Работа над предложением, как предпосылка к овладению связной речи
Современная педагогика освещает различные подходы и методы для овладения детьми связной речью. Помимо традиционных методов существуют различные современные подходы, один из них разработан Генрихом Сауловичем Альтшуллер, он является создателем Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ),.
Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия. Данная теория нашла применение в различных областях, включая педагогику.
Ссылка: Технология ТРИЗ. Применение в развитии речи дошкольников с учетом ФГОС | Дефектология Проф (defectologiya.pro)
Овладение детьми связной речью возможно в условиях целенаправленного обучения.
Работа по развитию связной речи включает в себя:
Формирование лексического и грамматического строя речи.
Развитие фразовой речи.
Развитие навыков речевого общения.
Обучение рассказыванию.
Дети овладевают навыками составления простых предложений разной структуры:
по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.
Совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предметов, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов - описаний, простых пересказов.
Лексико-грамматические упражнения.
Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета
(упражнения: «Подбери слово», «На что похоже»).
1. Сначала проводится игра «Узнай, о чём это» (дети, по названным педагогом словам- определениям должны узнать объект)
|
Предлагаемые слова | картинки |
деревянный, двухэтажный | дом |
деревянный, красный, длинный | карандаш |
деревянная, длинная | удочка |
круглый, зелёный, полосатый | арбуз |
круглое, румяное | яблоко |
Модель составления сравненийпо системе ТРИЗ:
воспитатель называет какой-либо объект;
обозначает его признак;
определяет значение этого признака;
сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Пример:
цыплёнок (объект№1);
по цвету (признак);
жёлтый (значение признака);
такой же жёлтый (значение признака) по цвету (признак),
как солнце (объект№2).
мл. гр. «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».
ср.гр. в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики жёлтые, как цыплята).
ст. гр. В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).
Составление загадок по системе ТРИЗ:
Загадка про самовар
Какой? | Что бывает таким же? |
блестящий | Начищенная монета |
шипящий | чайник |
круглый | мяч |
После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».
Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как закипающий чайник, круглый, но не резиновый мяч».
1. «Узнай предмет по описанию» (игра «Магазин»)
|
Цель: учить ребёнка выделять признаки предметов.
2. Игра «Собери предмет» (в зависимости от лексической темы ребёнок находит и называет части предметов).
Цель: закрепить знания о частях предметов.
3. игра «Жадина»
Цель: закрепить умение правильно использовать в речи притяжательных местоимений: мой, моя, моё, мои (по лексическим темам).
4. игра «Из чего какой?»
Цель: закрепить умение правильно использовать в речи относительные прилагательные.
5. Подбор родственных слов (например: лес-лесник-лесоруб).
6. игра «Сосчитай до 5»
Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.
Детям на одежду прикрепляются изображения цифр от 1 до 5, можно больше, в зависимости от возраста и количества детей. Дети считают предметы в зависимости от лексической темы и игровой задачи.
Например: тема «Овощи» Хозяйка купила в магазине луковицы. Сколько луковиц она купила? Дети считают:
одна луковица, две луковицы, три луковицы, четыре луковицы, пять луковиц
7. игра «Один - много»
Цель: закрепить умение правильно использовать в речи существительных единственного и множественного числа.
8. игры: «Кто спрятался?», «Чей хвост?»).
Цель: закрепить умение правильно использовать в речи существительных в родительном падеже.
см. приложение: «Логопедические игры и задания»
(авторы: Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская).
9. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия.
Например: игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением.
|
См. приложение: сказки на антонимы
10. Подбор родственных слов
Например: вода – водяной - водовоз; лес – лесник – лесоруб,
11. игра-упражнение: «Великан, человек, гном»
Например: У человека – нога, у великана – ножища, а у гномика – ноженька.
Фразовая речь
Для работы над фразовой речью используются следующие приёмы:
Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.)
Методика:
Для упражнения используются картинки двух видов: