Статистическая информация и ее распространение




Основными свойствами статистической информации являются массовость и стабильность. Первое свойство связано с особенностями предмета статистики, второе - с неизменностью однажды собранной информации, ее способностью устаревать и необходимостью получения новой информации.

Состав статистической информации во многом определяется потребностями общества в условиях рыночной экономики. Появление различных форм собственности, изменение системы хозяйствования и отход от директивно-плановых методов регулирования экономики повлекли за собой изменения в политике распространения статистической информации. Если раньше важнейшей задачей государственной статистики было обеспечение руководящих органов оперативной информацией о положении в стране (часто эта информация носила закрытый характер), то в настоящее время почти вся информация, направляемая руководящим органам, становится достоянием общественности. Основными потребителями статистической информации являются правительство, коммерческие структуры, международные организации, общественность.

Микроданные должны держаться в тайне, макроданные должны быть доступны для каждого. Статистика видит свою задачу в создании общественной (т.е. финансируемой государством) "инфраструктуры" в области информации с помощью цифровых данных. Поэтому говорят об информационной инфраструктуре, обеспечивающей пользователей качественной, достоверной статистической информацией.

Главным источником опубликованной статистической информации являются издания органов государственной статистики. Наиболее полную информацию о Украине содержит официальное издание - статистический сборник "Украинский статистический ежегодник", издаваемый Госкомстатом Украины - высшим органом государственной статистики нашей страны.

Ежегодник и сборники содержат макроэкономические показатели, такие как ВВП, НД, государственный бюджет Украины, показатели различных отраслей экономики, численности естественного движения населения, трудовых ресурсов, занятости, уровня жизни населения и др.

Данные государственной статистики публикуются в журналах и других государственных изданиях, а также в специализированных статистических сборниках по отраслям народного хозяйства, социальной статистике, в экспресс-информации, экономических докладах, бюллетенях и т.д.

Около двадцати редакций журналов, газет и агентств имеют аккредитацию при Госкомстате Украины, поэтому статистические данные могут быть также получены из различных публикаций, например, в журнале "Экономика Украины", в газетах "Урядовий кур’єр", "Бизнес", где приводятся валютные курсы, объемы продажи валют, колебания цен, темпы изменения производства различных видов продукции, потребление материальных благ и услуг на душу населения и т.д.

Местные статистические органы издают региональные сборники.

Международные статистические публикации осуществляются статистическими службами ООН, ее специализированными учреждениями: Международной организацией труда (МОТ), Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций - Food and Agriculture Organisation of the United Nations (ФАО), Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и другими международными организациями. Из сводных изданий важнейшим является еженедельник ООН.

В условиях реформирования статистики как фактора формирования общественного сознания особое значение имеет расширение гласности и доступности сводной статистической информации при сохранении конфиденциальности индивидуальных данных. Необходимо не только иметь информацию о процессах, происходящих в макроэкономике, но и о деятельности конкретных предприятии.

Статистические публикации - не единственный источник статистической информации, одним из основных альтернативных источников является специально организованное статистическое наблюдение.

 

3.2 Основные формы статистической отчетности и методы обработки первичной информации в Украине

 

Статистическая отчетность продолжает оставаться одним из основных источников, с помощью которого собираются следующие виды информации:

v о финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий;

v об объемах производства изатратах на производство товаров и услуг вразличных отраслях экономики;

v о занятости и оплате труда работников в отрасляхэкономики;

v о ценах и тарифах;

v о наличии и движении капитала;

v о демографической ситуации;

v о развитии социальной сферы;

v о состоянии окружающей среды.

Статистическая отчетность составляется в зависимости от потребности в конкретной информации с годовой, квартальной или месячной периодичностью и представляется региональному или местному статистическому органу (республики, края, области, района, города, поселка и т.п.) и органу, осуществляющему государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики (министерству, комитету или другому ведомству).

Начиная с 1998 г. для сбора информации об основных сторонах деятельности предприятий и организаций большинства отраслей используются следующие унифицированные формы федерального государственного наблюдения.

С помощью формы № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» собирается информация об общем объеме производства товаров и услуг, а также по их видам.

Форма № П-2 «Сведения об инвестициях» содержит данные об инвестициях предприятий в финансовые и нефинансовые активы. Инвестиции в финансовые активы показываются с выделением долгосрочных и краткосрочных вложении, а также зарубежных инвестиций. Инвестиции в нефинансовые активы приводятся по видам активов. Из состава источников инвестиций выделяются собственные средства предприятий (в том числе прибыль) и привлеченные ими средства из других источников (кредиты банков, заемные средства других организаций, средства бюджета и внебюджетных фондов, эмиссия акций и др.).

В форме № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» обобщается информация о финансовом состоянии и расчетах предприятий. В ней содержатся данные о балансовой прибыли (убытке), дебиторской и кредиторской задолженности, задолженности по полученным кредитам и займам. Основные виды задолженности (задолженность покупателей, задолженность поставщикам, задолженность по полученным кредитам и займам) показываются с распределением по странам бывшего СНГ. Кроме того, в этой форме содержатся данные об оборотных активах (всего и по видам).

В форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» собирается информация о средней численности и движении работников, фонде заработной платы и выплатах социального характера,об использовании рабочего времени.

Важным источником информации об объемах производства и затратах на производство, на основе которой исчисляется валовая добавленная стоимость отраслей, производящих рыночные товары и нефинансовые услуги, является форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)». Она состоит из двух разделов. В первом разделе содержатся данные об объеме производства продукции и затратах на производство по основному виду деятельности. В составе Затрат на производство выделяются затраты на сырье и материалы, на оплату услуг сторонних организаций по видам услуг, на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и прочие затраты. Во втором разделе приводятся данные по не основным видам деятельности: объем продукции, затраты на производство и остатки готовой продукции на начало и конец отчетного периода.

В сельском хозяйстве основным источником информации для расчета стоимости продукции является форма № 21-сх «Сведения о реализации сельскохозяйственной продукции». В ней отражаются количество и стоимость реализованной продукции растениеводства и животноводства по видам с указанием основных каналов реализации (заготовительные организации, потребительская кооперация, продажа на рынке, через собственные магазины и предприятия общественного питания, на биржах и аукционах, по бартеру).

В форме № 12-ф «Сведения об использовании денежных средств» отражаются текущие и капитальные расходы предприятий и организаций на развитие и совершенствование производства, на социальное развитие, на выплаты социального характера, на благотворительные цели и некоторые другие. Из общей величины расходов выделяются расходы за счет прибыли.

Эти формы не распространяются на малые, совместные и иностранные предприятия, банки, страховые и бюджетные организации.

Малые предприятия представляют сведения об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности по форме № МП. Она содержит данные о стоимости произведенной продукции по основному и не основным видам деятельности, объеме производства по видам продукции в натуральном выражении, выручке от реализации продукции, численности работников, оплате труда, балансовой прибыли, капитальных вложениях и основных фондах.

Данные о деятельности страховых организаций собираются по форме № 1-ск. Она содержит данные о величине уставного (складочного) капитала с выделением долей отдельных участников (банков, предприятий, физических лиц), количестве действующих договоров страхования (втом числе с физическими и юридическими лицами), численности страховых агентов и их комиссионном вознаграждении, страховых взносах и выплатах, страховых суммах по договорам по различным видам страхования (добровольное и обязательное страхование, в том числе личное, имущественное, медицинское и др.). В приложении к форме показываются изменение страховых резервов, в том числе по страхованию жизни, результаты операций по инвестициям страховых резервов и прочие доходы, расходы на ведение дела, балансовая прибыль или убыток.

Примером вновь введенной формы статистической отчетности в связи с появлением видов деятельности, характерных для рыночной экономики, является форма № 1-фб «Сведения о фондовой деятельности биржи», которая представляется всеми типами бирж (универсальными, товарными, валютными и товарно-фондовыми), осуществляющими операции с ценными бумагами. В ней содержатся данные об уставном капитале, числе членов биржи, проведенных торгов и заключенных сделок по всем видам фондовых ценностей, сумме дохода по процентам от сделок, обороте по всем видам фондовых ценностей, структуре операций с ценными бумагами по их видам.

Одной из основных форм отчетности о наличии и движении капитала является форма № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов». В ней отражаются следующие данные:

v основные фонды на начало и конец отчетного года по полной и остаточной балансовой стоимости, а также по полной и остаточной восстановительной стоимости с учетом переоценки основных фондов на 1 января следующего года; среднегодовая стоимость основных фондов;

v показатели движения основных фондов в течение отчетного года: поступление (в том числе ввод в действие новых основных фондов), выбытие (в том числе ликвидация основных фондов), износ;

v сумма начисленной за год амортизации и ее использование в течение отчетного года; затраты на капитальный ремонт основных фондов;

v стоимость других нефинансовых активов на начало и конец отчетного года, к которым относятся земельные участки, оборудование к установке, незавершенное строительство, нематериальные активы.

