(Дано по: Kohlberg L. Essays in Moral Development. The Psychology of Moral Development. San Francis* Harper & Row. 1984. V. II.)
Форма A.
Дилемма III. В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарете которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открыт фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цен\ з раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за большую ио радия. Муж больной женщины Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 $ сказал фармацевту, чго же умирает и просит его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: "Не открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства" Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство.
1. Должен ли Хайнц украсть лекарство?
1а. Почему да или нет?
2. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматривай ьс
необязательным). Хорошо (right) или дурно для него украсть лекарство?
2а. (Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматрива;ч> необязательным). Почему это правильно (right) или дурно?
3. Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство?
За. Почему да или нет?
4. Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект.. одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свое жену?).
4а. Почему да или нет?
5. Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого?
5а. Почему да или нет?
|
6. (Если субъект одобряет кражу лекарства для чужого). 11редположим, что это домашнее
животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное?
6а. Почему да или нет?
7. Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? 7 а. Почему да или нет?
8. Воровать - противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? 8а. Почему да или нет?
9. Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? 9а. Почему да или нет?
10. (Этот вопрос включен, чтобы выявить ориентацию субъекта и не должен считаться обязательны*.
10а Почему?
(Вопросы 1 и 2 Дилеммы III' не являются обязательными. Если вы не хотите использовать читайте Дилемму Ш1 и ее продолжение и начинайте с вопроса 3).
Дшемма III1. Хайнц залез в аптеку. Он украл лекарство и дал его жене. На следующий день газетах появилось сообщение о грабеже. Офицер полиции м-р Браун, который знал Хайнца прочит сообщение. Он вспомнил, что видел, как Хайнц бежал от аптеки, и понял, что это сделав Хай; Полицейский колебался, должен ли он сообщить об этом.
1. Должен ли офицер Браун сообщить о том, что кражу совершил Хайнц? 1 а Почему да или нет?
2. Предположим, что офицер Браун близкий друг Хайнца Должен ли он тогда подать рапорг о нем 2а. Почему да или нет?
Продолжение: Офицер Браун сообщил о Хайнце. Хайнц был арестован и предстал перед судом. Ьь избраны присяжные. Работа присяжных - определить виновен или нет человек в совершении преступлен! Присяжные признают Хайнца виновным. Дело судьи - вынести приговор.
3. Должен ли судья дать Хайнцу определенное наказание или освободить его?
|
За Почему это является нашгучшим? (Why is that best?).
4. С позиции общества должны ли люди, нарушающие закон, быть наказаны? 4а Почему да или нет?
46. Как это применить к тому, что должен решить судья?
5. Хайнц сделал то, что подсказала ему совесть, когда он украл лекарство. Должен ли нарушите.ц> закона быть наказан, если он действовал не по совести?
5а Почему да или нет?
6. (Этот вопрос поставлен с тем, чтобы выявить ориентацию субъекта и его можно считать необязательным). Продумайте дилемму: что, по Вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать судья?
6а Почему?
(Вопросы 7-12 включены, чтобы выявить систему этических взглядов субъекта и не должны засматриваться как обязательные).
7. Что означает для вас слово совесть? Если бы вы были на месте Хайнца как бы повлияла ваша совесть на решение?
8. Хайнц должен принять моральное решение. Должно ли быть моральное решение основано на чувствах или на обдумътании и размышлении о том, что правильно (right) и дурно?
9. Является ли проблема Хайнца моральной проблемой? Почему?
9а Вообще, что превращает нечто в моральную проблему или что означает слово моральность (morality) для вас?
10. Если Хайнц собирается решить, что делать, путем размышления о действительно справедливом (right), должен быть некоторый ответ, правильное решение. Существует ли в действительности некоторое правильное решение для моральных проблем, подобных проблеме Хайнца или, когда люди не согласны, мнение каждого в равной мере справедливо (right)? Почему?
11. Как вы сможете узнать, когда вы придете (you've come up) к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может достичь хорошего или адекватного решения?
|
12. Большинство считает, что мышление и рассуждение (rcasonning) в науке могут вести к правильному ответу. Верно ли это для морального решения или они различны?
Дилемма 1. Джо - 14-летний мальчик, который очень хотел поехать в лагерь. Отец обещал ему, что он сможет поехать, если сам заработает для этого деньги. Джо усердно работал и скопил 40 долларов, необходимых для поездки в лагерь, и еще немного сверх того, i lo как раз перед поездкой отец измени.; свое решение. Некоторые его друзья решили поехать на рыбалку, а у отца не хватало денег. Он сказал Джо, чтобы тот дал ему накопленные деньги. Джо не хотел отказываться от поездки в лагерь и собирался отказать отцу.
