Анализ рисунка по отдельным деталям.
· Нажим сильно варьирует — эмоциональная лабильность (Эмоциональная лабильность — склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний).
· Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной — стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
· Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте — депрессия; низкая самооценка.
· Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу — иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям.
· Большое количество однотипных деталей (пазлы) — ригидность (Ригидность — склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях.; тревожность (Тревожность — склонность к возникновению состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи); эпилептоидная акцентуация (Эпилептоидная акцентуация — чрезмерное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность).
· Грубое искажение формы и/или пропорций (человек изображен со спины, но туловище повернуто передней частью) — негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние.
· Изображение со спины — негативизм (Негативизм — противодействие требованиям); конфликтность; подростковый кризис.
· (Изображение куклы) — жесткие, неподвижные, роботоподобные фигуры свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах. Робот, инопланетянин — интровертность; чувство одиночества; сниженная конформность; иногда шизоидная акцентуация.
· Тщательно нарисована прическа — демонстративность.
· Фигура нарочито уродливая; форма грубо искажена — негативизм; асоциальность или антисоциальность; импульсивность; острый стресс; иногда психическое заболевание.
· Кисти рук зачернены (усиление нажима)— конфликтность, напряженность в контактах.
· Поза рук неестественная — возможно демонстративность.
· Ноги плотно сдвинуты — интровертность.
· Отсутствуют или резко преуменьшены ступни — иногда слабая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях.
· Фигура полуобнажена — интерес к сексуальной сфере.
· Подчеркнуты бедра в рисунке, сделанном женщиной или девочкой — интерес к сексуальной сфере; иногда сомнения в своей привлекательности.
· Пейзаж и прочие предметы, создающие обстановку — творческая направленность; демонстративность.
Психологический портрет обследуемого.
Рисунок 20-летней Полины по уровень развития изобразительной деятельности в целом соответствует норме. Количественная оценка — 20 баллов, в данном случае не является индикатором нарушения развития. Изображение человека со спины не позволяет дать баллы за лицевые компоненты рисунка и другие второстепенные детали, но основные детали в виде головы, туловища и конечностей присутствуют. Изображение пластическое, пропорциональное, контур тела замкнут.
Неустойчивый психомоторный тонус служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода.
В рисунке имеются эскизные линии, характерные для ситуативно обусловленной тревоги — волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы. На тревожность указывает и большое количество однотипных деталей пазлов на рисунке. Склонность подолгу застревать на своих переживаниях может способствовать перерастанию тревоги в стресс.
Размер рисунка и его размещение на листе указывают на низкую самооценку, неуверенность в себе, которую обследуемый пытается компенсировать различными способами, возможно депрессивное состояние.
Своеобразное сочетание интровертированности и демонстративности говорит о возможных трудностях в установлении контактов и общении с малознакомыми людьми, недостаточном развитии навыков социальных отношений. В то же время имеется потребность во внимании, которая нуждается в адекватном удовлетворении. Из ответов на дополнительные вопросы становится понятно, что в данный момент обследуемый испытывает острое чувство одиночества и нуждается в поддержке и внимании близких. Демонстративность обследуемого проявляется в стремлении конкретизировать изображаемого персонажа (Это не совсем человек, это кукла), в искусственной позе рук, в дополнительно нарисованной дорожке. Жесткие, неподвижные фигуры в рисунке могут свидетельствовать и о наличии более серьезных проблем и нуждаются в дополнительной диагностике.
Сразу несколько признаков указывают на негативизм обследуемого: изображение персонажа со спины с выкрученным туловищем (Будто ребенок неумело обращался с куклой и в конечном счете сломал её и оставил в одиночестве на дороге стоять в неудобной, а возможно и мучительной позе). Реакция негативизма – это протест против несправедливого отношения к человеку, чрезмерных требований, неправильного устройства мира, а также средство привлечения внимание к себе и своим проблемам. («Для того, чтобы я могла продолжать путь, нужно что-то изменить. В данный момент она в поиске.»). Эти слова указывают на кризисное состояния обследуемой, сомнения в себе, своей деятельности и целях.
Высокая значимость сексуальной сферы отражается в изображении полуобнаженного персонажа и пупка, дорисованного уже на стадии окончания рисунка.
Для дальнейшей диагностики рекомендуется использовать дополнительные методики:
· Тест Векслера (чтобы отказаться от гипотезы об интеллектуальных нарушениях)
· Опросник акцентуаций характера Шмишека-Леонгарда (для подтверждения демонстративности и эмоциональной лабильности и выявления других личностных особенностей)
· Опросник самоотношения Столина - Пантелеева
· Тест Спилбергера - Ханина для диагностики ситуативной и личностой тревожности.
· Тематический апперцептивный тест (ТАТ) для более глубокого изучения личности и для проверки гипотез о наличии психических нарушений.
Вывод о проделанной работе: Я считаю, что данная практическая работа оказалась полезной. Она не только тренирует и закрепляет навыки работы с рисуночными тестами, но и обладает терапевтическими свойствами, повышает уровень нашего самосознания, рефлексии. Несмотря на известные минусы рисуночных методик и проективных методов вообще, я думаю, что это очень полезный инструмент в работе психолога, тем более если сочетать их с наблюдением и опросными методами.