ХОД РАБОТЫ
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Александровна, я психолог. Сегодня мы поговорим с вами о эмоциях и чувствах людей. Но прежде, давайте познакомимся!
Знакомство: Упражнение «Имена»:
Время проведения: 5 минут.
Участник говорит следующую фразу: «Привет, я — гениальный Григорий», потом обращается к другому участнику (любому, кроме соседей справа и слева): «А ты кто?» Тот, к кому обратились, отвечает: «Привет, гениальный Григорий, я — доброжелательная Даша». И обращается к следующему с аналогичным выступлением.
Ведущий: Ребята, рада со всеми вами познакомиться!
Установление правил работы группы.
Время проведения: 10 минут.
Материалы: цветные маркеры и листы.
Цель: обеспечение безопасной, доверительной обстановки, формирование у членов группы ответственности за собственные поступки.
Ведущий: ребята, нам предстоит провести вместе 45 минут. Пусть время небольшое, но мы можем сделать его очень интересным и полезным! Для этого давайте установим некоторые правила. Первым правилом предлагаю сделать
· Правило уважению друг друга: каждый участник важен, каждый имеет право высказаться. Никто никого не обижает и не перебивает.
· Правило поднятой руки: хочешь сказать – подними руку.
· Правило всеобщего участия: в упражнениях и играх участвуют все.
· Правило «стоп»: если вам не нравится что-то, что вам говорят или делают – скажите «стоп» и этот человек прекратит.
Так же я хочу назначить человека, следящего за выполнением правил! Это важный человек, он будет у нас хранителем! (Ведущий выбирает активного участника из группы и поручает ему следить за выполнением правил. При нарушении правила, занятие приостанавливается, все участники вместе обсуждают какое правило было нарушено и что нужно сделать, чтобы решить ситуацию.)
|
Беседа по теме занятия.
Цель: информирование участников.
Время проведения: 5 – 7 минут.
Ведущий: Вы можете представить себе человека, который никогда не смеется, не плачет, не удивляется, не сердится, не боится?.. Конечно же, вы скажете, что таких людей не бывает. И действительно, все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то восхищаемся.
Радость, печаль, грусть, страх, удивление — все это разнообразные эмоции, выражающие нашу реакцию по отношению к миру, к людям, к вещам и событиям. Произошло какое-то событие – человек немедленно выдает эмоциональную реакцию, например, мы увидели большую собаку – сразу возникла эмоция страха; мы получили замечательный подарок – возникла эмоция радости. Эмоции – это неравнодушное отношение к жизни. Вот и сейчас, когда вы слушаете меня, у вас наверняка возникло определенное отношение к моим словам, ваши лица могут выражать либо скуку, либо любопытство, либо удивление или еще какую-то эмоцию.
Какие еще вы знаете эмоции?
Чувства – более сложно переживание. Чувства длятся гораздо больше, чем эмоции, например, вы любите кататься на велосипеде, и это чувства сохраняется много лет. Но, вот вы катались и упали, возникла эмоция гнева. Через какое-то время она пройдет, но любовь к катанию останется.
Ребята, подумайте, а как можно выразить свои эмоции и чувства?
Эмоциональная диагностика «Цветные человечки».
Цель: диагностика текущего состояния, вхождение в атмосферу тренинга.
|
Время проведения: 15 минут.
Материалы: цветные карандаши, заготовки человечков из бумаги.
Ведущий: сейчас предлагаю вам подумать, какие эмоции и чувства вы испытываете сейчас? Представьте их, какого они цвета? А теперь давайте их нарисуем.
Участникам предлагается закрыть глаза и почувствовать свое состояние, с каким оно ассоциируется цветом. Затем нужно раскрасить человечка в этот цвет. Приложение 1.
Обсуждение: желающие могут показать группе своих человечков, рассказать о рисунке: какого он цвета, почему выбрали именно этот цвет с чем он ассоциируется. Что ещё дорисовали на человечке? Для чего ему нужны эти вещи?
Упражнение «Крокодил».
Цель: отработка навыка распознавания и выражения эмоций.
Время проведения: 10 минут.
Ведущий: ребята, вы очень здорово разрисовали своих человечков и показали мне как можно выразить свои эмоции цветом. А теперь давайте посмотрим, как же можно выразить эмоции мимикой и жестами.
Каждый участник по очереди тянет из шляпы ведущего карточку с эмоцией и за 15 секунд показывает ее остальным. Если участник затрудняется показать эмоцию, команда помогает ему. Задача команды – разгадать все эмоции. Приложение 2.
Упражнение «Замри».
Цель: формирование навыков саморегуляции.
Время проведения: 5 – 7 минут.
Дети хаотично ходят по площадке. Ведущий дает команду «Замри!» и все замирают на своих местах. Ведущий ходит между детьми и ищет того, кто шевельнётся. Он забирает этого человека и тот становится помощником ведущего. Снова дается команда «Замри!» и ведущий ходит уже с помощником. Так продолжается, пока не останется двое участников. Обычно остальные ребята начинают их смешить. щекотать, всячески заставить засмеяться и пошевелиться. В любом случае, они побеждают, как самые стойкие и способные к самоконтролю.
|
Беседа «Польза и вред эмоций»
Цель: сформировать у детей навык дифференцирования негативных и позитивных эмоциональных проявлений, сформировать представления о возможных последствиях эмоциональных проявлений.
Время проведения: 5 – 7 минут.
Ведущий: Ребята, скажите, эмоции — это хорошо или плохо? Можем мы без них обойтись? Не можем. А бывают ли у вас эмоции такие сильные, что вы не можете их контролировать? Что может произойти в такой ситуации? Могут ли наши эмоции нам навредить? Как быть в такой ситуации?
Таблица 1. «Плюсы и минусы эмоций»
Плюсы
Минусы
насыщенная, яркая жизнь
накапливание эмоций
всегда понятно, что человек чувствует
нарушения здоровья
показывают, что нам нравится, а что нет
привыкание к хорошим эмоциям
помогают в общении
неконтролируемые вспышки эмоций