Характеристика воспитательных систем




 

В современном мире существуют многообразные воспитатель­ные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахожде­нием, временем существования, моделью, основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

Педагогика успеха»

Воспитательные системы, выстроенные на основе идей «педа­гогики успеха», позволяют проектировать работу школы по созда­нию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех — это наиболее полное достижение поставленной цели, а достижение, в свою очередь, — это опредмеченный результат.

Подобную воспитательную систему представляет гимназия № 56 г. Санкт-Петербурга. Началом создания ВС школы является 1989 г.

В 1992 г. была разработана концепция эффективного воспитания, суть которой состоит в том, что школа — это субъект успешного развития. В основу программы развития была положена гуманисти­ческая направленность и идеи «педагогики успеха»: создание ситуа­ции успеха у каждого учителя и ученика, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности.

В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, престижной школы Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.

Определилось ценностно-ориентационное поле развития вос­питательной системы школы, включающее ряд ключевых понятий (успех, доброта, детство, игра, образование, город, комфорт, красота, порядок, активность, профессионализм, талант, здо­ровье), а также этапы: диагностический, проектировочный, сис­темный, деятельностный, технологический, корректировочный, эмоционально-притягательный, ориентированный на успех. Были разработаны следующие критерии оценки ВС школы (разделенные на две группы: I — критерии функционирования, II — развития): результативности (соответствия образовательным стандартам, уровня научно-методического обеспечения); удовлетворенности; «углубления развития»; роста достижений школы и каждой лично­сти; непротиворечивости; экономического и материального разви­тия. Главный интегральный критерий — активность участия педа­гогов, учащихся и родителей в преобразующей деятельности.

К важнейшим разработанным педагогическим коллективом технологиям организации деятельности следует отнести техно­логии конкретных форм деятельности. Например, сложился го­довой круг праздников и традиций: начало нового учебного года (сентябрь); День учителя и Праздник первоклассников (октябрь); День подарков; педагогические чтения им. В.Н.Сороки-Росинского (ноябрь); новогодний карнавал (декабрь); Праздник весны и Книжкины именины (март); праздник «Виват Санкт-Петер­бург», Последний звонок (май). Главными методами на этапах развития ВС стали: экспертный анализ, оценка достижений шко­лы и самооценка достижений личности, опросы, целевая экс­пертиза и др.

Подробно характеристика ВС гимназии № 56 Санкт-Петербур­га представлена в книге Е.И. Казаковой «Педагогика успеха» (СПб., 1996).

 

Школа диалога культур

Ее основателем является С. Курганов.

В этой системе находят свое воплощение идеи М. Бахтина о культуре как диалоге («любая культура — это живой процесс общительной связи»), Л. Выготского — о тяготении развитого интеллекта к внутреннему диалогу, В. Библера — о философской логике культур.

B.C. Библер определил основные положения установки на новый тип образования в школе диалога культур.

Во-первых, это переход от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры». Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования и изменения, трансформации, преобразования — вот чем должен обладать выпускник школы диалога культур. Знания о путях изменения знаний, умении корректировать и обновлять умения, навыки трансформации переформирования навыков — вот что требуется от молодого человека XXI в.

Во-вторых, данная воспитательная система предполагает углубленное освоение «диалогизма» как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе не только и не столько наилучший путь к овладению истиной, не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д., но суть самой мысли. Углубленное понимание «диалогизма» мышления развернуто через идею диалога культур.

В-третьих, весь процесс обучения в школе строится в первую очередь не на усвоении дедуктивных цепочек развертывания мысли из исходных аксиом, а на целенаправленном спиральном возвращении мысли в исходное начало. Формирование исторически определенных и логически обоснованных начал есть основная цель курса обучения и воспитания в школе диалога культур. Вообще, истинное мышление начинается не там, где человек опирается на наличное бытие, а там, где он ставит вопрос: как возможно это бытие, откуда взялись такие необъяснимые явления, как число, слово, сознание своего Я?

В-четвертых, основное содержание школьного курса — это освоение тех «точек превращения», в которых одна форма понимания переходит в другую, в которых разные формы логики понимания обосновывают друг друга.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли школы. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Поэтому учащиеся должны не заучивать правила, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру.

 

Вальдорфская школа

Воспитательные системы вальдорфских школ существуют с начала XX в. Первая школа появилась в 1919 г. в г. Штутгарте (Германия). В осно­ву концепции ВС положено антропософское учение Рудольфа Штейнера; главная идея заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел — физического, ду­ховного и душевного, а становление личности ребенка должно проходить в соответствии с его физическим и психическим разви­тием, в гармонии с природой и окружающим миром.

Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, мысль, интеллект и нравственность человека. Главный принцип, который заложен в организацию воспитательной системы, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. Такие школы представляют собой социальный организм нового типа — союз свободных людей, не зависимых ни от каких управляющих организаций. В школе нет директора. К ре­шению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учеб­ных планов, учебников. Учителям предоставляется полная само­стоятельность в выборе содержания, форм, методов учебно-вос­питательного процесса.

В вальдорфской педагогике стержнем развития личности явля­ется культура. При этом под культурой понимают все, что окру­жает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, му­зыка, изобразительные виды искусств, театр, эвритмия, интегри­рованные знания о мире составляют основу содержания разнооб­разной деятельности учителей и школьников.

Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников вос­принимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспи­тания — видеть результаты своего труда.

Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество — основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия — основные методы и формы, которыми вальдорфские учителя владеют в со­вершенстве. Они опираются на свои глубокие знания индивиду­альных особенностей детей, их душевных переживаний, которые становятся стимулом к осознанию своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к ин­теллектуальному.

Вальдорфские учителя — это высоко эрудированные, прекрас­но подготовленные специалисты. Они считают, что главное в об­разовании — развитие способности чувствовать, умение творчески созидать, знание природы и развитие художественного вкуса.

 

Классный учитель, который в течение первых восьми лет ведет класс, и другие педагоги строят свои занятия не по готовым ре­цептам, они вместе с учениками ищут ответы на возникающие вопросы, открывают новые знания. При этом они не скрывают, что им, как и воспитанникам, все достается нелегко. Тем самым у детей снимается страх совершить в процессе обучения ошибку. Учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказыва­ют в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: