Герцен – создатель Вольной русской типографии.




Московский государственный социальный университет

Гуманитарная академия

Факультет журналистики

 

 

Курсовая работа

«Оппозиционно-публицистическая деятельность А.И. Герцена за рубежом на примере Вольной русской типографии и «Колокола».

Научный руководитель: канд. фил. наук, доцент

Макеев А. В.

Работу выполнил: студент 2 курса

Кумарин С.

 

 

Москва, 2003.

Содержание.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..стр.3

Глава1. Герцен – создатель Вольной русской типографии……..4

Глава2. Деятельность Герцена в газете «Колокол»…………….7

§.2.1. «Колокол» - начало………………………………………….7

§.2.2. «Колокол» на пике популярности…………………………..10

§.2.3. Последние годы существования «Колокола»…………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….стр.

 

ВВЕДЕНИЕ.

В своей курсовой работе хотелось бы рассмотреть деятельность великого русского публициста и литератора Александра Ивановича Герцена по созданию Вольной русской типографии в Лондоне и по изданию журнала «Колокол». Эта тема выбрана мною потому, что Герцен является одним из самых оппозиционных публицистов за всю историю России, именно это и привлекает меня в его личности больше всего.

Цель моей работы: показать на конкретных примерах оппозиционность творчества Герцена на примере создания Вольной русской типографии и его публикаций в журнале «Колокол».

В работе много внимания будет уделено самым важным статьям Герцена, которые были написаны в рассматриваемый мною период, для того, чтобы продемонстрировать суть его убеждений и вместе с тем отразить стиль его публикаций и специфику его литературного языка.

Герцен знаменит прежде всего тем, что он является создателем бесцензурной литературы в России, правда издавалась она за пределами нашей страны, в Лондоне. Это оказало колоссальное влияние на формирование и развитие отечественной журналистики, в том числе и оппозиционной. Хотелось бы, чтобы личность и творческий путь Герцена стали ориентиром для современных оппозиционных журналистов, которым подчас не хватает того бескорыстного желания служить на благо народа, которое всегда отличало Герцена.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Герцен – создатель Вольной русской типографии.

В августе 1852 г. Герцен приехал в Лондон, где собирался прожить недолго. Целью его поездки он изначально не ставил создание вольной русской печати, однако со временем у Герцена стали зарождаться новые творческие замыслы, после чего он приходит к выводу, что раз пути на родину отрезаны, то Лондон представляет собою наиболее благоприятное место для практического претворения в жизнь задуманного.

И, действительно, Англия 50-х годов была очень удобным местом для этого начинания, потому как в отличие от Франции там отсутствовали полицейские стеснения, была свобода митингов, а политические эмигранты могли получить себе убежище. К тому же, на «туманном Альбионе» сосуществовали такие явления жизни того времени, как технический прогресс и социальное неравенство, богатство немногих и нищета большинства.

И вот, в феврале 1853 г. Герцен напечатал воззвание «Братьям на Руси», в котором объявлял о создании «вольного книгопечатания в Лондоне» и обращался к читателям с просьбой: «Присылайте, что хотите, - все, писанное в духе свободы, будет напечатано, от научных и фактических статей…до романов, повестей и стихотворений…Если у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др. …Дверь вам открыта. Хотите ли вы ею воспользоваться или нет? –это останется на вашей совести… Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью- вот вся моя цель»[1].

В своем обращении он сообщает, что с 1 мая 1853 года типография будет открыта.

Герцен был твердо убежден в том, что «основание вольной русской типографии в Лондоне является делом наиболее практически революционным, какое только русский может предпринять в ожидании исполнения иных лучших дел»[2].

Историческую необходимость и своевременность этого начинания Герцен обосновал в написанном тогда же открытом письме в редакцию газеты «Польский демократ». Он утверждал, что русское политическое движение развивалось до сих пор в «среде аристократического меньшинства», без участия народа, «за пределами народного сознания». Возможность единения с народом была найдена в социализме, который он, будучи утопистом, видел в общинном землевладении, в освобождении крестьян с землей. Но в тот момент, писал Герцен, царь цензурными гонениями «лишил нас языка». Отсюда- неизбежность создания вольной печати.

Герцен правильно оценил значение слова как проявления революционной активности. Обобщая большой исторический опыт революционной пропаганды, Владимир Ильич Ленин не случайно пришел к выводу, созвучному мысли Герцена: «…Слово тоже есть дело; это положение бесспорное для приложения к истории вообще или к тем эпохам истории, когда открытого политического выступления масс нет…В России было именно такое положение.»[3]

Вольная типография была создана 22 июня 1853 года. Через несколько дней появилось первое издание- брошюра «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству»,в которой Герцен призывает русское дворянство начать освобождение крестьян от крепостной неволи. Он пытается воздействовать на ум и чувства дворян, предрекая неизбежную катастрофу, пугачевщину, если они не найдут в себе силы уничтожить крепостничество, воздействуя на царя. Но если дворяне не окажутся способны изменить положение в стране, то Герцен оставляет за собой право призвать народ к освобождению своими силами.

В конце июля 1853 года, Герцен печатает и выпускает прокламацию под названием «Поляки прощают нас!», посвященную пропаганде союза и сотрудничества русской и польской демократий.

В августе 1853 года Герцен публикует свою брошюру «Крещеная собственность», направленную против крепостного права. Резкими штрихами рисует Герцен порядки и нравы русского крепостнического общества, произвол царизма и помещиков. В брошюре важную роль играет народническая идеализация сельской общины, как воплощения «неразвитого коммунизма», но иллюзии эти являются сущностью демократических взглядов Герцена, его веры в великое будущее русского народа. Он пишет: «Народ русский все вынес, но удержал общину. Община спасет народ русский; уничтожая ее, вы отдаете его, связанного по рукам и ногам, помещику и полиции…Народ русский ничего не приобрел…он сохранил только свою незаметную, скромную общину, т.е. владение сообща землею, равенство всех без исключения членов общины, братский раздел полей по числу работников и собственное мирское управление своими делами. Вот и все последнее приданое Сандрильоны(т.е. Золушки), - зачем же отбирать последнее»[4].

Перелом в положении Вольной русской типографии наступил после смерти Николая I и окончания Крымской войны. В связи с новым подъемом общественного движения в России Герцен задумал издавать альманах «Полярная звезда». 25 июля 1855 г., в годовщину казни декабристов, вышел его первый номер с профилями пяти казненных декабристов на обложке.

В первом номере «Полярной звезды» были опубликованы «Письмо Белинского к Гоголю», запрещенные стихи Пушкина, стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стихи и воспоминания декабристов, произведения самого издателя. «Полярной звезде» была предпослана программа. Главным в программе было «Распространение в России свободного образа мыслей».Эта программа должна объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране.

Выпускать «Полярную звезду» строго периодически оказалось невозможным: вторая книга вышла в конце мая 1856 г. В статье «Вперед! Вперед!», помещенной там, Герцен писал: «На первый случай вся программа наша сводится на потребность гласности, и все знамена теряются в одном – в знамени освобождения крестьян с землею. Долой дикую цензуру и дикое помещичье право! Долой барщину и оброк! Дворовых на волю! А со становыми и квартальными мы сделаемся потом»[5].

Второй номер по содержанию был разнообразнее первого: кроме произведений Герцена, в него вошли присланные в Лондон запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов, статьи Н.И. Сазонова и Н. П. Огарева, два письма из России.

Более того, уже к середине 1856 г. обнаружилось, что рукописей из России поступает так много, а по характеру своему они иногда столь значительно отличаются от направления «Полярной звезды», что необходимо время от времени издавать особые, составленные из этих рукописей сборники. Так возникли сборники «Голоса из России». Первый из них вышел в свет в июле 1856 г. «Мы не отвечаем за мнения, изложенными не нами», - счел Герцен в предисловии.

 

2. Деятельность Герцена в журнале «Колокол»

1.3. «Колокол» - начало.

В начале апреля 1856 г. в Лондон приехал старый друг и единомышленник Герцена – Николай Платонович Огарев, который немедленно стал участвовать в изданиях Вольной типографии. Во второй книге была помещена его статья «Русские вопросы» за подписью «Р.Ч.» («Русский человек»). С этого времени Огарев становится ближайшим помощником и соратником Герцена. Огареву, который только что приехал из России и живо чувствовал потребности русской общественной жизни, и принадлежала мысль – издавать в Лондоне новый периодический орган. Это издание должно было выходить чаще, чем «Полярная звезда», откликаться на все текущие события и вопросы русской жизни и быть удобным для распространения.

Через год, в апреле 1857 г., Герцен особым листком известил читателей о выходе «Колокола»: «События в России несутся быстро, их надобно ловить на лету, обсуживать тотчас. Для этого мы предпринимаем новое повременное издание. Не определяя сроков выхода, мы постараемся ежемесячно издавать один лист, иногда два, под заглавием «Колокол»… О направлении говорить нечего; оно то же, которое проходит неизменно через всю нашу жизнь… В отношении к России мы хотим страстно, со всей силой последнего верования, чтоб с нее спали наконец ненужные старые свивальники, мешающие могучему развитию ее. Для этого мы теперь, как в 1855 году, считаем первым необходимым, неминуемым, неотлагаемым шагом: освобождение слова от цензуры, освобождение крестьян от помещиков, освобождение податного сословия от побоев.

Обращаемся ко всем соотечественникам, делящим нашу любовь к России, и просим их не только слушать наш «Колокол», но и самим звонить в него»[6].

Сейчас же я позволю себе включить в свою работу отрывки из книги Льва Славина «Ударивший в Колокол», которая представляет собой цикл воспоминаний о Герцене. Воспоминания эти облечены автором в художественную форму, но, тем не менее, они безусловно содержат в себе ценные сведения о том, как же именно началась история «Колокола».

Вот что Лев Славин пишет о начале издания журнала:

«В первом номере был обширный обзор, подписанный «Р.Ч.» - псевдоним, которым первые годы пользовался Огарев. Его же – обзор министерства внутренних дел. Затем – отделы «Смесь» и «Правда ли?», где язвительное перо Герцена прошлось по различным случаям безобразного произвола в России.

Вообще же первые номера…были составлены усилиями двух человек: Герцена и Огарева. Впоследствии редакция значительно расширила список сотрудников – и не только за счет корреспондентов из России… Герцен в этом отношении всегда проявлял широту. Его личные более чем холодные отношения с Сазоновым и Энгельсоном не помешали ему привлечь их к сотрудничеству. Двери его дома были для них закрыты, но широко открыты ворота в Вольную русскую типографию.

Как была решена вторая часть «проектеца»(именно так, по Льву Славину, отозвался Огарев о плане издания «Колокола» в разговоре с Герценом – прим. А.К.), наиболее трудная: распространение «Колокола» в России?

Один из первых перевалочных пунктов был организован в Кенигсберге…В дальнейшем каналы проникновения «Колокола» в Россию умножились. Небольшой по размеру и тонкий «Колокол» свободно умещался в чемоданах с потайным отделением. Иногда ему придавали видимость тюков с упаковочной бумагой, и тогда «Колокол» проникал в Россию целыми кипами…Доходило до того, что в портовых городах за границей использовали прибывавшие туда военные суда: «Колоколом» начиняли стволы боевых орудий.

Конечно, «Колокол» не выжил бы, если бы не связал себя единой кровеносной сетью с Россией. Он питал ее своей правдой и гневом, а она его – своими бедами и горестями. «Колокол» не был изданием эмигрантов для утешения их узкого круга. Сила его в том, что он стал народным органом.»

Итак, исходя из слов Льва Славина, становится окончательно ясно, что Герцен отнесся к изданию «Колокола» с максимальной серьезностью и с колоссальным энтузиазмом. Ведь далеко не каждый человек сможет привлечь к делу всей своей жизни людей, с которыми ему, мягко говоря, не очень хотелось бы общаться. Герцен же оказался выше своих личных обид и привлек к изданию журнала даже этих людей, потому что знал – чем больше людей, преданных его идеям будет трудиться в «Колоколе», тем более разнообразным будет журнал и тем более эффективным будет его воздействие на читательскую аудиторию, а именно к этому в общем-то и стремился Герцен и его ближайшие сподвижники. Конечно же им это удалось, о чем и пойдет речь далее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: