ТЕМА: «Организация педагогического общения на уроке ИЯ»




ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА. (4 КУРС)

О целях и задачах урока иностранного языка.

Урок – основная форма учебно-воспитательной работы в школе. Именно через урок реализуются все основные функции педагогической деятельности учителя, воплощаются в жизнь задачи обучения и воспитания учащихся.

Цель работы по анализу урока состоит в том, чтобы видеть эти многообразные взаимосвязи и на этой основе развивать и закреплять педагогические умения, связанные с проведением уроков.

Психологический анализ урока ИЯ, проводимый вместе с методическим анализом и разбором, поможет учителю лучше наблюдать педагогический процесс, видеть и раскрывать его внутреннюю логику, психологически обосновывать целесообразность деятельности учителя и учащихся на уроке.

Предлагаемые вам задания направлены на решение следующих задач:

1. Выработать умение протоколировать урок ИЯ в соответствие с поставленной целью наблюдения.

2. Формировать и закреплять умение наблюдать педагогический процесс, выделять наиболее существенные его стороны.

3. Закреплять умение использовать психологические знания (по общей, возрастной и педагогической психологии) в анализе конкретной педагогической деятельности на уроке ИЯ.

4. Учиться видеть и понимать многообразие межпредметных связей, реализуемых учителем И.Я.

Методические рекомендации к заданиям.

Ваша работа, связанная с психологическим анализом урока ИЯ будет строиться в виде выполнения конкретных заданий. При этом задания №1 (посещение и протоколирование урока) и №11 (подготовка письменного отчета), а так же участие в коллективном разборе урока являются общими для всех студентов группы. Задания 2-10 (для тематического анализа урока) предлагается каждому из вас индивидуально психологом-руководителем практики. Конкретные указания к выполнению заданий описаны ниже. В целом ваша работа во время педагогической практики будет складываться из следующих видов деятельности:

1. коллективного посещения уроков (протоколирование, наблюдение);

2. участие в групповом психологическом разборе уроков;

3. подготовки письменного отчета, содержащего тематический анализ наблюдаемых уроков ИЯ

Задание №1

Психологический анализ урока ИЯ проводится на основе наблюдения и протоколирования хода урока. Объектом наблюдения должны быть деятельность учителя и деятельность учащихся. Фиксацию результатов наблюдения целесообразно проводить по следующей схеме.

Схема протокола урока.

1. Школа__________________________ 4. Тема_________________________

2. Класс___________________________ 5. Дата________________________

3. Учитель (проводящий урок)________________________________________

Основные этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Психологическая интерпре- тация наблюдаемых фактов

При наблюдении урока необходимо стремиться к максимальной его «фотографии». Такую полноту обеспечит ваше предварительное знакомство с обобщенной комплексной схемой анализа, проведенной в задании №9. Одновременно в процессе наблюдения и протоколирования вы должны сделать особый акцент на вопросах, определенных вашим индивидуальным тематическим заданием (одно из заданий №№ 2-10)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА.

Задание №2

ТЕМА наблюдения последующего анализа: «Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся на уроке ИЯ»

1. Обнаруживает ли учитель на уроке знание индивидуальных особенностей учащихся (различия по уровню знаний, по отношению к предмету и уровню мотивации, по способностям, темпераменту и т.п.)? В чем конкретно это проявляется?

2. Как реализуются эти знания в осуществлении индивидуального подхода к учащимся разного типа (в распределении заданий, в предъявлении требований, при оказании помощи и т.п.)?

3. Проявление на уроке наблюдательности учителя, его умение видеть и понимать текущее состояние учащихся (затруднения, непонимание, усталость, отсутствие интереса, нарушение внимания и т.п.); умения принять нужное решение.

Ваша задача – в процессе наблюдения и протоколирования урока «увидеть» реализацию на уроке ИЯ индивидуального подхода к школьникам.

Задание №3

ТЕМА: «Организация педагогического общения на уроке ИЯ»

1. Как учитель устанавливает и поддерживает контакты с классом и отдельными учащимися?

2. Способы и приемы вовлечения учащихся в общение, активизации коммуникативно-речевой деятельности.

3. Оценка коммуникативной активности учащихся в течение урока, заинтересованности учащихся в совместных видах деятельности.

4. Полнота охвата учащихся предлагаемыми видами учебно-речевого общения на уроке.

5. Какое место на уроке занимают игровые, соревновательные и другие коммуникативные ситуации?

6. Естественность коммуникативного поведения учителя в педагогическом общении с классом.

7. Проявление в общении учителя с учащимися основных признаков диалогического взаимодействия: открытость, искренность, доверительность, безоценочность, духовно-нравственная ориентация взаимодействия.

