Спиридонова И.В.. Анатомия и физиология человека




Спиридонова И.В.

Анатомия и физиология человека

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

Иваново 2011

 

 

Методические указания предназначены для практических занятий студентов II курса (специальность Фармация, очная и очно-заочная форма обучения) по дисциплине "Анатомия и физиология человека"

 

 

Одобрены цикловой Составлены в соответствии

методической комиссией с ФГОС СПО

общепрофессиональных и по специальности Фармация

специальных дисциплин, (базовый и повышенный

уровни подготовки)

Утверждены

Методическим советом колледжа

 

Автор:

Спиридонова И.В., преподаватель I квалификационный категории медико-биологических дисциплин Ивановского фармацевтического колледжа

 

Рецензент:

Родионов В.И., врач-анестезиолог, высшей врачебной квалификационной категории МУЗ ГКБ № 2 г. Иваново

 

 

Содержание

1. Введение…………………………………………………………….. 4

2. Практическое занятие № 1 Скелет туловища ……………………. 5

3. Практическое занятие № 2 Скелет головы ……………………. …7

4. Практическое занятие № 3 Дыхательная система ……………….. 8

5. Практическое занятие № 4 Система пищеварения ………………. 9

6. Практическое занятие № 5 Эндокринная система ………………. 10

7. Практическое занятие № 6 Сердечнососудистая система ………. 11

8. Практическое занятие № 7 Сенсорная система. Анализатор зрения. Орган слуха ……………………………………………………….... 13

9. Практическое занятие № 8 Мочевыделительная система ………. 14

10. Список литературы …………………………………………………15

11. Приложения…………………………………………………………16

 

Введение

Методические указания к практическим занятиям по анатомии и физиологии человека предназначены для реализации требований к знаниям умениям и практическому опыту в соответствии с ФГОС СПО по специальности Фармация (базовый уровень, очно-заочная форма обучения).

Методические указания содержат 8 практических занятий.

Для каждого практического занятия определен перечень умений и навыков, которые студенты должны освоить в ходе выполнения практических заданий. Практические работы студенты оформляют в тетради для практических работ. В завершении работы студенты должны сделать выводы, отражающие основные результаты практической работы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

 

Тема: Скелет туловища

Цель: Изучить анатомическое строение костей скелета туловища человека.

Студент должен

знать особенности строения, функции отделов костей туловища;

уметь находить на скелете человека отделы, кости туловища.

Оснащение: наглядные пособия, скелет в целом, набор костей, таблицы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.

 

Задание № 1

1. Рассмотрите рисунок № 1 «Скелет туловища в целом» в приложении и назовите все кости, которые обозначены цифрами.

2. Дополните схему № 1, результаты запишите в тетрадь для практических работ.

Схема № 1

 

Задание № 2

Рассмотрите скелет позвоночного столба, отдельные позвонки, и сравните отделы позвоночника, изгибы, количество позвонков входящих в каждый отдел и заполните таблицу № 1 «Строение позвоночного столба», в тетради для практических работ.

 

Таблица № 1

Название отдела позвоночника Количество позвонков, строение Отличия позвонков по форме и строению
     

 

Задание № 3

Рассмотрите на наглядном пособие, скелет в целом, строение грудной клетки.

Письменно ответьте на вопросы:

1. Количество ребер, виды ребер, строение ребер.

2. Строение грудины

3. Строение ключицы

 

Задание № 4

1. Рассмотрите части пояса верхних и нижних конечностей на скелетах верхней и нижней конечностей

2. Назовите кости обозначенные цифрами на рисунке № 2 «Верхняя и нижняя конечность»

 

Задание № 5

Заполните таблицу № 2 «Типы и строение костей»

Таблица № 2

Название кости Отдел, к которому принадлежит кость Строение кости (вид и тип) Функции
       

 

Задание № 6

Сделайте вывод о связи между строением и функциями отделов скелета туловища.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Скелет головы

Цель: Изучить анатомическое строение, отделы и функции костей черепа

Студент должен

знать состав, строение и соединения костей мозгового и лицевого черепа;

уметь находить и показывать на наглядном пособии (скелет черепа) различные кости, швы и анатомические образования, понимать их функции.

Оснащение: наглядное пособие (скелет черепа человека), таблицы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.

 

Задание № 1

Рассмотрите рисунок № 3 «Скелет черепа человека» и письменно назовите отделы, обозначенные цифрами.

 

Задание № 2

Заполните таблицу № 3 «Кости и отделы черепа»

Таблица № 3

Кости лицевого отдела (топография) Кости мозгового отдела (топография) Череп в целом
     

 

Задание № 3

Рассмотрите кости черепа и ответьте письменно на вопросы:

1. Строение и функции затылочной кости.

2. Клиновидная кость, ее основные части, отверстия.

3. Строение и функции лобной кости.

4. Какие кости относятся к парным, непарным.

5. Значение черепа.

 

Задание № 4

Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении мозгового о лицевого черепа.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

Тема: Дыхательная система

Цель: Изучить анатомическое строение, отделы и функции дыхательной системы

Студент должен

знать топографию, строение органов дыхательной системы;

уметь находить и показывать на плакатах, муляжах органы дыхательной системы.

Оснащение: муляж дыхательной системы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.

 

Задание № 1

Используя рисунок № 4 «Дыхательная система», обозначьте отделы дыхательной системы.

 

Задание № 2

Заполните таблицу № 4 «Органы дыхательной системы»

Таблица № 4

Органы, входящие в дыхательную систему Топография Функции
     

 

Задание № 3

Продолжите схему № 2 «Дыхательная система»

Верхние дыхательные органы

 

Нижние дыхательные пути

 

 

Задание № 4

Используя рисунок № 5 «Отделы дыхательной системы», опишите бронхиальное дерево и гортань.

 

Задание № 5

Сделайте вывод о взаимосвязи между строением и функциями отделов дыхательной системы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИ № 4

Тема: Пищеварительная система

Цель: Изучить анатомическое строение, отделы и функции пищеварительной системы

Студент должен

знать топографию, строение органов пищеварительной системы;

уметь находить и показывать на плакатах, органы пищеварительной системы.

Оснащение: муляж внутренних органов пищеварительной системы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.

 

Задание № 1

Используя рисунок № 6 «Строение пищеварительной системы», обозначьте органы, входящие в пищеварительную систему.

 

Задание № 2

1. Назовите отделы и органы, входящие в полость рта рассмотрите их, используя наглядное пособие.

2. Назовите отделы, входящие в глотку и пищевод рассмотрите их, используя наглядное пособие.

3. Рассмотрите рисунок № 7 «Строение желудка» и назовите отделы обозначенные цифрами.

4. Рассмотрите рисунок № 8 «Строение печени» и назовите части обозначенные цифрами.

5. Рассмотрите рисунок № 9 «Строение желчного пузыря» и назовите части обозначенные цифрами.

6. Назовите отделы, входящие в тонкий и толстый кишечник, рассмотрите их, используя наглядное пособие.

 

Задание № 3

Заполните таблицу № 5 «Физиология пищеварения»

Таблица № 5

Пищеварение в полости рта  
Пищеварение в желудке  
Пищеварение в тонком кишечнике  
Пищеварение в тонком кишечнике  

 

Задание № 4

Сделайте вывод о строении и функциях пищеварительной системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: