Введение
На рубеже XX-XXI веков наиболее интенсивным становится развитие индустрии туризма, совершенствуются средства транспорта и связи, что создает возможность посещения святых мест своей религии большими массами верующих людей. Одновременно, у людей верующих и неверующих возникает желание приобщиться к духовным ценностям народов других стран, понять суть их религии, познать историю религии своего народа и иных этносов.
Новогодние предпочтения российских туристов
В настоящее время в условиях глобализации, постиндустриализации и информатизации современных обществ возникают разнообразные формы досуговой деятельности, формируются новые традиции проведения досуга, новые обряды и обычаи, как в рамках повседневности, рутинности, так и в праздничные периоды. Данные процессы затрагивают все развитые общества, присущи они и России. Так, один из самых традиционных праздников, отмечаемых россиянами ежегодно, - Новый год, сохраняет некоторые архаические черты, включает некоторые обновленные традиции и обычаи, сформировавшиеся, в частности, в XX веке. Но в последнее десятилетие намечается тенденция формирования совершенно новых традиций, связанных со встречей Нового года за пределами обычной среды. Соответственно, возникает и ежегодно растет спрос среди россиян на новогодние туристские поездки. В научной литературе выделяется несколько основных групп новогодних предпочтений россиян: поездки в туристские центры – «места обитания Деда Мороза», отдых в горах, средняя полоса России, пляжные направления. Самые «новогодние туры», которые выбирают российские туристы, - это поездка в Финляндию, где в Лапландии, прямо на границе с полярным кругом, «живет» настоящий Санта-Клаус; и путешествие в российский Великий Устюг, где с недавних пор «поселился» российский Дед Мороз. Популярность горнолыжных курортов как мест встречи Нового года среди россиян была предопределена еще в 2000 г., когда президентом России стал В.В. Путин. Выяснилось, что новый президент имеет хорошую горнолыжную подготовку. В литературе отмечается, что самые «раскрученные» и дорогие горнолыжные курорты находятся в Швейцарии и во Франции по причине наличия наиболее выгодных природных ресурсов и развитой туристской индустрии и инфраструктуры.
|
По статистике Францию и Швейцарию посещают большие компании единомышленников и семейные пары. Постепенно по уровню популярности к французским и швейцарским приближаются австралийские лыжные курорты, которые находятся в среднем ценовом сегменте. Среди других горнолыжных курортов, куда предпочитают ездить для встречи Нового года россияне, можно отметить курорты Андорры, Германии, Чехии, Испании, Словакии, Финляндии, Норвегии, а также Болгарии. Среди россиян также растет интерес к внутреннему туризму, в том числе и горнолыжному. Достоинствами российских новогодних туров являются: отсутствие визовых барьеров, привычная атмосфера, относительно невысокие цены и набор любимых зимний развлечений (водка, баня и т.д.). Причем, эти достоинства «перевешивают» главный недостаток российских туров – традиционно низкий уровень сервиса. Следует отметить, что спрос на новогодние туры на внутреннем рынке превышает предложение, и бронировать места даже в самых дорогих санаториях необходимо за пару недель до заезда. Все более популярным становится празднование Нового года в теплых экзотических странах. Российские туроператоры с каждым годом расширяют спектр предложений на направлениях «зимнего солнца». Так, Египет является одним из наиболее популярных направлений по следующим причинам: теплая погода, знание русского языка персоналом отелей, низкие цены на размещение в гостиницах и авиабилеты. Другими предпочитаемыми россиянами направлениями новогодних туров являются: Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Шри-Ланка, Куба, Бали, Гоа, Иордания и Сейшелы, Мальдивы, Малайзия и Филиппины. Следует отметить, что происходит увеличение спроса российских путешественников на экскурсионно-познавательные автобусные туры в первых числах января (в Чехию, Венгрию, Польшу, Хорватию, Англию и Францию). Многие российские туристы также выбирают морские круизы (например, по Средиземноморью). Организация различных новогодних мероприятий и разработка новогодних туров предполагает изучение туристских ориентаций и предпочтений различных социальных групп. С целью изучения новогодних предпочтений студентов и преподавателей Тверского государственного технического университета в ноябре-декабре 2007 года нами было проведено прикладное социологическое исследование методом анкетирования. Объем выборочной совокупности составил 100 человек. Из них 80% составили студенты различных курсов и специальностей, 20% - преподаватели различных кафедр университета, представляющие различные возрастные группы. В опросе участвовало 53% респондентов мужского пола и 46% - женского пола. В ходе исследования было выявлено, что большинство респондентов собирается встретить Новый 2008 год дома. Что же касается пожеланий, то празднование Нового года вне дома является более предпочтительным для студентов, чем для преподавателей. Так, всего 42,9% опрошенных студентов хотели бы встретить Новый год у себя дома. Большинство же студентов предпочло бы отметить новогодние праздники на горнолыжном курорте (25,7%), экзотично, в теплой стране (15,7%), в экскурсионном туре (5,7%). Преподаватели же более консервативны, так как подавляющее их большинство не только собирается, но и предпочитает встречать Новый год дома (75% от общего числа преподавателей). Кроме того, те преподаватели, которые хотели бы в новогодние праздники оказаться вне дома, предпочитают, в отличие от студентов, экскурсионные туры горнолыжным курортам и экзотическим странам. Проведенное исследование показало, что преподаватели и студенты слышали о следующих предложениях турфирм на Новогодние праздники (каникулы): поездки за границу, в том числе в Финляндию, Турцию, Египет (20% от общего количества ответов); организация новогодних праздников в России, в том числе в районе озера Селигер, в Великом Устюге, Москве, Санкт-Петербурге, Сочи (14,1%); поездки на турбазы (5,9%), в горы (2,4%). Но также было выявлено, что большинство опрошенных вообще не осведомлено о предложениях турфирм на Новогодние праздники (каникулы), причем, среди данной группы респондентов преобладают студенты, которые, как правило, принимают решение о поездке самостоятельно (32,1% от общего числа ответов студентов), либо используют в качестве консультантов родственников и знакомых (47,6%). Преподаватели же помимо консультаций с родственниками и знакомыми (45,5%) в процессе принятия решения о поездке пользуются услугами турфирм (22,7%) и ориентируются на информацию, полученную по каналам СМИ (13,6%). Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что в России сохраняется традиция встречи Нового года дома, в кругу семьи и друзей, но в то же время возрастает потребность, особенно у молодежи, в проведении новогодних праздников вне дома и осуществлении в их рамках активной досуговой деятельности.
|
|