаги по реализации данных ценностей, так как они приведены не везде:
Современность:
1) ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: мы предлагаем заменить старое оборудование в государственных учреждениях (например, в больницах поставить электронные гаджеты, где пациенты (посетители) смогут узнать информацию об интересующих заболеваниях, задать вопросы электронному диспетчеру. Мы считаем, что это позволит расширить круг целевой аудитории (разного возраста), у которых будет время и личный интерес использования электронных технологий),
2) КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА (проводить в школах, больницах и других государственных организациях обучающие мероприятия по квалифицированному использованию технологий (ассистенты); привлекать студентов технических вузов для консультирования (помощи) в использовании ИТ (как практика).
повышение качества образования, медицинского обслуживания, науки, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе ИКТ;
3) СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (МЕРЫСПЕЦИАЛЬНО НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НИЗЫ, «ТЯНУЩИЕСЯ» К ИНФОРМАЦИОННОМ ТЕХНОЛОГИЯМ); Мы полностью согласны, что социальная ответственность должна быть эффективной. Мы выступаем с инициативой создать план поддержки и развития доступа к широкополосному Интернету по всей территории РФ. Этот план подразумевает полномасштабное строительство и развитие всей необходимой инфраструктуры (в неразвитых районах страны). По последним статистическим данным глубина проникновения широкополосного Интернета на территории нашей страны в разы меньше проникновения мобильной связи (в 5 раз) и составляет 31%.
4) ПОВСЕДНЕВНОСТЬ – ИКТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В КАЖДОМ ДОМЕ – СНЯТИЕ СТРАХОВ ПЕРЕД РАСПРОСТРАНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ согласны, и приведем свои примеры: предложить/показать обществу как использовать ИТ. Мы предлагаем предпринять следующие шаги: в местах большого скопления людей в городах РФ(магазины, кафе, библиотеки, аэропорты) выставить информационные табло с бесплатным интернетом. Чтобы люди не боялись к ним подходить, нужна "поддерживающая" реклама, в виде мультипликационных роликов (инструкции по применению).
Мы считаем, что основная тема №2 «Продвижение Министерства и лично Министра и донесение до ЦА их роли в успехах отрасли и страны» выбрана верно.
В рамках темы «Мининформсвязи - флагман модернизации России», нужно решить следующую проблему: предложить/показать обществу как использовать ИТ.
Ключевые ценности: мы согласны со всеми ценностями, кроме последней «РФ-государство, патриотизм, но не мировое». Министерство должно ассоциировался с патриотизмом, но также оно должно рассматриваться и на мировом уровне. Мы предлагаем провести международные конференции, где бы Министерство РФ играло ключевую роль (таким образом, мы получим огромное количество публикаций в международных СМИ, акцент в которых будет ставиться на том, что именно Мининформсвязи РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ сыграло не последнюю роль в рассмотрении, в развитии и т.д.)
В содержательном наполнении четко выделено три направления: министерство для страны, для делового сообщества и для меня, где, наш взгляд, четко прописаны предпринимаемые действия в рамках данной стратегии, где каждое действие соответствует целям и задачам.
Также в рамках темы Сопровождение мероприятий министерства четко прописаны действия в рамках предложенной стратегии, хотелось бы отметить то, что действия разделены по конкретным направлениям, например, законодательные инициативы (и прописаны шаги в рамках этого направления), электронное управление и другие. и предложены в общем виде, как и предусматривает любая стратегия.
В данном компоненте стратегии хотелось бы обговорить также то, что в предложенной стратегии Мининформсвязи отсутствует важная часть - конкретные временные рамки.