ГЛАВА 2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА В США




Законодательная власть

 

Конституция США исходит из принципа разделения властей в его «жестком» вари­анте. Статья I Конституции посвящена законодательной власти (Конгресс), ст. II — исполнительной (Президент), ст. III — судебной (преимущественно Верховному суду США). Деятельность Президента и Верховного суда осуществляется на основе зако­нов, принятых Конгрессом, но в то же время Президент имеет право отлагательного вето в отношении законов, а Верховный суд может признать законы неконституционными и тем самым парализовать их действие.

Конгресс США состоит из двух палат: Палаты представителей и Сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по од­номандатным округам, кроме того, в состав па­латы входят несколько представителей от тех территорий США, кото­рые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата, но дей­ствует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые два года. [1, с. 358]

Члены Палаты представителей1 и сенаторы являются профессио­нальными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями Палаты представителей руководит спикер, в Сенате председательствует вице-президент. Спикер, как и в других странах англосаксонского права, пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, на­значает членов согласительной комиссии при разногласиях

палат, ру­ководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять

меры взыскания к депутатам и т.д.

Конгресс создает из своих членов различные комитеты: постоян­ные объединенные комитеты обеих палат, которые координируют деятельность Конгресса в указанных сферах; постоянные специализированные ко­митеты каждой из палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слуша­ния, контролируют деятельность администрации, министры пред­ставляют этим комитетам ежегодные отчеты о работе их ведомств.

Особую роль играет комитет всей палаты. Эта юридическая фик­ция означает, что любая палата преобразует себя в комитет для обсуж­дения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законо­проектов. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в Конгрессе, вправе создавать подкомите­ты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов.

При Конгрессе действует множество административно-техниче­ских и вспомогательных служб. Их общий штат превышает 20 тыс. че­ловек.

У Конгресса имеются общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат.

К числу общих полномочий Конгресса относятся полномочия: финансовые, в области экономики, в области обороны, в области охраны общественного порядка. [1, с. 360]

В Конституции говорится также и о других полномочиях Кон­гресса: издавать законы о приеме в гражданство (о натурализации), создавать подчиненные Верховному суду федеральные суды, осуще­ствлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, а также на территориях, приобретенных у __________________

1Члены Палаты представителей иначе именуются представителями и конгрес­сменами. Таким образом, конгрессменами называются члены не всего Конгресса, а только Палаты представителей.

какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд пол­номочий Конгресса, записанных в Конституции, в настоящее время не соответству­ют международному праву и не осуществляются Конгрессом. Неко­торые из них официально отменены международными соглаше­ниями!

Конституция устанавливает для Конгресса ряд запретов: запреща­ется выдавать деньги из казны без соответствующего закона, при­сваивать дворянские титулы, принимать законы об опале и с обрат ной силой, приостанавливать действие правила habeas corpus в мир­ное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата; не должно оказываться предпочтение портам одного штата пе­ред портами другого штата.

Главной формой деятельности Конгресса является законодательствование. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Президент вправе вносить только законопроекте бюджете. Члены палат, напротив, такого права не имеют. Но на деле политика в области законодательства определя­ется ежегодными посланиями Президента Конгрессу, а члены парла­мента нередко вносят законопроекты по поручениям исполнитель­ной власти. Особое значение в проталкивании законопроектов имеет деятельность уже упоминавшихся лоббистов1.

При обсуждении законопроекта применяется три чтения (в США первое чтение имеет формальный характер); между первым и вторым чтением над законопроектом работает профильный постоянный ко­митет. В ходе обсуждения важных законов соответствующий посто­янный комитет организует парламентские слу шания, но окончательно вопрос о включении билля (законопроекта) в повестку дня решает особый рулевой комитет.

