Как уже упоминалось, пакет инструментов для оценки профессионал
ной деятельности учителя дополняется целым набором документов д.
самооценки. В частности, «лист самооценки» дает учителю возможности
проанализировать то, что он знает и умеет в своей профессии.
Лист самооценки (выдержка)
Я знаю | Да | Нет |
2. Общедидактические требования к организации процесса обучения | ||
3. Нормативные документы: а) требования Госстандарта по своему предмету; б) санитарно-гигиенические нормы; в) другие документы (назовите) | ||
10. Типичные ошибки и заблуждения учеников в моем предмете | ||
11. Что мои ученики изучают по другим предметам | ||
………………………. | ||
5. Отслеживать эффективность применяемых учебных приемов | ||
6. Стимулировать интеллектуальную познавательную деятельность | ||
7. Успешно разрешать возникающие конфликтные ситуации | ||
10. Формировать у учащихся умение учиться: а) рациональные приемы усвоения; б) приемы рациональной организации труда | ||
11. Определять наиболее важные области научно-исследовательской работы: а) для школы; б) для себя | ||
14. Конструктивно реагировать на критику: а) со стороны коллег; б) стороны администрации |
Имеется форма, которая помогает учителю детально анализировать свою профессиональную деятельность. Цель работы с формами по самооценке — развивать в учителе осознанное, критическое отношение к своим профессиональным возможностям, уяснять для себя лично, что у него получается лучше, что — хуже, а чего он пока еще не умеет. Однако необходимо помнить, что для формирования адекватной профессиональной самооценки необходимо предоставлять учителю возможность постоянно сопоставлять результаты своей самооценки с независимыми экспертами. В этом случае можно избежать целого ряда конфликтов и недопонимания, которые могут возникнуть при проведении аттестации. Форма 11 представляет собой подведение администрацией школы итогов профессиональной деятельности учителя за истекший учебный год. Приведем в качестве примера выдержку из нее [14, с. 22].
Суммирующая оценка работы учителя (за год) (выдержка)
Оценка нагрузки | |||||||||
Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Комментарий | |||||
Удалось справиться с нагрузкой | |||||||||
Рабочая документация в порядке и обновлена | |||||||||
Оценка качества работы | |||||||||
Проведение уроков получило высокую оценку согласно принятой шкале | Указать баллы | ||||||||
Имеет место стремление к профессиональному росту | Можно указать участие в семинарах, конференциях, работе методобьединения и т.п. | ||||||||
Имеет место умение решать проблемы отношений: учащихся родители | Можно указать результаты анкетирования учащихся, бесед с родителями | ||||||||
Как уже упоминалось, регулярная и системная оценка позволит администрации не только адекватно диагностировать наличным уровень профессиональной деятельности учителей, но п. что не менее важно, определить области, требующие особого внимании. Кроме того, в пакете документов имеется форма 14. в котором учителям предлагается отметить темы, вызывающие у них интерес, или области, в которых они ощущают себя недостаточно компетентными. На основании этой информации администрация и методическое объединение могут планировать мероприятия, направленные на повышение квалификации учителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод о том, что анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
К настоящему времени накоплен богатый опыт оценки уровня профессиональной деятельности учителя. Разработанная модель оценки компетентности и уровня профессиональной деятельности учителя позволяет сделать ее всесторонней, максимально объективной, охватывающей все этапы работы учителя.
Данная модель оценки включает целый пакет документов (всего 15), оценочные листы, карты, рекомендации и инструкции к их использованию, а также комплект форматов для самооценки уровня профессиональной деятельности. Эти документы могут использоваться администрацией школы в разных ситуациях оценивании, начиная с приема учители на работу, для текущей оценки деятельности учителя, для подготовки к аттестации и в ходе ее проведения. В пакет также включен целый ряд документов, дающий учителю возможность самостоятельно оценить свой уровень компетенции.
Проектирование по образовательной нацеленности как метод самоанализа деятельности учителя показала, что учитель, умеющий анализировать свою деятельность — это важнейший инновационный ресурс любой школы.
Данный метод проектирования педагогических инноваций позволила сделать вывод, что по типу образовательной нацеленности достаточно выделения восьми категорий учащихся (мотивационных групп). Выделив в классе эти мотивационные группы, учитель получает возможность выстроить учебную деятельность таким образом, что в нее будут включены все учащиеся класса.
Анализируя свою профессиональную деятельность, педагоги ценят прежде всего уверенность в своих силах и интерес к работе. В процессе профессионального самоанализа учителю нередко приходится преодолевать внешние и внутренние барьеры, в частности, информационный. Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности для получения более высоких результатов (знаний, умения видеть и решать психологические проблемы, способов самоорганизации, самоуправления). Существенным барьером является отсутствие знаний и навыков планирования и организации экспериментально-исследовательской деятельности. Будущие учителя, как правило, плохо представляют себе сильные и слабые стороны своей личности, не знают и не используют потенциальные возможности. Чаще всего попытки саморазвития направлены у них только на накопление знаний, а не на развитие качеств, необходимых для повседневной педагогической деятельности. Такого рода трудности могут существенно снизить мотивацию профессионального саморазвития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Котова И. Б., Шинное Е. Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 2000.
2. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие -5 изд. и допол. - М.: Педагогическое общество России, 2003 г. - 640 с.
3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
4. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для пед. вузов - Издание 4. – М. Просвещение, 2005 г.
5. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Санкт Петербург: Питер, 2004. – 316 с.
6. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система, технологии. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.
7. Харламов И Ф Педагогика: Учебное пособие - Издание 4. – М.: Просвещение, 2006 г.
8. Емельянова С. Формирование профессионального самоанализа и самооценки учителя //Директор школы. – 2004. - №4. – С. 23-24
9. Ворошилов В. Свою деятельность анализирует учитель: Самоанализ //Директор школы. – 2004. - №7. – С.31-33
10. Москвина Н.Б. Риск личностно-профессиональных деформаций учителя: Исследование //Педагогика. – 2005. - №8, нояб. – С. 61-69
11. Лельчицкий И.Д. Идеал учителя как научное понятие //Педагогика. – 2005. - №1, март. – С.79-85
12. Лукьянова М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы //Педагогика. – 2005. - №10. – С.56-61
13. Корепанова Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога //Педагогика. – 2003. - №3. – С. 66-71
14. Казарицкая Т. Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценки //Директор школы. – 2004. - №6. – С.16-24
15. Постников П.Г. Профессиональное поведение учителя: психолого-педагогический анализ //Педагогика. – 2004. - №5. – С.61-66