Совокупность инвестиций предприятий в ценные бумаги образует портфель ценных бумаг или инвестиционный портфель.
Арсенал методов формирования портфеля достаточно обширен; наибольшим авторитетом в настоящее время пользуется теория инвестиционного портфеля Уильяма Шарпа и Гарри Марковица. Основные принципы, изложенные в этой теории, следующие.
Во-первых, успех инвестиций в основном зависит от правильного распределения средств по типам активов. Проведённые западными специалистами эксперименты показали, что прибыль определяется:
-на 94% выбором типа используемых инвестиционных инструментов (акции крупных компаний, краткосрочные казначейские векселя, долгосрочные облигации и др.);
-на 4% выбором конкретных ценных бумаг заданного типа;
-на 2% оценкой момента закупки ценных бумаг[20].
Данный феномен объясняется тем, что бумаги одного типа сильно коррелируют, т.е. если какая-то отрасль испытывает спад, то убыток инвестора не очень зависит от того, преобладают в его портфеле бумаги той или иной компании.
Во-вторых, риск инвестиций в определённый тип ценных бумаг определяется вероятностью отклонения прибыли от ожидаемого значения. Прогнозируемое значение прибыли можно определить на основе обработки статистических данных о динамике прибыли от инвестиций в эти бумаги в прошлом, а риск - как среднеквадратическое отклонение от ожидаемой прибыли.
В-третьих, ожидаемая доходность и риск инвестиционного портфеля могут меняться путем варьирования его структурой. Существуют различные программы, позволяющие конструировать желаемую пропорцию активов различных типов, например, минимизирующую риск при заданном уровне ожидаемой прибыли или максимизирующую прибыль при заданном уровне риска и др.
|
В-четвёртых, все оценки, используемые при составлении инвестиционного портфеля, носят вероятностный характер. Конструирование портфеля в соответствии с требованиями классической теории возможно лишь при наличии ряда факторов: сформировавшегося рынка ценных бумаг, определённого периода его функционирования, статистики рынка и др.[21]
Одним из важнейших понятий в теории портфельных инвестиций является понятие эффективного портфеля, под которым понимается портфель, обеспечивающий максимальную доходность при некотором заданном уровне риска или минимальный риск при заданном уровне доходности. Алгоритм определения множества эффективных портфелей был разработан Г.Марковицем в 50-е годы как составная часть теории портфеля. Сделанные им разработки были настолько фундаментальными, что, по свидетельству известных специалистов в области портфельных инвестиций Э.Элтона и М.Грубера, исследования в этой области в последующие сорок лет сводились в основном к разработке методов применения базовых идей и концепций теории Марковица[22].
Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер её хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.
Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные направления:
-выход на внешний рынок;
-экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;
-валютно-финансовые и кредитные операции;
-создание и участие в деятельности совместных предприятий;
|
-международный маркетинг;
-мониторинг национальной экономической политики и экономики микрохозяйственных связей.
Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.
Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при её осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стратегии.
Выбор формы расчетов определяется видом товара, спросом и его предложением, характером хозяйственных связей между контрагентами сделки, способом транспортировки грузов, финансовым положением контрагентов. Этот выбор также определяется соотношением во времени поставки товара и оплаты за него. В результате при оптимальном выборе форма расчетов в договоре будет выполнять еще и функцию правового средства обеспечения обязательства.
При осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие формы расчетов: расчеты по инкассо, расчеты платежными поручениями, чеками, требованиями-поручениями, по аккредитиву, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота[23].
|
Конкретные возможности ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику фирмы. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными организациями. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены закладываются издержки производства и обращения.
Установление цены на товар - процесс, состоящий из ряда этапов. Фирма:
-тщательно определяет цели своего маркетинга, такие как обеспечение выживаемости, максимизации текущей прибыли, завоевания лидерства по показателям доли рынка или качества товара;
-делает для себя оценку спроса, свидетельствующую о вероятных количествах товара, которые реально продать на рынке в течение конкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем не эластичнее спрос, тем выше может быть цена, предлагаемая фирмой;
-рассчитывает, как изменяется сумма ее издержек при различных уровнях производства;
-изучает цены конкурентов для использования их в качестве базы при ценовом позиционировании собственного товара;
-выбирает для себя один из многих методов ценообразования, прежде всего: «средние издержки плюс прибыль», анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли; установление цены на основе ощущаемой покупателями ценности товара; на основе уровня текущих цен и т.д.;
-устанавливает окончательную цену на товар с учетом ее наиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, что цена эта соответствует практикуемой фирмой политике цен, будет благоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговым персоналом фирмы, конкурентами, поставщиками и государственными органами[24].
Одно из направлений управления финансами предприятия - это эффективное управление потоками денежных средств. Полная оценка финансового состояния предприятия невозможна без анализа потоков денежных средств. Одна из задач управления потоками денежных средств заключается в выявлении взаимосвязи между этими потоками и прибылью, т.е. является ли полученная прибыль результатом эффективных потоков денежных средств или это результат каких-либо других факторов.
Существуют такие понятия, как «движение денежных средств» и «поток денежных средств».
Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Поток денежных средств связан с конкретным периодом времени и представляет собой разницу между всеми поступившими и выплаченными предприятиями денежными средствами за этот период. Движение денег является первоосновной, в результате чего возникают финансы, т.е. финансовые отношения, денежные фонды, денежные потоки.
В мировой практике поток денежных средств обозначается понятием «кэш фло» (cash flow), хотя буквальный перевод (с англ.) этого термина - поток наличности. Денежный поток, в котором оттоки превышают притоки, называется «негативный кэш фло» (negative cash flow), в обратном случае - это «позитивный кэш фло» (positive cash flow).
Применяется также понятие «дисконтированный, или приведенный денежный поток - кэш фло» (discounted cash flow, или present value cash flow). Слово «дисконт» (discount) означает «скидка», следовательно, «дисконтирование» означает «приведение будущих денежных потоков в сопоставимый вид с настоящим временем»[25].
Управление денежными потоками включает в себя расчёт времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.
Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - предоставления денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
-средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
-ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
-ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принимаемых органами государственной власти;
-бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);
-субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
-инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
-бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
-кредитов иностранным государствам;
-средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.
На практике используются следующие разновидности предоставления бюджетных средств:
1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Этот способ предоставления денежных средств характеризуется тем, что бюджетные ассигнования выделяются на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;
2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, так и с расширением деятельности бюджетных учреждений.
Предприятию бюджетные средства могут быть предоставлены в следующих формах: средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых предприятием по государственным и муниципальным контрактам; бюджетного кредита: субвенций; субсидий; инвестиций в уставный капитал[26].
Оценка кредитоспособности предприятий основывается на фактических данных баланса, отчета о прибыли, кредитной заявке, информации об истории клиента и его менеджерах. В качестве способов оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации от 20 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
2. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Проф. Э.М. Кантора. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 245 с.
3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 342 с.
4. Бляхман Л.С. Экономика фирмы. - СПб: Издательство Михайлова В.А., 2005.- 320 с.
5. Болотин В.В. Антикризисное управление предприятиями. – М.: МИИГАиК, 2006. – 142 с.
6. Бородина Ю., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. Финансы предприятий. - М.: Банки и биржи, 2007. – 342 с.
7. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник. – М.: Проспект, 2005. – 312 с.
8. Веретенникова О.Б. Финансы предприятий: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2006. – 453 с.
9. Гончарук О.В., Кныш М.И., Шопенко Д.В. Управление финансами предприятий. - СПб, 2005. – 452 с.
10. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. — М.: «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 2008. - 368 с.
11. Давыдова Г.В., Беликов А.Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий // Управление риском. - № 3. – 2007. С. 13-20.
12. Дж.К.Ван Хорн. Основы управления финансами. - М.: «Финансы и статистика», 2007.
13. Дорофеев В.Д., Левин Д.Н., Сенаторов Д.В., Чернецов А.В. Антикризисное управление: Учебное пособие. – Пенза, 2007. – 207 с.
14. Захаров В.Я. Антикризисное управление. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2007. – 287 с.
15. Зыбин И. В рай по короткому пути // Ведомости. – 15 (219). – 2008 г. С. 2.
16. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005. – 453 с.
17. Ковалев В.В. Управление финансами: Учеб. Пособие. - М.:ФБК- ПРЕСС, 2006. – 654 с.
18. Коротков Э.М. Антикризисное управление. – М.: Инфра – М, 2007. – 240 с.
19. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АО «ДИС», 2005. – 453 с.
20. Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: модульная программа для менеджеров. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 453 с.
21. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высшая школа, 2005. – 348 с.
22. Орехов В.И., Баландин К.В. Антикризисное управление. – М.: Инфра-М, 2008. – 316 с.
23. Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: Омега - Л, 2006. - 346 с.
24. Попов Р.А. Антикризисное управление. – М.: Высшая школа, 2005. – 429 с.
25. Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. - М.: Инфра - М, 2005. – 177 с.
26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Мн., НП «Экоперспектива», 2007. – 238 с.
27. Уткин Э.А. Антикризисное управление., М.: «ТАНДЕМ», Изд.ЭКМОС, 2007. – 400 с.
28. Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С.Стояновой. – М.: Перспектива, 2005. – 342 с.
29. Фомин П.А., Хохлов В.В. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики. - М.: Высшая школа, 2005. – 325 с.
30. Эйтингон В., Анохин С. Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы. - М., 2004. – 392 с.
[1] Зыбин И. В рай по короткому пути // Ведомости. – 15 (219). – 2008 г. С. 2.
[2] Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: Омега - Л, 2006. С. 145.
[3] Рэдхед К., Хьюс С. Управление финансовыми рисками. - М.: Инфра - М, 2005. С. 166.
[4] Дж.К.Ван Хорн. Основы управления финансами. - М.: «Финансы и статистика», 2007. С. 46.
[5] Уткин Э.А. Антикризисное управление., М.: «ТАНДЕМ», Изд.ЭКМОС, 2007. С. 11.
[6] Эйтингон В., Анохин С. Прогнозирование банкротства: основные методики и проблемы. - М., 2004. С. 75.
[7] Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. — М.: «ТАНДЕМ», ЭКМОС, 2008. С. 67.
[8] Дорофеев В.Д., Левин Д.Н., Сенаторов Д.В., Чернецов А.В. Антикризисное управление: Учебное пособие. – Пенза, 2007. С. 34.
[9] Гончарук О.В., Кныш М.И., Шопенко Д.В. Управление финансами предприятий. - СПб, 2005. С. 93.
[10] Захаров В.Я. Антикризисное управление. – М.: ЮНИТИ – Дана, 2007. С. 51.
[11] Попов Р.А. Антикризисное управление. – М.: Высшая школа, 2005. С. 64.
[12] Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник. – М.: Проспект, 2005. С. 84.
[13] Болотин В.В. Антикризисное управление предприятиями. – М.: МИИГАиК, 2006. С. 59.
[14] Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Проф. Э.М. Кантора. – М.: ИНФРА – М, 2004. С. 88.
[15] Коротков Э.М. Антикризисное управление. – М.: Инфра – М, 2007. С. 94.
[16] Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. Управление финансами: модульная программа для менеджеров. – М.: ИНФРА – М, 2005. С. 56.
[17] Финансовый менеджмент: теория и практика / Под ред. Е.С.Стояновой. – М.: Перспектива, 2005. С. 178.
[18] Фомин П.А., Хохлов В.В. Оценка эффективности использования финансов предприятий в условиях рыночной экономики. - М.: Высшая школа, 2005. С. 118.
[19] Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. – М.: Высшая школа, 2005. С. 216.
[20] Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: АО «ДИС», 2005. С. 188.
[21] Веретенникова О.Б. Финансы предприятий: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2006. С. 174.
[22] Бородина Ю., Голикова Ю.С., Колчина Н.В., Смирнова З.М. Финансы предприятий. - М.: Банки и биржи, 2007. С. 90.
[23] Бляхман Л.С. Экономика фирмы. - СПб: Издательство Михайлова В.А., 2005. С. 91.
[24] Ковалев В.В. Управление финансами: Учеб. Пособие. - М.:ФБК- ПРЕСС, 2006. С. 74.
[25] Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005.
[26] Орехов В.И., Баландин К.В. Антикризисное управление. – М.: Инфра-М, 2008. С. 155.