Голосование при принятии законов в Палате представителей про­исходит возгласами (силу возгласов в пользу той или другой стороны определяет спикер), сидя и вставая, бюллетенями, поименным голо­сованием, разделением на группы («за» и «против»), с помощью элек­тронных средств, в Сенате — возгласами или поименным голосова­нием. [1, с. 360]

Законы в США подразделяются на публичные (общего характера) и частные. Ежегодно Конгресс принимает несколько тысяч законов и других актов. Обык­новенные законы принимаются простым большинством состава

обеих палат. Текст законопроекта, согла­сованный им, палатами не может быть изменен, но может быть от­вергнут. Если согласительный комитет не пришел к согласию, проект считается отвергнутым. В этом случае либо создается новый согласительный комитет, либо законопроект считается отвергнутым. Органических и чрезвычайных законов в США нет.

Конгресс принимает также резолюции; некоторые из них по своей юридической силе выше обыкновенного закона: в форме объединен­ных резолюций принимаются конституционные поправки.

 

Исполнительная власть

Согласно Конституции исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. В кабинете Президента вопросы решаются не голосованием: реше­ния принимает Президент.

Под руководством Президента помимо министров работают раз­личные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц (Сенат утверждает более полутора тысяч таких наиболее важных назначений, включая послов в иностранных госу­дарствах, федеральных судей и др.

Вице-президент существенных полномочий не имеет. Он замеща­ет Президента, председательствует в Сенате и выполняет отдельные поручения Президента. [1, с. 361]

_______________________

1 По закону 1995 г. лоббистами признаются лица, воздействующие не только на членов парламента, но и на других лиц, принимающих решения.

Президент и вице-прези­дент США избираются косвенным путем — выборщиками сроком на четыре года (кандидатура вице-президента предлагается кандидатом в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии). Одно и то же лицо не может быть избра­но Президентом более двух раз (это автоматически распространяется и на вице-президента, поскольку, как уже говорилось, они баллотиру­ются в паре1.

Для пассивного избирательного права существуют повышенные требова­ния по сравнению с требованиями к кандидатам в члены Конгресса: кандидат в Президенты, как уже говорилось выше, должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению, проживать в США постоянно не менее 14 лет.

Кандидат в Президенты сначала выдвигается на первичных пар­тийных выборах, на этих же выборах выдвигаются кандидатуры на на­циональный съезд той или иной партии. Кандидат, получивший боль­шинство голосов в штатах, обычно выдвига­ется официально кандидатом в Президенты на съезде партии. Для ре­гистрации «третьих» кандидатов, не принадлежащих к двум главным партиям, ставятся дополнительные условия (сбор подписей и др.)

В общем виде Конституция устанавлива­ет, что Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Президент представляет государство внутри страны и в международ­ных отношениях, вправе заключать международные договоры. Он является главнокомандующим Вооружен­ными силами и национальной гвардией. Для подписания закона Президенту дается 10 дней. Если в это время он не подпишет закон и не вернет его в Конгресс со своими замечаниями, закон всту­пает в силу без подписи Президента. Если Президент

не подпишет за­кон до окончания сессии Конгресса, которому остается

заседать ме­нее 10 дней, действует так называемое карманное вето: неподписан­ный закон на следующей сессии должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной процедуры.

Президент назначает высших должностных лиц, послов, федераль­ных судей и т.д. с согласия Сената. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответст­венность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы Конгрессу. Для реализации своих полномо­чий Президент издает

указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

Президент вправе временно передать исполнение своих обязан­ностей вице-президенту.

Президент США политической от­ветственности перед Конгрессом не несет, но он может быть отстра­нен им от должности в порядке импичмента, если будет признан ви­новным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях.

Совета министров в США нет. Конституция США не знает также понятия «кабинет». Он существует по обычаю. Кабинет Президента США невелик, в его со­став входят министры и те лица, которым Президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двух десятков человек: руко­водители 14 министерств, три министра без портфеля, в том числе по­стоянный представитель США при ООН. Командующие тремя рода­ми войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета не входят — они приглашаются на заседания по мере надобности. Членов кабине­та Президент назначает из числа членов своей партии. [1, с. 362]

Юридическим советником Президента и других высших органов является генеральный атторней (прокурор), он же — министр юс­тиции. ________________

1 До принятия соответствующей поправки к Конституции США (1947 г.) Ф.Д. Рузвельт избирался Президентом четыре раза.


Судебная власть

 

В США самое большое в мире число юристов надушу населения, а в среднем в год проводится 25 млн судебных процессов. В стране существуют две судебные системы: федеральная и штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата. Федеральная судебная система в соответствии с законом о судоуст­ройстве 1789 г. состоит из трех звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов и окружных судов в специальных су­дебных округах. Военные суды составляют особое звено феде­ральной системы. Федеральные суды создаются по решению Кон­гресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и ос­таются в должности, пока ведут себя безупречно.

Дела по первой инстанции с применением федеральных законов рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам)1. Их несколько, а иногда один в каждом штате. В округах имеются также специальные суды: налоговые, таможен­ные, претензионные по искам к федеральным властям и др. Апелляци­онные суды рассматривают жалобы на ре­шения окружных судов, налоговых и претензионных судов, но для ок­ружных таможенных судов существует специальный апелляцион­ный суд. [1, с. 363]

Главную роль в судебной системе стран играет Верховный суд США. Он состоит из девяти членов, которые, включая председателя, назначаются Президентом США с согласия Сената. Верховный суд служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты ино­странных государств или штат, но в основном он выступает как апел­ляционная инстанция с элементами кассации. Верховный суд толкует Конституцию, проверяет конституци­онность федеральных законов и законов штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавлива­ет нормы общего права (судебные прецеденты), если положения, сформулированные судом, представляют собой не «попутно сказан­ные», а относятся к существу дела. Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль (как и остальные суды, для которых он является решающей инстанцией) и лишь в связи с рас­смотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности.

В системе федеральных судов имеются специальные суды, кото­рые рассматривают дела, вытекающие из административных споров:

 

1) претензионный суд США рассматривает иски частных лиц к правительству США;

2) налоговый суд США, куда обжалуются решения федеральных налоговых ведомств.

Однако целостной системы административных судов в США нет.

Суды штатов могут рассматривать дела как по зако­нам штатов, так и по федеральным законам. Судебные системы штатов весьма разнообразны. Есть общие суды, мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам), много различных специальных судов и судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних, безопасности дорожного движения, трудовых споров и др.; в при­брежных штатах — морские суды и т.д., но обычно судебная система штатов тоже состоит из трех звеньев:

1. мировые судьи, которые называются по-разному, иногда полицей­скими судьями;

2. суды общей юрисдикции (суды графств, округов, ко­торые одновременно являются апелляционными судами в штате);

верховный суд штата, иногда действуют только два звена (например, в штате Айдахо нет среднего звена).

_________________________

1 По уголовным делам объединительное заключение утверждает большое жюри присяжных (16—23 человека), но если обвиняемый не возражает, суду достаточно об­винительного заключения прокурора (атторнея).

Суды штатов формируются по-разному: судьи избираются насе­лением, назначаются губернаторами, мэрами городов, муниципаль­ными властями, председателями вышестоящих судов. Избранный гаржаднами судья может быть досрочно отозван. Срок исполнения обязанностей судьи — 6—10 лет, иногда пожизненно (до достижения 70-летнего возраста).

В учреждениях есть административный судья, назначаемый на­чальником учреждения. Он выносит лишь предварительные решения по жалобам граждан. Если такое решение не опротестовано в общий суд или не отменено начальником учреждения, оно становится окон­чательным.

Нередко в судебной практике США используется так называемое декларативное суждение: ответ судьи на обращение сторон, предпри­нятое с целью узнать мнение суда по существу спора, а затем подать иск или отказаться от этого).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: