- субъект – действие - место действия (орудие, средство действия)
например:
Мальчики катаются с горки на лыжах.
При подборе картинок следует так же учитывать упражнения на составление предложений методом распространения начальной структуры
П + С (подлежащее и сказуемое)
например:
Мальчик пишет - Мальчик пишет письмо.
Девочка рисует - Девочка рисует домик - Девочка рисует домик красками.
Используются постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа.
Приёмы:
· Совместное составление предложения двумя - тремя детьми (один составляет начало фразы, другие продолжают)
· Составление предложений по картинкам с использованием фишек (ребёнок произносит фразу и после каждого слова убирает одну из расположенных перед ним фишек).
Переход к составлению предложений более сложной структуры:
1. Составление предложений с «двойной предикативностью»:
предложения с однородными сказуемыми.
Например: Дедушка сидит в кресле и читает газету (с употреблением вспомогательного вопроса: «Где сидит дедушка и что он делает?»)
2. Составление предложений сложносочинённой конструкции из двух симметричных частей. Составление данных предложений проводится на основе разнообразных дидактических игр:
«Кто что любит?» (о домашних и диких животных)
Например: «Заяц любит морковку, а белка любит орехи».
3. Ребёнок составляет предложения по нескольким картинкам, объединенным общим действующим лицом, а второй, используя цветовые сигналы, контролирует правильность даваемого ответа (потом меняются картинки и роли).
Обращать внимание на дифференциацию форм единственного и множественного числа глаголов.
|
Например:
Девочка собирает землянику Ребята собирают землянику.
Используются игровые приёмы, направленные на активизацию внимания, восприятия, слухового и зрительного контроля за содержанием высказывания.
4. Составление фразы по нескольким предметным картинкам (вначале3- 4 картинки, потом 2 картинки)
Например:
«Девочка» «Лейка», «Клумба с цветами»
Девочка поливает из лейки клумбу с цветами.
«Мальчики» «Кубики» «Домик»
Мальчики построили из кубиков домик.
5. Формирование навыков в составлении ответа на вопросы в виде развёрнутых фраз(3 – 4 и более слов).
- составление ответов начинается с последнего слова:
«Что делает мальчик?»
- Мальчик….
6. Дополнение предложений нужным по смыслу словом.
- упражнение «Закончи фразу»
Например: «В лесу растут г… и я…»(вариант, когда дети договаривают нужное слово по его первому звуку или слогу).
7.Упражнения на составление:
- предложений по данным словам (слова, в том числе в нейтральной форме, предлагаются в начале в правильной, а затем в изменённой последовательности).
Например: «Под, ноги, скрипит, снег, белый», «Снежинки», «лёгкие», «падать», «кружиться».
- предложений с данным словом (предложно-падежной конструкцией):
«Перед деревом» «за деревом» (используются соответствующие предметные картинки).
- предложений – ответов на вопросы («Подумай и ответь!»)
Например:
«Куда можно повесить пальто?» - «Пальто можно повесить в/на…»
- упражнение на составление словосочетаний из двух данных слов.
Например: Стакан, молоко. Стакан чего? – молока. Стакан молока.
|
Составляемые словосочетания: стакан чая (кефира, сока); бутылка молока (воды, сока); кусок сыра (торта, мыла).
- усложнение: детям предлагается составить предложения, используя данные словосочетания, например: «Мама купила бутылку молока».