Одна базовая вещь, о которой люди имеют свойство забывать.
Мы живем в информационном раю.
В среде, которая предоставляет нам те возможности,
которых никогда у человечества не было.
Мы находимся в ситуации доступности
и источников информации и научных трудов.
Поэтому научное общение никогда не было таким тесным и насыщенным,
остановить это невозможно, помешать этому затруднительно.
Научная повестка становится более единой для научных сообществ.
Один язык для всех, чего не было со времен латыни.
С той эпохи, когда в Европе появились национальные языки
и стали языком культуры, и национального общения
не было такого единства, как сейчас.
А если мы владеем английским языком,
то это позволяет нам получить доступ ко всем сокровищам,
накопленным человечеством.
Я не могу говорить за всю науку, про свои социальные науки я могу сказать,
что они переживают интеллектуальный ренессанс.
Доступность данных и доступность источников
естественно являются могучим стимулом к развитию.
Если вы будете заниматься социологией или политологией,
помните, как бурно они развиваются,
как много у нас материала и как много к нам интереса.
Можно ли принять белорусский сценарий на центрально-азиатский регион?
Способно ли общество на ваш взгляд в нашем регионе
так интенсивно отстаивать свои голоса на выборах?
Нет никакого сценария, люди выходят по объективно обусловленным причинам, преследуя собственный интерес.
Опасайтесь конспирологии.
Конспирология пожирает мозг, это такой ментальный рак,
который съест все ваши умственные клетки, заменит своими,
и вы будете видеть мир в абсолютно искаженном виде.
Что касается белорусских событий,
в массовых протестах совершенно нет ничего специфически белорусского.
Самые разные социумы протестуют
и любые социальные проявления неожиданны для тех, кто не оперирует данными.
В Белоруссии с этим труднее, потому что там нет социологии.
|
Нет такого общества, в котором протест не мог бы возникнуть.
Какие вы видите перспективы демократизации в центральной Азии,
или все же придется уезжать?
Будете вы уезжать или будете оставаться это решать вам,
но оставаться для вас не должно обозначать ждать.
Оставаться для вас должно обозначать участвовать.
Иначе смысла нет.
Сидеть и ждать это мучительно, вы просто потратите свою жизнь.
Ожидание – это самый разрушительный вид деятельности,
он выедает вас изнутри.
Поэтому если вам это в принципе важно и вы решите остаться,
то вы должны участвовать,
иначе ваше ожидание бессмысленно.
Либерализация молодежи растет, но качественных изменений в выборах
не происходит и она разочаровывается.
Можете ли вы дать рекомендации молодежи, той части общества,
которая считает себя гражданским обществом?
По поводу либерализации.
Не бывает такого, чтобы в каком-то социуме родилось поколение,
радикально отличающееся по своим ценностям от всех предыдущих.
Происходит на самом деле нечто другое.
Дело не в том, что у молодежи иные ценности.
Дело в том, что в обществе меняется ценностная картина,
а на примере молодежи это ярче видно.
В России мы видим, что ценности 40-летних и ценности 20-летних
в значительной степени совпадают.
В России некоторое ценностное расхождение происходит между
поколениями бэби-бумерами и всеми остальными.
Между теми, кому сейчас больше 55 и их детьми, внуками,
вот там действительно наблюдается расхождение.
Все, что дальше демонстрирует больше сходства.
Сходства в чем?
Большая терпимость к социальному разнообразию,
меньше патернализма и почтения к вертикали.
При этом ценности неприкосновенности, частной жизни и свободы,
в том числе и свободы слова,
для поколения более молодых не являются приоритетом
по сравнению с ценностями терпимости, ненасилия и безопасности.
|
В постсоветском социальном пространстве очень атомизированном
с во многом отшибленными социальными навыками
есть культ индивидуального действия,
считается, что это величие личности демонстрирует
и есть очень низко развитые, хотя развивающиеся
навыки объединения и взаимодействия.
Советская власть это отшибала преднамеренно и отшибла довольно здорово.
Но социальный инстинкт в человеке не убиваем, поэтому восстановить его можно.
Помните, что глобальные тенденции касаются всех.
Это не какое-то желаемое будущее, к которому надо стремиться,
это те процессы, которые вас затронут, знаете вы о них или не знаете.
Пандемия и ее последствия: новые потребительские ценности
и трансформация занятости
30.09.20
https://www.youtube.com/watch?v=LUYaePZJZC4