Ф. И.О. учителя _____________________________, класс _______________.
Ф. И.О. проверяющего _____________________________, дата ___________.
№№ | Наблюдаемые аспекты | Имеет место | Не имеет места |
В языковой компетенции учителя имеются недостатки, препятствующие эффективности общения: | |||
2а | Фонетические | ||
2б | Лексические | ||
2в | Грамматические | ||
3. | Речь учителя слышна всем учащимся, независимо от того, где они сидят | ||
5. | Цель урока и способы ее достижения понятны учащимся | ||
13. | Уровень достигнутого на занятии доводится до сознания учащегося | ||
14. | Домашнее задание вытекает из содержания и структуры урока | ||
………………………….. |
Отметив в соответствующих графах наличие или отсутствие того или иного аспекта, завуч получит более полное представление об учителе. Гораздо более детален оценочный лист посещения урока литературы и русского языка.
Оценочный лист посещения урока литературы и русского языка (выдержка)
Наблюдаемые аспекты | Имеет место (1) | Не имеет места (0) | Комментарий | |||
Профессиональная коммуникативная компетенция (взаимодействие «учитель—учащийся») | ||||||
Учитель умеет добиваться взаимодействия с учащимися | ||||||
Словарь школьного обихода обширен и звучит естественно | ||||||
Умеет начинать, поддерживать и направлять общение учащихся в классе | ||||||
………………………………….. | ||||||
Компетенция в осуществлении учебной и контрольно-оценочной деятельности | ||||||
Учитель умеет планировать учебный процесс и использовать учебные материалы | ||||||
Умеет поставить и довести до учащихся общую цель урока как уровень развития коммуникативных умений | ||||||
Урок построен с опорой на программу, а также исходя из предыдущих уроков и с учетом последующих | ||||||
Учитель умеет обучать коммуникативной деятельности на русском языке | ||||||
Соотношение видов речевой деятельности на уроке соответствует его цели | ||||||
Стимулируется использование иностранного языка в возникающих реальных ситуациях общения, выходящих за рамки урока | ||||||
………………………….. | ||||||
Компетенция в управлении учебным процессом | ||||||
Учитель умеет организовать учебный процесс | ||||||
Обеспечено учебное взаимодействие на уроке в ходе групповой (парной), индивидуальной работы | ||||||
………………………………………. | ||||||
Учитель умеет создать благоприятный учебный климат на уроке | ||||||
Удерживается внимание учащихся | ||||||
Атмосфера на уроке психологически комфортная, не напряженная, но не панибратская | ||||||
…………………………………………… | ||||||
Цель данной формы — упорядочить и оптимизировать оценивание профессиональной деятельности учителя иностранного языка, придать оценке максимально комплексный и всесторонний характер и максимально возможно объективизировать суммарную оценку, которая основывается на многих параметрах и может быть выражена количественно [14, с. 19].
Пакет включает также так называемые КАРТЫУЧИТЕЛЯ: карту молодого учителя, карты учителя № 1 и № 2.
Карта молодого учителя предназначена для оценки уровня профессиональной деятельности начинающего педагога, недавно получившего диплом.
Приведем в качестве примера фрагмент из этой карты. Карта молодого учителя (без категории)
Параметры деятельности | Параметры оценки | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
Отношение к предмету | Увлеченное | ||||
Планирование | Умеет модифицировать готовый план урока | ||||
Умеет модифицировать отдельные задания применительно к целям урока и уровню обученности учащихся | |||||
………………….. | |||||
Методическая компетенция | Умеет отобрать и эффективно применить методические приемы | ||||
………………… | |||||
Контрольно-оценочная деятельность | Умеет выставить отметки, адекватные качеству а) устного ответа; б) письменной работы | ||||
Посвящает часть занятия коррекции типичных ошибок | |||||
…………………. | |||||
Управление учебным процессом | Поддерживает ровный, устойчивый темп на уроке | ||||
Критикует доброжелательно и заслуженно | |||||
………….. |
Основная задача оценки в подобной ситуации — убедиться в соответствии начинающего учителя базовым профессиональным требованиям. Кроме того, выявленные результаты позволят точнее определить стартовый уровень в его развитии, как бы обозначить точку отсчета для его дальнейшего профессионального совершенствования [14, с. 20].
Карта учителя № 1 предназначена для оценки уровня профессиональной деятельности педагога, претендующего на присвоение второй квалификационной категории и позволяет выявить, помимо соответствия требованиям искомой категории, повышение уровня профессиональной деятельности по отношению к базовому уровню. Карта № 2 используется для оценки уровня профессиональной деятельности учителя, претендующего на присвоение первой квалификационной категории. Основная задача — выявить наряду с соответствием требованиям первой категории дальнейший рост профессионального мастерства (по отношению к уровню, описанному в карте № 1). Все три карты составлены по общему принципу и включают одни и те же разделы, охватывающие основные композиты профессиональной компетенции учителя, а именно: отношение к предмету; методическая компетенция; предметная компетенция; планирование; контрольно-оценочная деятельность; управление учебным процессом.
Внутри каждого раздела выделяются унифицированные параметры оценки. Параметры, содержащиеся в карте № 1, описывают более высокий уровень профессиональной деятельности по сравнению с картой молодого учителя. Соответственно, параметры карты № 2 отражают качественно более высокий уровень по сравнению с картой № 1, а также предполагают наличие у учителя дополнительных умений. Каждый параметр оценивается по определенной шкале. Таким образом, их использование позволяет сочетать качественную и количественную оценку уровня профессиональной деятельности.
Общее количество баллов по всем разделам карты по отношению к максимально возможному покажет соответствие или несоответствие деятельности оцениваемого учителя требуемому уровню. Количество баллон внутри каждого
раздела — по отношению к максимально возможному в его пределах — покажет специфические области несоответствия требованиям (если таковые имеются). А качественный анализ по параметрам выявит конкретные направления, в рамках которых учителю предстоит работать над своей профессиональной компетенцией. Карты предлагается заполнять в процессе посещения уроков, а также на основании анализа учебных материалов, используемых учителем (в том числе и самостоятельно им разработанных), результатов анкетирования коллег и, возможно, учащихся. Объективность оценки при этом обеспечивается следующим образом: карты заполняются на основании посещения не одного, а нескольких занятий, и заполняют их все, кто присутствует на уроке в качестве наблюдателей; на основе оценок разных наблюдателей в течение не скольких уроков выводятся средние величины для каждого учителя; впечатления от посещения уроков дополняются данными анализа используемые материалов и документации, а также данными анкетирования. Карты могут использоваться не только для аттестации, но и для текущей оценки.
Наблюдая за деятельностью учителя в течение учебного года завуч или руководитель методического объединения может оценивается профессиональный рост (или отсутствие такового) по тем параметра которые изначально получили низкую оценку [14, с. 21].