Данные по основным фондам приводятся с выделением фондов основного вида деятельности (в том числе по видам основных фондов) и фондов других (не основных) видов деятельности.

Информация о ценах производителей на промышленную продукцию собирается ежемесячно по форме № 1-цены производителей, в которой отражаются цены на товары-представители, зарегистрированные в отчетном месяце.

Данные о ценах на продукцию, приобретаемую промышленными, сельскохозяйственными и подрядными строительными организациями, содержатся в следующих формах отчетности:

Сведения о средних ценах на приобретенные промышленными организациями сырье и материалы для основного производства (форма № 2- цены приобретения);

Сведения о ценах на промышленную продукцию, приобретенную сельским хозяйством, и тарифах на оказанные ему услуги (форма № 1-цены приобретения);

Сведения о ценах на приобретенные основные строительные материалы, детали и конструкции (форма № 9-кс).

Первичная информация обрабатывается на всех этапах ее продвижения от хозяйствующих субъектов до формирования выходных данных. Она предполагает, прежде всего, проверку информации, полученной от хозяйствующих субъектов или от нижестоящего статистического органа. С этой целью осуществляется ее технический, логический и аналитический контроль для определения полноты и согласованности информации. Выявленные ошибки и пробелы устраняются с помощью повторного обращения к источникам информации для ее уточнения. При проверке поступившей информации должны быть также выявлены случаи непредставления данных и приняты меры по ликвидации пробелов в данных.

Рост числа малых предприятий и повышение доли неформального сектора в экономике заставили принять специальные меры для того, чтобы устранить недоучет продукции в отраслевой статистике. С этой целью на региональном уровне производятся специальные поправки по методике, разработанной Госкомстатом Украины. В соответствии с этой методикой оценивается число недействующих предприятий, число действующих предприятий, не предоставляющих ответы на вопросы, а также предприятий, юридический или фактический адрес которых неизвестен. С учетом этого рассчитываются коэффициенты корректировки показателей отраслевой статистики.

Следующим шагом является обработка массива информации для определения показателей и группировок, необходимых для последующего экономического анализа, так как экономические данные, собираемые Госкомстатом из разных источников, служат разнообразным целям. Следует отметить, что определения, классификации и методы оценки показателей в отчетности не всегда совпадают с принятыми в СНС и в других разделах макроэкономической статистики, поэтому для подготовки макроэкономической информации данные отчетности могут нуждаться в корректировке для обеспечения внутренней согласованности и соответствия принятым определениям.

Например, определение дохода в бухгалтерском учете в отличие от СНС включает увеличение стоимости активов в результате роста цен (так называемую холдинговую прибыль). Оценка основных фондов в отчетности, как правило, приводится по балансовой первоначальной стоимости, в то время как для СНС требуется их оценка по восстановительной стоимости, т. е. по расчетной стоимости на дату, к которой относится баланс активов и пассивов. Амортизация и износ основных фондов в бухгалтерском учете определяются в соответствии с установленными нормами от балансовой стоимости основных фондов, в то время как в СНС отражается потребление основного капитала, которое определяется как уменьшение в течение отчетного периода в результате нормального физического и морального износа стоимости основных фондов, оцененных по восстановительной стоимости отчетного периода.

Показатели, характеризующие потоки доходов и расходов, во многих источниках первичной информации учитываются на кассовой основе, т. е. по сумме фактических выплат (например, в отчете об исполнении государственного бюджета, в данных обследований бюджетов домашних хозяйств). В СНС предусматривается отражение этих показателей на основе начисленных сумм, т.е. на момент возникновения обязательств по их выплате.

К первоочередным задачам Госкомстата Украины в данной области относятся повышение качества сбора и обработки первичных статистических, данных на региональном уровне, внедрение новых методов статистического наблюдения, развитие информационных баз данных, освоение новых технологий по обмену данными между региональными комитетами и Госкомстатом Украины.

Для обработки данных, полученных из отчетности и других источников информации, во многих случаях проводятся агрегирование и консолидирование в целях получения обобщающих характеристик.

Агрегирование - обобщение данных о какой-либо совокупности единиц, операций и т.п. Если единицы наблюдения относительно однородны, то такое обобщение производится путем простого сложения составляющих элементов. Однако если обобщаются неоднородные компоненты, то для расчета таких показателей (агрегатов), встречающихся, прежде всего в национальных счетах, привлекаются первичные статистические данные, которые различаются по их содержанию, точности, времени регистрации и т.д. Некоторые показатели, для расчета которых отсутствует прямая информация, оцениваются косвенным образом исходя из тенденций, характерных для других показателей. При агрегировании данных необходимо дать правильную оценку соотношения между макроэкономическими показателями и данными об индивидуальных явлениях, на которых она основывается.

Консолидирование - исключение из расчетов операций между единицами, которые объединяются в те или иные группы. Например, исключаются поставки товаров и услуг внутри заведений, трансферты внутри сектора государственного управления и т.п.


Выводы

 

С рассмотренной работы мы можем сделать заключение, что в условиях централизованного планирования экономики статистическая система базировалась на сплошной обязательной, бухгалтерской и статистической отчетности, представляемой всеми хозяйствующими субъектами. Данные, собираемые с помощью этой сплошной отчетности, обеспечивали основную массу информации, необходимой для управления, экономикой, основанной на государственной собственности на средства производства. В этих условиях необходимость в использовании выборочных обследований была минимальной, и они проводились главным образом для сбора данных о домашних хозяйствах или для получения время от времени какой-либо дополнительной информации. Основное внимание в статистической отчетности предприятий уделялось данным о производстве продукции в натуральном выражении и показателям выполнения заданий государственного плана.

Реформы в украинской экономике, связанные с переходом на рыночные отношения, сопровождаются значительными структурными и институциональными изменениями, общим ослаблением отчетной дисциплины, что, естественно, отразилось на качестве отчетности. Появление многочисленных мелких частных предприятий и развитие неформальной производственной деятельности домашних хозяйств затрудняют сбор данных от них с помощью сплошной отчетности. Многие предприятия, особенно негосударственные, не представляют отчетности или сообщают неточную информацию. В связи с этим потребовалось изменить всю систему отчетности предприятий для приведения ее в соответствие с новыми экономическими условиями. Как правило, в странах с рыночной экономикой регулярная отчетность обеспечивает получение информации в основном от крупных и средних предприятий, а от мелких предприятий она собирается с помощью переписей и выборочных обследований.

Для улучшения отчетности необходимо также совершенствовать бухгалтерский учет с целью приведения его в соответствие с международными стандартами и отражения новых категорий и операций, которые в экономике с централизованным планированием не существовали или были незначительными (доходы от собственности, поступления от приватизации, нематериальные активы, операции с акциями и другими ценными бумагами, с землей и др.).


Список использованной литературы

 

1. Гусаров В.М. Теория статистики. – М., 1998.

2. Грабова Н.Н. Бухгалтерский учет в производственных и торговых предприятиях. К.: А.С.К., 2000.

3. Кулинич О.І. Економічна статистика. – Хмельницький, 2000.

4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. – В 2-х т.: Пер. с англ. – М., 1992.

5. Ларионова Е. Нематериальные активы как объект статистического исследования // Вопросы статистики. 1995. №6.

6. Національні стандарти бухгалтерського обліку: нормативна база. Х.:Фактор, 1999.

7. Нестеров Л. Лунина И. Проблемы отечественной статистики национального богатства//Вопросы статистики. 1996. № 10.

8. Паршин Г.О. Бухгалтерський облік: основи теорії та практики. К.: “Знання”, 2000.

9. Предложения по расчету национального богатства применительно к СНС: Статкомитет СНГ. - М., 1994.

10. Пушкар М.С. Національні стандарти бухгалтерського обліку України. Тернопіль: “Лілея”, 2000.

11. Рекомендации по оценке основных фондов (включая нематериальные актины) как элемента баланса активов и пассивов СНС: Статкомитет СНГ. - М., 1996.

12. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: Финстатинформ, 1996.

13. Сопко В.В., Завгородній В.П. Організація бухгалтерського обліку, контролю та аналізу. К.: КНЕУ, 2000.

14. Статистичний щорічник України за 1998 рік. – К., 1999.

15. Статистичний щорічник України за 2000 рік. – К., 2001.

16. Ткаченко Н.М. Бухгалтерський фінансовий облік на підприємствах України. К.: А.С.К., 2000.

17. Теория статистики. / Под ред. И.Г. Малого, 4-е изд. – М., 1979.

18. Экономическая статистика. / Под ред. Ю.Н. Иванова, 2-е изд. – М., 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: