Спиридонова И.В.
Анатомия и физиология человека
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Иваново 2011
Методические указания предназначены для практических занятий студентов II курса (специальность Фармация, очная и очно-заочная форма обучения) по дисциплине "Анатомия и физиология человека"
Одобрены цикловой Составлены в соответствии
методической комиссией с ФГОС СПО
общепрофессиональных и по специальности Фармация
специальных дисциплин, (базовый и повышенный
уровни подготовки)
Утверждены
Методическим советом колледжа
Автор:
Спиридонова И.В., преподаватель I квалификационный категории медико-биологических дисциплин Ивановского фармацевтического колледжа
Рецензент:
Родионов В.И., врач-анестезиолог, высшей врачебной квалификационной категории МУЗ ГКБ № 2 г. Иваново
Содержание
1. Введение…………………………………………………………….. 4
2. Практическое занятие № 1 Скелет туловища ……………………. 5
3. Практическое занятие № 2 Скелет головы ……………………. …7
4. Практическое занятие № 3 Дыхательная система ……………….. 8
5. Практическое занятие № 4 Система пищеварения ………………. 9
6. Практическое занятие № 5 Эндокринная система ………………. 10
7. Практическое занятие № 6 Сердечнососудистая система ………. 11
8. Практическое занятие № 7 Сенсорная система. Анализатор зрения. Орган слуха ……………………………………………………….... 13
9. Практическое занятие № 8 Мочевыделительная система ………. 14
10. Список литературы …………………………………………………15
11. Приложения…………………………………………………………16
Введение
Методические указания к практическим занятиям по анатомии и физиологии человека предназначены для реализации требований к знаниям умениям и практическому опыту в соответствии с ФГОС СПО по специальности Фармация (базовый уровень, очно-заочная форма обучения).
Методические указания содержат 8 практических занятий.
Для каждого практического занятия определен перечень умений и навыков, которые студенты должны освоить в ходе выполнения практических заданий. Практические работы студенты оформляют в тетради для практических работ. В завершении работы студенты должны сделать выводы, отражающие основные результаты практической работы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Скелет туловища
Цель: Изучить анатомическое строение костей скелета туловища человека.
Студент должен
знать особенности строения, функции отделов костей туловища;
уметь находить на скелете человека отделы, кости туловища.
Оснащение: наглядные пособия, скелет в целом, набор костей, таблицы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.
Задание № 1
1. Рассмотрите рисунок № 1 «Скелет туловища в целом» в приложении и назовите все кости, которые обозначены цифрами.
2. Дополните схему № 1, результаты запишите в тетрадь для практических работ.
Схема № 1
Задание № 2
Рассмотрите скелет позвоночного столба, отдельные позвонки, и сравните отделы позвоночника, изгибы, количество позвонков входящих в каждый отдел и заполните таблицу № 1 «Строение позвоночного столба», в тетради для практических работ.
Таблица № 1
Название отдела позвоночника | Количество позвонков, строение | Отличия позвонков по форме и строению |
Задание № 3
Рассмотрите на наглядном пособие, скелет в целом, строение грудной клетки.
Письменно ответьте на вопросы:
1. Количество ребер, виды ребер, строение ребер.
2. Строение грудины
3. Строение ключицы
Задание № 4
1. Рассмотрите части пояса верхних и нижних конечностей на скелетах верхней и нижней конечностей
2. Назовите кости обозначенные цифрами на рисунке № 2 «Верхняя и нижняя конечность»
Задание № 5
Заполните таблицу № 2 «Типы и строение костей»
Таблица № 2
Название кости | Отдел, к которому принадлежит кость | Строение кости (вид и тип) | Функции |
Задание № 6
Сделайте вывод о связи между строением и функциями отделов скелета туловища.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Скелет головы
Цель: Изучить анатомическое строение, отделы и функции костей черепа
Студент должен
знать состав, строение и соединения костей мозгового и лицевого черепа;
уметь находить и показывать на наглядном пособии (скелет черепа) различные кости, швы и анатомические образования, понимать их функции.
Оснащение: наглядное пособие (скелет черепа человека), таблицы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.
Задание № 1
Рассмотрите рисунок № 3 «Скелет черепа человека» и письменно назовите отделы, обозначенные цифрами.
Задание № 2
Заполните таблицу № 3 «Кости и отделы черепа»
Таблица № 3
Кости лицевого отдела (топография) | Кости мозгового отдела (топография) | Череп в целом |
Задание № 3
Рассмотрите кости черепа и ответьте письменно на вопросы:
1. Строение и функции затылочной кости.
2. Клиновидная кость, ее основные части, отверстия.
3. Строение и функции лобной кости.
4. Какие кости относятся к парным, непарным.
5. Значение черепа.
Задание № 4
Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении мозгового о лицевого черепа.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Дыхательная система
Цель: Изучить анатомическое строение, отделы и функции дыхательной системы
Студент должен
знать топографию, строение органов дыхательной системы;
уметь находить и показывать на плакатах, муляжах органы дыхательной системы.
Оснащение: муляж дыхательной системы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.
Задание № 1
Используя рисунок № 4 «Дыхательная система», обозначьте отделы дыхательной системы.
Задание № 2
Заполните таблицу № 4 «Органы дыхательной системы»
Таблица № 4
Органы, входящие в дыхательную систему | Топография | Функции |
Задание № 3
Продолжите схему № 2 «Дыхательная система»
Верхние дыхательные органы
Нижние дыхательные пути
Задание № 4
Используя рисунок № 5 «Отделы дыхательной системы», опишите бронхиальное дерево и гортань.
Задание № 5
Сделайте вывод о взаимосвязи между строением и функциями отделов дыхательной системы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИ № 4
Тема: Пищеварительная система
Цель: Изучить анатомическое строение, отделы и функции пищеварительной системы
Студент должен
знать топографию, строение органов пищеварительной системы;
уметь находить и показывать на плакатах, органы пищеварительной системы.
Оснащение: муляж внутренних органов пищеварительной системы, анатомический атлас, тетрадь для практических работ.
Задание № 1
Используя рисунок № 6 «Строение пищеварительной системы», обозначьте органы, входящие в пищеварительную систему.
Задание № 2
1. Назовите отделы и органы, входящие в полость рта рассмотрите их, используя наглядное пособие.
2. Назовите отделы, входящие в глотку и пищевод рассмотрите их, используя наглядное пособие.
3. Рассмотрите рисунок № 7 «Строение желудка» и назовите отделы обозначенные цифрами.
4. Рассмотрите рисунок № 8 «Строение печени» и назовите части обозначенные цифрами.
5. Рассмотрите рисунок № 9 «Строение желчного пузыря» и назовите части обозначенные цифрами.
6. Назовите отделы, входящие в тонкий и толстый кишечник, рассмотрите их, используя наглядное пособие.
Задание № 3
Заполните таблицу № 5 «Физиология пищеварения»
Таблица № 5
Пищеварение в полости рта | |
Пищеварение в желудке | |
Пищеварение в тонком кишечнике | |
Пищеварение в тонком кишечнике |
Задание № 4
Сделайте вывод о строении и функциях пищеварительной системы.