Ваша задача – при наблюдении урока сосредоточить особое внимание на «технологии» обеспечения педагогом высокой коммуникативно-речевой активности.

Во время группового анализа вам следует показать способы и приемы создания коммуникативных ситуаций.

 

Задание №4

ТЕМА наблюдения и анализа: «Психолого-педагогическая характеристика речи учителя на уроке ИЯ»

1. Направленность речи учителя, преобладающие формы речевого взаимодействия:

· стимулирующие и побуждающие к деятельности;

· реагирующие (оценочные, корригирующие и т.п.);

· контролирующие работу учащихся;

· организующие деятельность учащихся;

2. Качество речи и ее психологическое воздействие (правильность, грамотность речи, убедительность, эмоциональная насыщенность, выразительность, информативность и т.п.)

3. Соотношение в речи учителя речевых поступков директивного (приказ, команда, требование, указание, распоряжение и т.п.) и сотрудничество (обсуждение, выражение мнения, совет, рекомендации, просьба, обращение внимания, и т.п.) характера как выражение соответствующего педагогического стиля деятельности.

4. Представленность и соотношение в педагогической речи позитивно (поощрение, похвала, одобрение, восхищение, и пр.) и негативно (порицание, выражение недовольства, выговор, морализирование и т.п.) окрашенных речевых поступков по отношению к учащимся.

5. Соотношение родной и иноязычной речи учителя, его оптимальность и целесообразность. Наличие ситуаций неоправданного использования речи того или иного вида.

Ваша задача – наблюдая речевое поведение учителя, сделать акцент на его функциональной направленности. Для этого необходимо зафиксировать в протоколе убедительные факты, иллюстрирующие психологическую направленность и качество речи педагога.

Задание №5

ТЕМА наблюдения и анализа «Организация внимания учащихся на уроке иностранного языка»

1. Пути организации внимания учащихся (обращение к учащимся с призывом быть внимательным, подчеркивание значимости деятельности, создание интересных ситуаций, использование наглядности и т.д.) Способы преодоления учителем случаев невнимательности учащихся.

2. Виды внимания, имевшие место на уроке (произвольное. Непроизвольное, послепроизвольное), формы их проявления.

3. Как организуется переключение внимания с одной деятельности на другую? Какие приемы используются для эффективного переключения внимания детей на новые виды и формы работы?

4. В какой мере содержание урока и организация материала способствовали развитию внимания учащихся?

Ваша задача: осуществить психологическое изучение деятельности на уроке по организации и укреплению внимания учащихся.

Задание №6

ТЕМА наблюдения и анализа «Работа учителя по развитию памяти учащихся на уроке ИЯ»

1. Какой объем запоминания материала предусматривал план урока? Соответствовал ли он возрастным и индивидуальным возможностям учащихся?

2. С опорой на какие виды памяти (кратковременная, долговременная, оперативная) и типы памяти (моторная, комплексная, зрительная, слуховая) проводилась работа над материалом?

3. Использованные приемы интенсификации памяти учащихся (повышение интереса к материалу, установка на срок, использование специальных приемов, стимуляция потенциальных возможностей и пр.)

4. Какие виды работы на уроке были нацелены на развитие и укрепление памяти учащихся? Как использовать для этих целей возможности ИЯ как учебного предмета? Какие возможности для развития памяти учащихся, на ваш взгляд, были упущены, не использованы на уроке?

Ваша задача в работе по этой теме – проанализировать и оценить урок с т.з. психологически грамотного использования памяти учащихся в обучении ее развитие через обучение ИЯ. Участвуя в обсуждении урока, вы будете экспертом по этому аспекту анализа.

Задание №7

ТЕМА наблюдения и анализа «Активизация мыслительной деятельности учащихся и развитие из умственных способностей на уроке ИЯ»

1. Формы работы по развитию мышления учащихся: определение языковых закономерностей, переход от частного к общему; решение лингвистических задач, составление устного рассказа, формулировка вопросов, участие в диалоге и т.п.).

2. Способы и приемы активизации самостоятельного мышления (проблемные ситуации и пути их создания, степень заинтересованности и активности учащихся в их разрешении, пути формирования понятий).

3. Какие конкретно умственные действия (сравнение, анализ, синтез, конкретизация, обобщение и т.п.) активизировались в процессе урока? Какой материал для этого использовался? Какова здесь роль наглядности?

4. В какой мере учитель активизировал на уроке творческие способности учеников, побуждал учащихся к творчеству? Какие возможности ИЯ как учебного предмета были для этой цели использованы и какие, на ваш взгляд, возможности были упущены?

Ваша задача – в соответствии с предложенными вопросами дать оценку успешности и эффективности работы учителя в плане использования мыслительной деятельности учащихся на уроке, а так же в плане развития мышления учащихся через обучение ИЯ, проследить, каким образом учителю удается преодолеть инертность умственной деятельности детей, какие им используются методы и приемы активизации психологических процессов, учитываются ли зоны ближайшего развития обучаемых.

При коллективном обсуждении урока вы основательно раскрываете именно эту тему.

Задание № 8.

ТЕМА наблюдения и анализа: «Развитие мотивов учения на уроке иностранного языка. Создание у учащихся ситуаций успеха».

1. Какие виды работы способствовали формированию и укреплению у учащихся интереса к предмету и общения на нем?

2. Способствовал ли материал урока возникновению и укреплению познавательного интереса учащихся, стимулировал ли стремление к умственному поиску?

3. Какие виды работы на уроке способствовали формированию коммуникативной направленности учащихся, активизации их общения и речевой деятельности на иностранном языке?

4. В какой мере содержание урока способствовало общему развитию интересов учащихся, расширению их кругозора? Что конкретно было сделано в этом направлении?

5. Какова роль наглядности на уроке в формировании мотивации и отношения учащихся к уроку?

6. Какими способами и средствами учитель создавал и достигал на уроке ситуаций успеха учащихся, обеспечивал «победное» учение? Какова в целом была мотивационная «атмосфера» урока?

Ваша задача– сосредоточить внимание на проявлении у школьников ведущих мотивов изучения предмета. Запротоколировать ситуации, подтверждающие возможность стимулирования интереса к изучаемому материалу.

Во время группового разбора урока вам предлагается дать его анализ в соответствии с вопросами данной темы.

Задание № 9.

ТЕМА наблюдения и анализа: «Характеристика организаторской деятельности учителя на уроке иностранного языка».

1. Способы ориентировки и мобилизации учащихся на выполнение заданий урока.

2. Создание на уроке атмосферы сотрудничества, совместной деятельности и общения. Какие для этого использованы средства: коммуникативные ситуации, постановка значимых целей, игровые ситуации и т.п.?

3. Организация учета и контроля за деятельностью учащихся.

4. Оптимальное соотношение фронтальной и индивидуальной форм работы.

5. Насколько проявил себя учитель как организатор общения и сотрудничества на уроке, вдохновитель совместной заинтересованной деятельности?

6. Способы и приемы поддержания на уроке хорошей дисциплины учащихся. Были ли случаи нарушения дисциплины на уроке? Чем они вызваны? Какими способами и средствами они преодолевались?

Ваша задача - раскрыть полнее, чем другие студенты, способы создания учителем атмосферы сотрудничества на уроке.

При коллективном обсуждении деятельности учителя вам предстоит высказать аргументированные суждения по этому аспекту урока. Какую стратегию поведения выбрали бы вы, оказавшись в роли педагога этого класса?

Задание № 10

ТЕМА наблюдения и анализа: «Психолого-педагогическая характеристика личности учителя на уроке иностранного языка».

1. Система проявившихся на уроке профессионально-педагогических качеств и умений учителя:

· Организаторских (см. более подробно в зад. 9);

· Дидактических (например, умение адаптировать свой материал с учетом возможностей учащихся, возникшей на уроке ситуации; свободное владение материалом урока, умение перестроить его и т.п.);

· Экспрессивно-артистических, например, образность, выразительность речи, владение невербальными средствами выражения;

· Перцептивных – наблюдательность, внимание к эмоциональному состоянию учащихся, оперативность реакции на обстоятельства, возникающие в ходе уроков, распределенность внимания и т.п.;

· Коммуникативных, например, владение техникой контакта с учащимися, преобладающий стиль общения, доверительность общения, эмоциональный климат урока и т.п.;

2. Воспитательное влияние личности педагога на уроке:

· Воспитательное воздействие внешности, манеры речи, характера общения с учащимися;

· Воспитательное воздействия требований учителя (к ответу, поведению, речи, дисциплине, и т.п.), педагогический такт учителя;

· Каково в целом воспитывающее воздействие и обучающее воздействие личности педагога на учащихся?

Ваша задача – на основе зафиксированных в протоколе фактов дать оценку уровня проявления на уроке основных профессионально-педагогических способностей учителя, сделав акцент на проявлении способностей к преподаванию предмета.

В процессе общегруппового разбора урока вам предлагается дать подробную информацию по вопросам данной темы. Постарайтесь указать те качества личности, над формированием которых, по вашему мнению, педагогу предстоит работать в будущем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: