Откуда хлеб пришёл.
Слайд 2
Пашут каждую весну,
Подымают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Акимов
Слайд 3
Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе.Сегодня мы поговорим о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб.
Слайд 4
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин «В», который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенье, пирожки. Знаете ли вы из чего все это делают?Ачто такое мука, из чего её получают?
Слайд 5
Муку получают из таких зёрен, которые вы видите. Зёрна пшеницы круглые, а зёрна ржи –длинные. Рожь и пшеница- хлебные растения, они растут в поле.Созревают зёрна в колосках.
Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда. Сначала вырастить рожь и пшеницу, затем собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы.
Слайд 6
Откуда же появились колоски в поле?
В далёкие-далёкие времена на русской земле лесов было больше чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь!
Слайд 7
И вот по весне начинали стучать в лесу топоры. Зачем? Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? Большие, мощные деревья шли на строительство, остальные – на дрова.
Слайд 8
Что оставалось на месте деревьев? Пни. Начиналась очень трудная работа – выкорчёвка пней.
Слайд 9
И вот на этом месте уже не лес, а…поле. Теперь его надо вспахать.
Слайд 10
Лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. Земля после этого становилась мягкой, рыхлой.
Слайд 11
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нём таких, как я,
Будет целая семья.
О чем эта загадка? (О семени).
Слайд 12
Можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Как вы думаете, какая погода должна быть в день сева? (Безветренная). Почему?
Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру). Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенку пели.
Дождик, дождик, поливай –
Будет хлеба каравай, будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
Слайд 13
И вот выросли, наконец, хлебные колосья, в конце лета поспели.
Слайд 14
Пора убрать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы.
Слайд 15
Затем колосья молотили с помощью цепы (деревянной палки, подвешенной к деревянной ручке). Ею били по колосьям, и зёрна из них высыпались.
Зерно сгребали в кучу и просеивали. Ведь в нём – частички колосьев и другой мусор. Делали это так: подбрасывали зерно кверху, ветер весь мусор сдувал.
Слайд 16
Затем зерно везли на мельницу. Там из него мололи муку.Так выращивали хлеб в старину. Видите, как много надо было затратить труда, чтобы вырастить хлеб.
Слайд 17. Мультфильм «Хлеб»
Слайд 18
Сейчасвыращивать и убирать хлеб людям помогают сильные машины.
Слайд 19
Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит трактор. Кто ведет его … (Трактор ведёт тракторист).
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
Слайд 20
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы.
Слайд 21
На земле сырой не жёсткой,
Там, где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зёрна сыпались, как дождик,
Словно дождик золотой.
Е Трутневой
Почему в стихотворении говорится, что зёрна сыпались до полночи с тем-
нотой? (Потому что люди работают до ночи. Зёрна нужно посадить в срок, чтобы они успели созреть).
Слайд 22
Вот пшеница взошла. Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Хлебное поле называют – нивой.
Слайд 23
Посмотрите на картину И Шишкина «Рожь». Какое красивое хлебное поле.Оно как золотое.Некоторые сравнивают поле с морем.
Нива моя нива, нива золотая,
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе
Ю. Ждановская
Слайд 24
Вот зёрна созрели. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны.«Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт». Кто работает на комбайне? (На комбайне работает комбайнёр).
Слайд 25
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зёрна.
Слайд 26
Эти зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.
Слайд 27
Далее машины везут зерно на элеваторы– специальные сооружения для хранения зерна.
Слайд 28
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? Зерно везут на мельницуи там зерно мелют в муку.
Слайд 29
Куда потом отправляется мука? Мука отправляется на хлебозавод, в пекарню.
Слайд 30. Видеоролик «Откуда берётся хлеб»
Слайд 31
Итак, мука – на хлебозаводе. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи, и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.
Слайд 32
И вот тесто замешано, пришла пора его класть в форму и ставить в печь.