Официально-деловой стиль
(Вписываем ответы в текст и выделяем в тексте)
Задание 1. Прочитайте тексты. Определите, к какому стилю речи они относятся – разговорному или книжному? Сравните, чем различаются эти два вида речи.
1) Алгоритмический язык, формализованный язык для однозначной записи алгоритмов. Состоит из набора символов (алфавит), синтаксических правил и семантических определений. Он является основой языков программирования ( БЭС ).
2) Думаю, что математическая наука сегодня как никогда является наиболее важной наукой. В современном процессе глобализации каждому выпускнику вуза и молодому специалисту необходимо знание основ программирования и методов математического моделирования, живых и искусственных языков, экономики и права. Без этого он не сможет состояться как специалист и найти своё место в жизни. А мне бы хотелось, чтобы каждый выпускник школы был перспективным, успешным и состоятельным.
Задание 2.
Отметьте признаки официально-делового стиля в приведенных статьях Конституции Российской Федерации. Выпишите из них лексику, словосочетания, характерные для данного стиля. Проанализируйте строение предложений, форму выражения сказуемых во всех случаях и сделайте вывод.
Глава I. ОСНОВЫКОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ.
Статья 1.
1. Российская Федерация — Россия есть демократическое Федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны.
Статья 2.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
|
Статья 3.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим выражением непосредственной власти народа является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением.
Задание 3. Распределите лексико-семантическую группу слов по стилям. Заполните таблицу. Составьте предложения с выделенными словами и словосочетаниями.
Научный | Художественный | Публицистический | Официально-деловой | Разговорный |
Зад. А) | ||||
Зад. Б) Тезисы | Повесть | Очерк | Протокол | Реплика |
А) Ввиду плохой погоды, во избежание пожара, в соответствии с планом, прибытие посла, нежданно-негаданно, авось, оказать содействие, устранить недостатки, опротестовать решение, распрекрасный, премилый, разделаться, трансформатор, тангенс, информация, улепётывать, молодцеватый, гонка вооружения, разрядка международной напряжённости.
Б) К каким стилям, по вашему мнению, относятся данные жанры речи? Заполните таблицу по образцу. Чтобы уточнить определение жанров речи, воспользуйтесь толковым словарем русского языка.
Диссертация, реферат, отчет, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, сказка, статья.
|
Задание 4. Заполните таблицу.
Функциональные стили языка
Стили | Задача (цель высказывания) | Сфера применения | Стилевые особенности | Языковые особенности |
Научный | ||||
Официально – деловой | ||||
Публицистический | ||||
Художественный | ||||
Разговорный |
Задание 5. Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите канцеляризмы. Исправьте стилизованную под канцелярскую разговорно-бытовую речь (вписать в текст).
Порча хорошего настроения.
Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
|
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.
Задание 6. Прочитайте предложения, найдите в них ошибки. Объясните характер допущенных ошибок и исправьте их (вписать в скобках).
1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления.
2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии.
3. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные.
4. В 19… году на предприятие были приняты двадцать один специалист.
5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 19… года.
6. В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы.
7. Мы признаем о том, что проект станка неудачный.
8. Институт ходатайствует о постоянной прописке в Москве сотруднику Петлак А.И.
9. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством.
10. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим.
11. Рабочие, что допустили брак, получили выговор.
Задание 7.
Прочитайте заявление, написанное Кондратом Майданниковым при вступлении в колхоз (из книги М. А. Шолохова "Поднятая целина").
Определите, все ли в нем написано по форме. Подумайте, приемлема ли такая форма заявления. Где должно быть указано, от кого оно? Надо ли повторять эту же информацию в начале заявления?
Какие элементы официально- делового стиля встречаются в данном отрывке? Какую деловую бумагу можно было бы составить на основании имеющихся в тексте данных? Напишите текст этой бумаги, отредактировав её.
Товарищу Макару Нагульнову
в ячейку комунистической
гремяченской партии.
Заявление
Я, Кондрат Христофоров Майданников, прошу принять меня в колхоз с моей супругой и детьми, и имуществом, и со всей живностью.
Прошу допустить меня до новой жизни, так как я с ней вполне согласный.
К.Майданников.
Задание 8.
1) Прочитайте текст. Можно ли его считать объяснительной запиской? Почему? Какие ошибки вы заметили?
Директору школы № 3
Шпак Е.Н
Ученицы 9класса
Лавникович Веры
Объяснительная записка.
Я не поехала с классом 4 ноября в музей им. Горького.
Лавникович
2) Прочитайте объяснительную записку и отметьте, какие элементы схемы этого документа пропущены или неверно оформлены.
Объяснительная записка
Я, Дмитриева Ирина, ученица 10 класса Горкинской средней школы № 67 Тульской области, не смогла принять участие в конкурсе “Молодые таланты”, потому что накануне подвернула ногу на соревнованиях. Вот по этой причине я не явилась на этот конкурс.
20 мая 2003 года.
3) Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.
Директору автобазы № 2
От Никифорова Л.Н.
Заявление
Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу. Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь
Никифоров Л.Н.
2 марта 2002г.
4)Найдите и исправьте ошибки в оформлении доверенности. Отредактируйте текст.
Доверенность
Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.
16 декабря 2002 года
Л.А. Шевчук
5) Найдите и исправьте ошибки в данной автобиографии. Проведите редакторскую правку.
Автобиография
Я, Потемкин Анатолий, родился 7 июня 1964 года. Я родился и живу в городе Москве. С 1972 по 1979 учился в школе. Я окончил только шесть классов. В этом же году поступил в училище. Там я получил профессию монтажника. С 1982 до настоящего времени работаю в строительном управлении. Сейчас уже имею 4-ый разряд.
В 1986 году окончил вечерний техникум и в 88-ом был назначен бригадиром комплексной бригады. Учусь в вечернем университете культуры и работаю.
Потемкин Анатолий
4 июня 1994 года
Задание 9. Объясните значения слов, называющих различные виды служебных документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю:
Аккредитив, аттестат, бюллетень, директива, извещение, коммюнике, меморандум, резолюция, сертификат, ультиматум.
Задание 10. Найдите черты официально-делового стиля в данных ниже текстах. За счет чего создается в них комический эффект? (Выделить, объяснить)
I. Объяснительная записка.
В связи с тем, что все последнее время администрация "Клуба ДС" пристально вглядывалась в жизнь, она недоглядела. В результате чего в названии пародии Бориса Брайнина на стихи М. Владимова, опубликованной в № 13 "ЛГ" от 29 марта, произошло выпадение буквы. Следует читать не "Вилы в бок", а "Виллы в бок", что существенно меняет, влияет и дополняет... Администрация накладывает на себя строгую эпиталаму (а не руки) и берет на себя же обязательство увеличить количество букв в названиях пародии.
Администрация "Клуба ДС"
II. О регламентации смехопроизводства и упорядочении
смехопотребления (Проект единого общественного
мнения после принятия решения)
1.1. Смех ¾ это наше неотъемлемое достояние. Смех ¾ имя существительное. Поэтому беречь и приумножать его ¾ долг каждого честного гражданина, независимо от наличия у него чувства юмора. Каждый гражданин, достигший смеховозрелого возраста, имеет право смеяться. Это право закрепляется за ним пожизненно, поголовно, по месту жительства, месту под солнцем, другим сидячим, стоячим и прочим местам, независимо от половозрастной принадлежности, социальных признаков и желания.
1.2. Практическое осуществление этого права находит отражение в ряде положений, предусмотренных для смеха.
1.3. Время для публикации п. 3. еще не наступило.
1.4. За организацию, осуществление, распространение смеха несут ответственность ведомства и организации, которые по согласованию с местными органами власти совместно намечают его объекты, количество, характер, время и места осуществления. Для чего, не позднее чем за 15 дней до момента намечаемого смеха, необходимо обратиться с письменным заявлением в соответствующие органы, которые наделены правом запретить или не разрешить проведение несанкционированного смеха.
1.5. Устанавливаются разумные нормы потребления смеха, перечень основных его видов, разрешенных на территории СССР и союзных республик в зависимости от статей УК, бюджета, серьезности момента и перемены ветра...
Продолжение следует...
Чернорабочий вариант проекта готовили
Евг. Сазоновы (отец, сын).
Задание 11.
Из данных слов и словосочетаний выберите и выделите лексику, характерную для деловой речи (стиля).
Принять необходимые меры, обязать, устранить недостатки, предоставить отпуск, принять решение, решить, в связи с.., из-за того… что, в силу того что, установление контроля, в случае неявки, без уважительной причины, нести ответственность – отвечать, поставить в известность, довести до сведения – сообщить, проявлять инициативу, выразить благодарность – поблагодарить, принять административные меры – наказать, как в воду кануть, принять к сведению, от нечего делать, уведомить, стать в тупик, тётенька, балбес, шляться, очаровательный, милый, уважаемый.
Задание 12.
Объясните значения (напишите) выделенных слов в следующих предложениях:
•Каждому адресату своевременно доставлять все почтовые отправления.
• Адресанту следует возвратить бланк телеграммы, если на нем не указан обратный адрес.
•Каждый абонент имеет право лично выбрать интересующие его книги.
•Все ученики 9 класса приобрели абонементы в плавательный бассейн.
•Наши выводы обоснованы убедительными фактами.
•Наши выводы основаны на неоспоримых фактах.
УСТНЫЕ ФОРМЫДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Невербальные средства деловой коммуникации.
В деловой коммуникации необходимо обращать особое внимание на невербальное поведение: жесты, мимику, позу, интонацию и др. Рассмотрим жесты, используемые в русском деловом общении, с точки зрения их стилистической маркированности. Стилистически нейтральные жесты используются в любой речевой ситуации. Их количество невелико: кивок головой в знак согласия, отрицательное покачивание головой, счет по пальцам. Стилистически возвышенные жесты: широкий жест рукой как знак гостеприимства; рука на области сердца, свидетельствующая об искренности намерений; высоко поднятый бокал при провозглашении тоста. Эти жесты призваны создать благоприятное впечатление о собеседнике, они свидетельствуют о доброжелательном отношении к партнеру. Стилистически сниженные жесты не допустимы в деловом общении, они говорят о недостаточности культуры, воспитанности.
Следует избегать жестов: подмигивание, почесывание затылка, руки в карманах, приставленная к уху ладонь. Сюда относится и ряд поз: сидеть, развалившись на диване, сидеть нога на ногу, опираться локтями на стол. Существуют вульгарные жесты, демонстрирующие пренебрежение к принятым правилам поведения, грубое выражение чувств или несдержанность. Такие жесты и позы на грани или за гранью приличия: открывать дверь ногой, показывать кукиш, грозить кулаком, хлопать дверью для демонстрации недовольства, садиться верхом на стул, засунуть большие пальцы рук за пояс брюк или ремень.
Задание 13. Прочитайте описание жестов и поз. Какие из них допустимы в деловой коммуникации и что они обозначают? (выделить, вписать)
– Указание на предмет указательным пальцем (рукой); – поясной поклон; – руки, от смущения закрывающие лицо; – подманивание к себе, загибая указательный палец; – разинутый от удивления рот; – энергичный кивок головой налево или направо (пойдем – выйдем); – ломание пальцев во время делового разговора; – верчение в руках предмета; – нервное постукивание об пол ногой; – рукопожатие.
Задание 14. Прочитайте описание непроизвольных жестов, мимики и поз, а также объяснение их, принятое в науке о жестах. С какими из описанных жестов вы встречались? Какие, по вашему мнению, наиболее красноречиво говорят о человеке? Сгруппируйте описанные жесты по какому-либо принципу. Разыграйте ситуации делового общения, в которых могут встретиться отдельные непроизвольные жесты.
Руки за спиной (в положении стоя), одна кисть обхватывает другую – высокомерие, самовозвеличивание, самоуверенность.
Руки в бока (ноги несколько расставлены) – подчеркивание собственного превосходства, наглость.
Руки в карманах – отсутствие интереса к высказываниям собеседника и, возможно, к его личности.
Покачивание взад-вперед – подсознательная демонстрация пренебрежения к собеседнику, показатель превосходства и нетерпения.
Руки, сложенные на коленях (в положении сидя), или кисти рук, сложенные ладонями внутрь – застенчивость или непроизвольная поза почтительности, подчинения.
Разминание кистей рук (ломание пальцев) – замешательство, возбуждение, нервозность.
При разговоре собеседник прикрывает рот рукой, потирает мочку уха или веко – сообщение недостоверной информации или сообщение информации под давлением.
Сцепление рук с одновременным переплетением пальцев – разочарование, стремление скрыть отрицательное отношение к чему-либо.
Собеседник выставляет большие пальцы рук, сложенных на груди, или держа руки в карманах – ощущение собственного превосходства, самоуверенность.
Собеседник держит голову прямо, обхватив подбородок и щеку всей ладонью, при этом пальцы направлены вверх – ощущение скуки, отсутствие интереса.
Собеседник обхватывает подбородок и щеку так, что большой палец упирается в подбородок – критическое или негативное восприятие высказываний собеседника.
Собеседник обхватывает подбородок и щеку рукой с полусогнутыми пальцами – проявление интереса.
Скрещенные или сложенные на груди руки – неприятие высказываний собеседника.
Наклон головы вправо или влево – проявление интереса.
Наклон головы вниз – негативное отношение к собеседнику.
Собеседник держится обеими руками за колени или сидение стула, голова и корпус тела наклонены вперед – желание уйти, закончить разговор.
Собеседник касается рукой (пальцами) носа – уверенность или смущение от получения неожиданной информации.
Потирание, поглаживание лба – озадаченность.
Почесывание под ухом или за ухом указательным пальцем – неуверенность, сомнение.
Переступание с ноги на ногу – внутреннее беспокойство.
Собеседник сидит верхом на стуле – выражение превосходства и показатель невоспитанности.
Собеседник сидит на краю стула – неуверенность в себе, скромность или нежелание вести долгий разговор.
Скрещенные ноги (в положении сидя или стоя) – неблагоприятный знак: несогласие, готовность возражать, отстаивать свою позицию.
(Широко) расставленные ноги – отсутствие психологической напряженности, беззаботность, а также показатель невысокой воспитанности.
Ритмичное постукивание носком ноги – нетерпение, скука.
Выпяченная грудь – самодовольство, чванливость, гордость.
Откинутая назад голова – превосходство.
Излишняя подвижность лица, богатая мимика – свидетельство повышенной живости натуры, беспокойного характера.
Незначительная подвижность лица – признак спокойствия, душевной устойчивости, уравновешенности, рассудительности.
Собеседник отводит глаза в сторону – смущение, робость, неискренность высказываний.
Собеседник смотрит прищурившись – недоверие, отсутствие откровенности при разговоре.
Собеседник смотрит мимо, как бы не замечая – демонстрация неуважительного безразличия или свидетельство погруженности в собственные мысли.
Задание 15. Укажите, какие документы необходимо написать в следующих ситуациях.
Вы нарушили распоряжение декана факультета.
Вы получили во временное пользование дорогостоящую технику.
Вам необходимо досрочно сдать экзамены.
Вы хотите перевестись с одного отделения на другой.
Вам необходимо, чтобы вашу заработную плату получил ваш коллега.
Вы не успели вовремя подготовить необходимую вашему руководству документацию.
Вы не можете получить премию, так как уезжаете на каникулы.
На время летней практики вы берете на кафедре персональный компьютер.
Задание 16. Прочитайте текст, озаглавьте его. На основании информации текста сделайте вывод о роли М.В. Ломоносова в создании русской научной терминологии.
При вводе нового термина важно дать ему четкое, семантически строгое объяснение, поэтому неизмеримо возрастает роль контекста. М.В. Ломоносов использовал принцип постепенного терминологизирования, последовательно раскрывая в контексте значение слова, еще не ставшего термином. Остановившись на каком-то слове или словосочетании, Ломоносов системно использовал его во всех научных трудах, стремясь к закрепленности, однозначности терминологических единиц (например, употребление слова тягость, выбранного им из вариантов: тягость, тяжесть, тяжелостъ, тяжелина, встречающихся в работах его предшественников). В выборе вариантов выразилось и его стремление к словесной краткости: преобладают термины однословные, реже двусловные.
Важно подчеркнуть, что Ломоносов определил наиболее продуктивные для терминологии словообразовательные схемы: суффиксация (тягость); сочетание слов (зажигательное стекло, зрительная труба, преломленный луч).
Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:
а) чужестранные слова научные и термины надо переводить на русский язык;
б) оставлять непереведенными слова лишь в случае невозможности подыскать вполне равнозначное русское слово или когда иностранное слово получило всеобщее распространение;
в) в этом случае придавать иностранному слову форму, наиболее сродную русскому языку.
По этим правилам и составлялись М.В. Ломоносовым научные термины, большинство которых и до сих пор продолжает обслуживать точное знание.
Он постоянно доказывал, что нет никакой нужды пользоваться непонятными народу иностранными словами, когда для этого уже существуют или легко можно создать ни в чем им не уступающие русские. И, например, вместо «антилия пневматическая» будет вполне уместно название воздушный насос. Борясь за чистоту русского научного языка, Ломоносов либо прямо переводил иностранный термин на русский язык, либо просто восстанавливал в своих правах слова и обозначения, вытесненные невежественными и не желающими знать русский язык иностранцами. Так, он вернул в русский технический язык такие слова, как чертеж вместо привившегося было «абрис», рудник вместе «бергверк», кровля вместо «дак», маятник вместо «перпендикула» и т.д. Этому бессмысленному засорению научного и технического языка в угоду иностранцам Ломоносов противопоставил живую и творческую стихию русского народного языка.
Создавая русскую научную терминологию, Ломоносов проявляет большую смелость, находчивость и неистощимую изобретательность. Некоторые предложенные им обозначения, хотя и не привились или были вытеснены другими, все же свидетельствуют о напряженности его поисков, большом творческом процессе. «Отличавший», «отонченный», «оредевший воздух» – ищет Ломоносов русское слово для того понятия, которое сейчас называется – разреженный воздух, «окружное течение крови» (циркуляция,), «безвоздушное место» (вакуум), «густой свет» (интенсивный), «управительная сила магнита», «зыблющееся движение» (волновое), «коловратное движение» (вращательное), «завостроватая фигура» (конусообразная) и др. Если иностранные слова прочно вошли в научный обиход или ввести их представлялось необходимым, ученый старался придать им простую и свойственную русскому языку форму.
ЗАЯВЛЕНИЕ, ДОВЕРЕННОСТЬ
Задание. Напишите заявление.
Общие правила оформления заявления
Заявление, как правило, составляется в рукописной форме на бумаге формата А-4 или трафаретном бланке. Содержит следующие реквизиты:
1) наименование адресата (с указанием должности, фамилии и инициалов) пишется вверху с отступом в треть строки;
2) фамилия, имя, отчество заявителя пишется под адресатом без предлога «от» (более предпочтительный вариант) или с предлогом «от»;
3) наименование документа – слово «Заявление» – пишется в центре листа, точка не ставится;
4) основной текст пишется с красной строки. Он содержит формулировку просьбы (жалобы, предложения) с краткой аргументацией существа дела и, возможно, с указанием конкретных сроков и условия желательного варианта решения;
5) указание на наличие необходимых прилагаемых к заявлению документов (данный компонент текста не является обязательным);
6) дата, как правило, ставится слева, подпись заявителя – справа.
Составьте текст заявления по тематике, характерной для учебно-делового общения. Например, с просьбой перевести на другую специальность, разрешить академический отпуск, разрешить прохождение производственной практики по месту жительства, разрешить досрочно сдать экзамены. При составлении используйте языковые клише, характерные для данного документа: Ввиду (чего?) срочного отъезда; вследствие (чего?) изменения расписания; в связи с (чем?) отсутствием средств; согласно (чему?) утвержденному плану практики; по причине (чего?) болезни; в силу (чего?) отсутствия финансирования; за неимением (чего?) необходимой производственной базы; благодаря (чему?) помощи руководителя практики.
Задание.
1) Напишите доверенность на получение стипендии, соблюдая все правила оформления реквизитов документа.
2) Сравните реквизиты доверенности с реквизитами заявления. Напишите 2 перечня («Структура заявления» и «Структура доверенности») и отметьте совпадающие реквизиты.