Пищеварительная система – это совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желёз.
Пищеварение – это сложный физиологический процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическим и физическим изменениям и всасывается в кровь или лимфу.
Цель: изучить строение и функции пищеварительной систнмы.
Оборудование: таблицы, атласы А. Астахова с.31-41, атласы «Наглядный словарь» с.40-44, учебник М.М. Курепиной «Анатомия человека» с. 287-315, учебник А.Г.Хрипкова «Возрастная физиология и школьная гигиена» с. 179-201.
Рис. 1. Общий план строения пищеварительной системы. Рассмотрите рисунок и сделайте к нему соответствующие подписи.
Рис. 2. Строение зуба. Рассмотрите рисунок и сделайте к нему соответствующие подписи.
Рис. 3. Строение зуба. Рассмотрите рисунок и сделайте к нему соответствующие подписи.
Рис. 4. Строение ворсинок тонкой кишки. Рассмотрите рисунок и сделайте к нему соответствующие подписи. Какие 2 вида пищеварения есть в кишечнике. Опишите их.
Рис. 5. 12-перстная кишка. Печень. Поджелудочная железа. Рассмотрите рисунок и сделайте к нему соответствующие подписи.
Занятие 13
Лабораторная работа «Дыхательная система»
Дыхательная система- это совокупность органов обеспечивающих процесс газообмена между организмом и окружающей средой.
Дыхание – Это совокупность физиологических процессов, включающих газообмен между организмом и окружающей средой и сложную цепь биохимических реакций с участием кислорода.
Цель: изучить строение и функции дыхательной системы.
Оборудование: муляжи сердца, таблицы, атласы А. Астахова с.42-45, атласы «Наглядный словарь» с.52-54, учебник М.М. Курепиной «Анатомия человека» с. 324-330, учебник А.Г.Хрипкова «Возрастная физиология и школьная гигиена» с. 236-243.
|
Рассмотрите рисунок «Дыхательная система человека», сделайте подписи к рисунку.
Рассмотрите рисунок «Строение гортани», сделайте подписи к рисунку. Назовите функции гортани.
Рассмотрите рисунок «Схематическое строение легких человека», сделайте подписи к рисунку.
Задание 4. Выполните работу «Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после 10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)»
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).
Ход работы:
1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 3–4 мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.
Оценка результатов
Оцените полученные результаты с помощью таблицы
Сделайте вывод
Задание 5. Заполните таблицу по дыхательной системе
№ | Наименование должной величины | Цифровое значение должной величины |
Частота дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) у 4-х и 7-ми летних детей | ||
Минутный объем дыхания: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 6 лет | ||
Жизненная емкость легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 4-6 лет | ||
1.Дыхательный объем 2. Резервный объем 3. Дополнительный объем 4. Остаточный объем 5. Минимальный объем 6. Величина вредного пространства | ||
Состав вдыхаемого атмосферного воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот | ||
Состав выдыхаемого воздуха: А) кислород Б) углекислый газ В) азот | ||
Парциальное давление углекислого газа: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе | ||
Парциальное давление кислорода: А) в атмосферном воздухе Б) в альвеолярном воздухе | ||
Масса легких: А) у взрослого человека Б) у новорожденного В) в 1 год |
|
Занятие 14