1. Должен ли Джо отказаться отдать отцу деньги? 1а Почему да или нет?
(Вопросы 2 и 3 предназначены, чтобы выявить моральный субъекта и являются необязательными).
2. Имеет ли отец право уговаривать Джо отдать ему деньги'.'' 2а Почему да или нет?
3. Означает ли отдача денег, что сын хороший? За Почему?
4. Является ли важным в этой ситуации тот факт, что Джо сам заработал деньги? 4а. Почему?
5. Отец обещал Джо, что он смог бы поехать в лагерь, если бы он сам заработал деньги. Является ли обещание отца самой важной вещью в этой ситуации:
5а Почему?
6. Вообще, почему обещание должно быть выполнено?
7. Важно ли сдержать обещание кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова?' 7 а Почему?
8. О какой самой важной вещи должен был бы заботиться отец в своем отношении к сыну? 8а. Почему это самое важное?
9. Вообще, что должно бы быть авторитетом отца по отношению (over) к сыну?
9а Почему?
10. О какой самой важной вещи должен заботиться сын в своем отношении к отцу? 10а Почему это самая важная вещь?
11. (Следящий воггрос направлен на выявление ориентации субъекта и должен рассматриваться не обязательным).
Что же, по вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать Джо ь этой ситуации? Па Почему?
Форма В.
Дилемма IV. У одной женщинь1 была очень тяжелая форма рака от которой не было лекарства. Доктор Джефферсон знал, что ей осталось жить 6 месяцев. Она испытывала ужасные боли, но была так слаба что достаточная доза морфия позволила бы ей умереть скорее. Она даже бредила но в спокойные периоды она попросила доктора дать ей достаточно морфия, чтобы убить ее. Хотя доктор Джефферсон знает, что убийство из милосердия противозаконно, он думает вьшолнить ее просьбу.
1. Должен ли доктор Джефферсон дать ей лекарство, от которого бы она умерла? 1а Почему?
2. Этот вопрос направлен на выявление морального типа с> бъекта и не является обязательным. Правильно (right) или дурно для него дать женщине лекарство, которое позволило бы ей умереть?
2а Почему это правильно или дурно?
3. Должна ли женщина иметь право принять окончательное решение? За. Почему да или нет?
4. Женщина замужем. Должен ли ее муж вмешиваться в решение? (have ^ything to do with the decision)?
4a Почему?
5. [Следующий вопрос необязателен]. Что должен бы сделать хороший муж в этой ситуации0 5а Почему?
6. Имеет ли человек обязанность или обязательство жить, когда он не хочет, а хочет покончить жизнь самоубийством?
7. [Следующий вопрос необязателен]. Имеет ли д-р Джефферсон обязанность или обязателыво сделать лекарство доступным для женщины1
7 а Почему?
8. Когда домашнее животное тяжело ранено и умирает, его убивают, чтобы избавить от боли. Применима ли та же самая вещь здесь?
8а Почему?
9. Для доктора противозаконно дать женщине лекарство. Является ли это и морально дурным? 9а. Почему?
10. Вообще, должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? 10а Почему?
106. Как это применить к тому, что должен был бы сделать д-р Джефферсон?
11. [Следующий вопрос касается моральной ориентации, он не обязателен]. Обдумывая дилемму, чтобы вы сказали о самой ответственной вещи, которую сделал бы др. Джефферсон?
11а. Почему?
(Вопрос 1 Дилеммы IV1 необязателен)
Дилемма ГУ1. Др. Джефферсон совершил милосердное убийство. В это время проходил мимо цр Роджерс. Он знал ситуацию и пытался остановить доктора Джефферсона но лекарство было дано. Доктор Роджерс колебался (wonders) должен ли он был сообщить о докторе Джефферсоне. I. Должен ли был д-р Роджерс ссюбщить о д-ре Джефферсоне? 1а Почему?
Продолжение: д-р Роджерс сообщил о д-ре Джефферсоне. Д-р Джефферсон предан суду. Избрать присяжные. Работа присяжных - определить виновен или невиновен человек в совершении преступления. Присяжные находят, что д-р Джефферсон виновен. Судья должен вынести приговор.
2. Должен ли судья наказать д-ра Джефферсона или освободить? 2а. Почему вы считаете такой ответ наилучшим?
3. Подумайте в понятиях общества должны ли люди, которые нар;. 111ают закон, быть наказаны? За. Почему да или нет?
36. Как это применить к решению судьи?
4. Присяжные находят, что доктор Джефферсон по закону виновен в убийстве. Справедливо или нет для судьи вынести ему смертный приговор (по закону возможное наказание)? Почему?
5. Правильно ли всегда выносить смертный говор? Почему да или нет? При каких условиях смертный приговор должен быть, по вашему мнению, вынесен? Почему эти условия важны?
6. Д-р Джефферсон сделал то, что подсказала совесть, когда он дал женщине лекарство. Должен ли быть наказан нарушитель закона, если он действует не по совести?
6а. Почему да или нет?
7. (Следующий вопрос может быть необязательным). Снова обдумывая дилемму, что бы вы определили
как самую ответственную вещь для судьи? 7а. Почему?
(Вопросы 8-13 выявляют систему этических взглядов субъекта и не являются обязательными).
8. Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были д-р Джефферсоном, что сказала бы вам совесть при принятии решения?
9. Д-р Джефферсон должен принять моральное решение. Должно ли быть оно основано на чувстве или только на рассуждении о том, что справедливо и дурно?
10а. Вообще, что делает проблему моральной что означает для вас слово "нравственность" (morality)?
11. Если д-р Джефферсон размышляет над тем, что действительно правильно, должен быть какой-то
правильный ответ. Есть ли действительно некоторое правильное решение для моральных проблем,
подобных тем, которые имеются у Джефферсона, или когда мнение каждого является равно
правильным? Почему?
12. Как вы можете узнать, что пришли к справедливому моральному решению? Есть ли способ мышления
или метод, путем которого можно достичь хорошего или адекватного решения?
13. Большинство людей считают, что мышление и рассуждение в науке может привести к правильному
ответу. Верно ли то же самое для моральных решений или ее i ь разница?
Дилемма II. Джуди - 12-летняя девочка... Мать обещала ей. что она могла бы пойти на специальный рок-концерт в их городе, если девочка скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она скопила 15долларов на билет, да еще дополнительно 5 долларов. Но мать изменила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джуди была разочарована и решила любым способом пойти на концерн. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди рассказала своей старшей сестре, Луизе, что она ходила но спектакль, а матери солгала. Луиза раздумывала, сказать ли матери о поступке Джуди.
1. Должна ли Луиза рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах или промолчать? 1а. Почему?
2. Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди - ее сестра. Должно ли это алия гь на решение Джуди?
2а. Почему да или нет?
3. (Этот вопрос, относящийся к определению морального типа, необязателен). Имеет ли такой рассказ связь с позицией хорошей дочери?
За. Почему?
4. Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги? 4а. Почему?
5. Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает деньги. Является ли обещание матери самой важной вещью в этой ситуации?
5а. Почему да или нет?
6. Почему вообще обещание нужно выполнять?
7. Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова?
7а. Почему?
8. Какова самая важная вещь, о которой должна заботиться мать в ее отношениях с дочерью?
8а. Почему это самая важная вещь?
9. Вообще, каким должен быть авторитет матери для (over) дочери?
9а. Почему?
10. О какой самой важной вещи, по вашему мнению, должна заботиться дочь по отношению к матери?
10а. Почему эта вещь важна? (Следующий вопрос необязателен)
11. Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Луизе?
11а. Почему?
Форма С.
Дилемма V. В Корее экипаж моряков при встрече с превосходящими силами врагов отступил. Экипаж перешел мост через реку, но враг был еще главным образом на другой стороне. Если бы кто-нибудь пошел на мост и взорвал его, то остальные члены команды, имея преимущество во времени, вероятно, могли бы убежать. Но человек, который остался бы сзади, чтобы взорвать мост, не смог бы уйти живым. Сам капитан - это человек, который лучше всего знает, как вести отступление. Он вызвал добровольцев, но их не оказалось. Если он пойдет сам, то люди, вероятно, не вернутся благополучно, он -единственный, кто знает, как вести отступление.
1. Должен ли был капитан приказать человеку пойти на задание или он должен был пойти сам? 1а. Почему?
2. Должен ли капитан послать человека (или даже использовать лотерею), когда это означает послать его на смерть?
2а. Почему?
3. Должен ли был капитан пойти сам, когда это означает, что люди, вероятно, не вернутся обратно благополучно?
За. Почему?
4. Имеет ли капитан право приказать человеку, если он думает, что это наилучший ход? 4а. Почему?
5. Человек, который получил приказ, имеет ли обязанность или обязательство идти? 5 а. Почему?
6. Что вызывает необходимость спасти или защитить человеческую жизнь? ба Почему это важно?
66. Как это применить к тому, что должен сделать капитан.
7. (Следующий вопрос необязателен). Продумывая вновь дилемму, что бы вы сказали, какова самая ответственная вещь для капитана?
7а. Почему?
Дилемма VIII. В одной стране в Европе бедный человек по имени Вальжан не смог найти работы, не смогли этого ни его сестра, ни брат. Не имея денег, он украл хлеб и необходимое им лекарство. Его схъатили и приговорили к 6 годам тюрьмы. Через два года он сбежал и стал жить в новом месте под другим именем. Он скопил деньги и постепенно построил большую }>абрику, платил своим рабочим самую высокую зарплату и большую часть своей прибыли отдавал на больницу для людей, которые не могли получить хороший медицинский уход. Прошло двадцать лет, и один моряк узнал во владельце фабрики Вальжане беглого каторжника, которого полиция искала в его родном городе.
1. Должен ли был моряк сообщить о Вальжане в полицию?
1 а. Почему?
2. Есть ли у гражданина обязанность или обязательство сообщать о беглом преступнике (cjnviet}?
2а. Почему?
3. Предположим, Вальжан был бы близким другом моряка? Должен ли он тогда сообщить о Вальжане?
4. Если о Вальжане сообщили и он предстал перед судом, должен ли был судья послать его обратно на каторгу или освободить?
4а. Почему?
5. Подумайте, с точки зрения общества, должны ли люди, которые нарушают закон быть наказаны? 5а. Почему?
56. Как это применить к тому, что должен делать судья?
6. Вальжан сделал то. что ему подсказала совесть, когда он украл хлеб и лекарство. Должен ли
нарушитель закона быть наказан, если он действует не по совести? 6а. Почему?
7. (Этот вопрос необязателен) Вновь осмысливая дилемму, что бы вы сказали о том, какую наиболее ответственную вещь нужно сделать моряку?
7а. Почему?
(Вопросы 8-12 касаются системы этических взглядов субъекта, они необязательны для определения моральной стадии).
8. Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были Вальжаном, как участвовала бы ваша совесть в решении?
9. Вальжан должен принять моральное решение. Должно ли быть моральное решение основано иг чувстве или умозаключении о правильном (right) и дурном?
10. Является ли проблема Вальжана моральной проблемой? Почему?
10а. Вообще, что делает проблему моральной и что означает слово моральность(тога1ку) вас?
11. Если Вальжан собирается решать, что нужно сделать, путем размышления о том, что же в действительности справедливо, должен быть какой-то ответ, правильное решение. Есть ли действительно некоторое правильное решение моральных проблем, подобных дилемме Вальжана или - когда люди не соглашаются друг с другом, мнение каждого равно справедливо?
12. Как вы узнаете, что пришли к хорошему моральному решению. Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может достичь хорошего или адекватного решения?
13. Большинство людей считают, что умозаключения или рассуждения в науке могут привести правильному ответу. Верно ли это для моральных решений или они отличны?
Дилемма VII. Два молодых человека, братья, попали в трудное положение. Они тайно покинули город и нуждались в деньгах. Карл, старший взломал магазин и похитил тысячу долларов. Боб, младший, пошел к старому человеку в отставке - было известно, что он помогает людям в городе. Этому человеку он сказал, что он очень болен и ему необходима тысяча доллар >>- чтобы заплатить за операцию. Боб попросил этого человека дать ему деньги и обещал, что вернет,i\ обратно, когда поправится. В действительности, Боб вообще не был болен и не намеревался возвращать деньги. Хотя старик и не знал хорошо Боба, он дал ему деньги. Так Боб и Карл удрали из i орода, каждый с тысячью долларов 1а. Что хуже: украсть как Карл или обмануть как Боб?
1 б. Почему это хуже? —
2. Что, по Вашему мнению, является самой плохой вещью при обмане старого человека? 2а. Почему это хуже всего?
3. Вообще, почему обещание должно выполняться?
4. Важно ли сдержать обещание, данное человеку, которого вы хорошо не знаете или никогда не увидите снова?
4а Почему да или нет?
5. Почему не должно красть из магазина?
6. Какова ценность или важность прав собственности?
7. Должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? 7а. Почему да или нет?
8. (Следующий вопрос предназначен, чтобы выявить ориешацию испытуемого и не должен
считаться обязательным). Был ли старый чело век безответственным, ссужая Бобу деньги?
8а. Почему да или нет?