См. приложение: «Логопедические игры и задания»




Работа над предложением, как предпосылка к овладению связной речи

 

Современная педагогика освещает различные подходы и методы для овладения детьми связной речью. Помимо традиционных методов существуют различные современные подходы, один из них разработан Генрихом Сауловичем Альтшуллер, он является создателем Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ),.

 

Главная мысль – техника развивается по объективным законам, которые надо изучать. Любая изобретательская задача – это выявление и разрешение противоречия. Данная теория нашла применение в различных областях, включая педагогику.

Ссылка: Технология ТРИЗ. Применение в развитии речи дошкольников с учетом ФГОС | Дефектология Проф (defectologiya.pro)

 

 

Овладение детьми связной речью возможно в условиях целенаправленного обучения.

Работа по развитию связной речи включает в себя:

Формирование лексического и грамматического строя речи.

Развитие фразовой речи.

Развитие навыков речевого общения.

Обучение рассказыванию.

Дети овладевают навыками составления простых предложений разной структуры:

по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.

Совершенствуются навыки ведения диалога; вводится обучение детей составлению простого описания предметов, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов­ - описаний, простых пересказов.

 

Лексико-грамматические упражнения.

Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета

(упражнения: «Подбери слово», «На что похоже»).

 

1. Сначала проводится игра «Узнай, о чём это» (дети, по названным педагогом словам- определениям должны узнать объект)

 

Предлагаемые слова   картинки
    деревянный, двухэтажный дом
  деревянный, красный, длинный   карандаш
  деревянная, длинная   удочка
  круглый, зелёный, полосатый   арбуз
  круглое, румяное   яблоко

 

Модель составления сравненийпо системе ТРИЗ:

воспитатель называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Пример:

цыплёнок (объект№1);

 

по цвету (признак);

 

жёлтый (значение признака);

 

 

такой же жёлтый (значение признака) по цвету (признак),

 

как солнце (объект№2).

 

мл. гр. «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

 

ср.гр. в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики жёлтые, как цыплята).

 

ст. гр. В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

Составление загадок по системе ТРИЗ:

Загадка про самовар

Какой? Что бывает таким же?
    блестящий   Начищенная монета
    шипящий   чайник
  круглый мяч

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не».

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как закипающий чайник, круглый, но не резиновый мяч».

 

1. «Узнай предмет по описанию» (игра «Магазин»)

Цель: учить ребёнка выделять признаки предметов.

 

 

2. Игра «Собери предмет» (в зависимости от лексической темы ребёнок находит и называет части предметов).

Цель: закрепить знания о частях предметов.

 

3. игра «Жадина»

Цель: закрепить умение правильно использовать в речи притяжательных местоимений: мой, моя, моё, мои (по лексическим темам).

 

4. игра «Из чего какой?»

Цель: закрепить умение правильно использовать в речи относительные прилагательные.

 

5. Подбор родственных слов (например: лес-лесник-лесоруб).

 

6. игра «Сосчитай до 5»

Цель: закрепить умение согласовывать числительные с существительными.

Детям на одежду прикрепляются изображения цифр от 1 до 5, можно больше, в зависимости от возраста и количества детей. Дети считают предметы в зависимости от лексической темы и игровой задачи.

 

Например: тема «Овощи» Хозяйка купила в магазине луковицы. Сколько луковиц она купила? Дети считают:

одна луковица, две луковицы, три луковицы, четыре луковицы, пять луковиц

 

7. игра «Один - много»

Цель: закрепить умение правильно использовать в речи существительных единственного и множественного числа.

 

 

8. игры: «Кто спрятался?», «Чей хвост?»).

Цель: закрепить умение правильно использовать в речи существительных в родительном падеже.

см. приложение: «Логопедические игры и задания»

(авторы: Г.А.Быстрова, Э.А.Сизова, Т.А.Шуйская).

9. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия.

Например: игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением.

См. приложение: сказки на антонимы

 

 

10. Подбор родственных слов

Например: вода – водяной - водовоз; лес – лесник – лесоруб,

 

11. игра-упражнение: «Великан, человек, гном»

Например: У человека – нога, у великана – ножища, а у гномика – ноженька.

 

 

Фразовая речь

 

Для работы над фразовой речью используются следующие приёмы:

Упражнения на составление предложений по картинкам (предметным, ситуационным и др.)

Методика:

Для упражнения используются картинки двух видов:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: