Оценочный лист посещения пробного урока (выдержка)




Ф. И.О. учителя _____________________________, класс _______________.

Ф. И.О. проверяющего _____________________________, дата ___________.

№№ Наблюдаемые аспекты Имеет место Не имеет места
  В языковой компетенции учителя имеются недостатки, препятствующие эффективности общения:    
Фонетические    
Лексические    
Грамматические    
3. Речь учителя слышна всем учащимся, независимо от того, где они сидят    
5. Цель урока и способы ее достижения понятны учащимся    
13. Уровень достигнутого на занятии доводится до сознания учащегося    
14. Домашнее задание вытекает из содержания и структуры урока    
  …………………………..    

 

Отметив в соответствующих графах наличие или отсутствие того или ино­го аспекта, завуч получит более полное представление об учителе. Гораздо более детален оценочный лист посещения урока литературы и русского языка.

Оценочный лист посещения урока литературы и русского языка (выдержка)

 

  Наблюдаемые аспекты Имеет ме­сто (1) Не имеет места (0) Коммен­тарий
       
Профессиональная коммуникативная компетенция (взаимодействие «учитель—учащийся»)
Учитель умеет добиваться взаимодействия с учащимися
Словарь школьного обихода обширен и звучит естественно      
Умеет начинать, поддерживать и на­правлять общение учащихся в классе      
…………………………………..      
Компетенция в осуществлении учебной и контрольно-оценочной деятельности
Учитель умеет планировать учебный процесс и использовать учебные материалы
Умеет поставить и довести до учащихся общую цель урока как уровень развития коммуникативных умений      
Урок построен с опорой на программу, а также исходя из предыдущих уроков и с учетом последующих          
Учитель умеет обучать коммуникативной деятельности на русском языке  
Соотношение видов речевой деятель­ности на уроке соответствует его цели        
Стимулируется использование иностранного языка в возникающих реальных ситуациях общения, выходящих за рамки урока              
…………………………..      
Компетенция в управлении учебным процессом    
Учитель умеет организовать учебный процесс  
Обеспечено учебное взаимодействие на уроке в ходе групповой (парной), индивидуальной работы        
……………………………………….      
Учитель умеет создать благоприятный учебный климат на уроке  
Удерживается внимание учащихся              
Атмосфера на уроке психологически комфортная, не напряженная, но не панибратская                
……………………………………………      
             

 

Цель данной формы — упорядочить и оптимизировать оценивание профес­сиональной деятельности учителя иностранного языка, придать оценке мак­симально комплексный и всесторонний характер и максимально возможно объективизировать суммарную оценку, которая основывается на многих па­раметрах и может быть выражена количественно [14, с. 19].

Пакет включает также так называемые КАРТЫУЧИТЕЛЯ: карту молодо­го учителя, карты учителя № 1 и № 2.

Карта молодого учителя предназначена для оценки уровня профессиональной деятельности начинающего педагога, недавно получившего диплом.

Приведем в качестве примера фрагмент из этой карты. Карта молодого учителя (без категории)

 

Параметры деятель­ности   Параметры оценки     Да   Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
Отношение к предмету   Увлеченное        
Планирова­ние   Умеет модифицировать готовый план урока        
  Умеет модифицировать отдель­ные задания применительно к целям урока и уровню обученности учащихся        
  …………………..        
Методиче­ская компе­тенция Умеет отобрать и эффективно применить методические приемы        
  …………………        
Контроль­но-оценоч­ная дея­тельность   Умеет выставить отметки, адек­ватные качеству а) устного ответа; б) письменной работы        
Посвящает часть занятия коррек­ции типичных ошибок        
  ………………….        
Управление учебным процессом   Поддерживает ровный, устойчи­вый темп на уроке        
Критикует доброжелательно и заслуженно        
…………..        

 

Основная задача оценки в подобной ситуации — убедиться в соответствии начинающего учителя базовым профессиональным требованиям. Кроме того, выявленные результаты позволят точнее определить стартовый уро­вень в его развитии, как бы обозначить точку отсчета для его дальнейшего профессионального совершенствования [14, с. 20].

Карта учителя № 1 предназначена для оценки уровня профессиональной деятельности педагога, претендующего на присвоение второй квалифи­кационной категории и позволяет выявить, помимо соответствия требо­ваниям искомой категории, повышение уровня профессиональной дея­тельности по отношению к базовому уровню. Карта № 2 используется для оценки уровня профессиональной деятельности учителя, претенду­ющего на присвоение первой квалификационной категории. Основная задача — выявить наряду с соответствием требованиям первой категории дальнейший рост профессионального мастерства (по отношению к уровню, описанному в карте № 1). Все три карты составлены по общему принципу и включают одни и те же разделы, охватывающие основные компо­зиты профессиональной компетенции учителя, а именно: отношение к предмету; методическая компетенция; предметная компетенция; планирование; контрольно-оценочная деятельность; управление учебным процессом.

Внутри каждого раздела выделяются унифицированные параметры оценки. Параметры, содержащиеся в карте № 1, описывают более высокий уровень профессиональной деятельности по сравнению с картой молодо­го учителя. Соответственно, параметры карты № 2 отражают качественно более высокий уровень по сравнению с картой № 1, а также предполагают наличие у учителя дополнительных умений. Каждый параметр оценивается по определенной шкале. Таким образом, их использование позволя­ет сочетать качественную и количественную оценку уровня профессио­нальной деятельности.

Общее количество баллов по всем разделам карты по отношению к максимально возможному покажет соответствие или несоответствие деятель­ности оцениваемого учителя требуемому уровню. Количество баллон внутри каждого

 

раздела — по отношению к максимально возможному в его пределах — покажет специфические области несоответствия требовани­ям (если таковые имеются). А качественный анализ по параметрам выявит конкретные направления, в рамках которых учителю предстоит работать над своей профессиональной компетенцией. Карты предлагается заполнять в процессе посещения уроков, а также на основании анализа учебных материалов, используемых учителем (в том числе и самостоятельно им разработанных), результатов анкетирования коллег и, возможно, учащихся. Объективность оценки при этом обеспечивается сле­дующим образом: карты заполняются на основании посещения не одного, а нескольких занятий, и заполняют их все, кто присутствует на уроке в каче­стве наблюдателей; на основе оценок разных наблюдателей в течение не скольких уроков выводятся средние величины для каждого учителя; впечатления от посещения уроков дополняются данными анализа используемые материалов и документации, а также данными анкетирования. Карты могут использоваться не только для аттестации, но и для текущей оценки.

Наблюдая за деятельностью учителя в течение учебного года завуч или руководитель методического объединения может оценивается профессиональный рост (или отсутствие такового) по тем параметра которые изначально получили низкую оценку [14, с. 21].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: