Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине




тестовые задания

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

См.п.3 рабочей программы.

 

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

 

ПК-2 готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ
Планируемые результаты обучения Критерии оценивания Показатели оценивания
         
Обладает готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ Выпускник знает: закономерности психологического воздействия на личность ребенка и взрослого; Умеет: использовать психологические технологии в коррекционной работе с детьми с недостатками речи; Владеет и (или) имеет опыт деятельности: конкретными психологическими технологиями в работе с детьми с нарушениями речи. Не знает закономерности психологического воздействия на личность ребенка и взрослого; Не умеет использовать психологические технологии в коррекционной работе с детьми с недостатками речи; Не владеетконкретными психологическими технологиями в работе с детьми с нарушениями речи. Непрочно знает закономерности психологического воздействия на личность ребенка и взрослого; Не в полном объеме умеет использовать психологические технологии в коррекционной работе с детьми с недостатками речи; Не полностью владеетконкретными психологическими технологиями в работе с детьми с нарушениями речи. Знает некоторые закономерности психологического воздействия на личность ребенка и взрослого; Умеет использовать некоторые психологические технологии в коррекционной работе с детьми с недостатками речи; Владеетнезначительным количеством психологических технологий в работе с детьми с нарушениями речи. Знает закономерности психологического воздействия на личность ребенка и взрослого; Умеет использовать психологические технологии в коррекционной работе с детьми с недостатками речи; Владеетконкретными психологическими технологиями в работе с детьми с нарушениями речи. Глубоко знает закономерности психологического воздействия на личность ребенка и взрослого; В полном объеме умеет использовать психологические технологии в коррекционной работе с детьми с недостатками речи; Владеетбольшим спектром психологическими технологийми в работе с детьми с нарушениями речи.
СК-2 способностью применять методы и методики диагностико-коррекционной работы при взаимодействии с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями в развитии  
Сформирована готовность применять методы и методики диагностико-коррекционной работы при взаимодействии с семьёй, имеющей ребёнка с нарушениями в развитии Выпускник знает: специфику психодиагностической, психокоррекционной и консультативной работы с детьми с нарушениями речи Умеет: анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами логопсихологии Владеет и (или) имеет опыт деятельности: теоретическими основами логопсихологии и методологическими основами психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи; Не знает специфику психодиагностической, психокоррекционной и консультативной работы с детьми с нарушениями речи   Не умеет анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами логопсихологии Не владеет теоретическими основами логопсихологии и методологическими основами психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи;   Плохо знает специфику психодиагностической, психокоррекционной и консультативной работы с детьми с нарушениями речи Плохо умеет анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами логопсихологии Не владеет теоретическими основами логопсихологии и методологическими основами психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи;   специфику психодиагностической, психокоррекционной и консультативной работы с детьми с нарушениями речи   Не всегда умеет анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами логопсихологии Не в полной мере владеет теоретическими основами логопсихологии и методологическими основами психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи;   Знает специфику психодиагностической, психокоррекционной и консультативной работы с детьми с нарушениями речи   Умеет анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами логопсихологии Владеет теоретическими основами логопсихологии и методологическими основами психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи;     Отлично знает специфику психодиагностической, психокоррекционной и консультативной работы с детьми с нарушениями речи   Умеет в полной мере анализировать литературу, связанную с теоретическими и практическими аспектами логопсихологии В большом объеме владеет теоретическими основами логопсихологии и методологическими основами психолого-педагогической помощи детям с нарушениями речи;    

 

7.3. Описание шкал оценивания

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 41до 60 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов).

Оценка «хорошо» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 61 до 80 баллов (при условии, что на экзамене набрано не менее 10 баллов).

Оценка «отлично» выставляется, если студент в целом за семестр набрал от 81 до 100 баллов (при условии, что на зачете набрано не менее 10 баллов).

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных проектных заданий,….

 

 

7.4. Типовые контрольные задания и иные материалы, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1.Назовите одну из задач логопсихологии:

- Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

- Систематизация речевых расстройств.

- Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний.

2.Назовите клинические формы нарушений речи периферического характера:

- Механическая дислалия

- Дизартрия

- Дислексия

3.Назовите клинические формы нарушений речи центрального характера:

- Ринолалия

- Дисграфия

- Дисфония

4. Контингент детей, составляющих группу с фонетико-фонематическими нарушениями:

- Алалия

- Механическая дислалия

- Тахилалия

5.Контингент детей, составляющих группу с общим недоразвитием речи:

- Дизартрия

- Дисфония

- Дислалия

6. Контингент детей, не составляющих группу с недостатками мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи:

- Полтерн

- Афония

- Дислалия

7.В какую группу следует зачислять ребенка со стертой формой дизартрии?

- В группу с ФФНР

- В группу с ОНР

- В группу с недостатками темпо-ритмической стороны речи

8. На какой срок обучения следует зачислять детей 3 лет с ОНР первого уровня?

- 2-3 года

- 3-4 года

- 1-2 года

9.Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее:

- Двух звуков

- Двух групп звуков

- Нескольких звуков одной группы

 

10.Наполняемость групп детей с ФФНР:

- 10 человек

- 12 человек

- 8 человек

11.Назовите, кто первый из отечественных ученых рассматривал отклонения в развитии познавательной деятельности при выраженных нарушениях речи как вторичную задержку, структура которой зависит от характера первичного речевого дефекта:

- Е.М. Мастюкова;

- М. В. Бог­данов-Березовский;

- Р.Е.Левина;

12.Первые сообщения о механизмах речи появились в работах:

- П.Брока, К.Вернике.

- А. Р.Лурия

- А.Л.Бентон, Ф.Жияр, Ф.Кохер

13.При повреждении периферических отде­лов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения

- Сенсорной афазии (или алалии);

- Полиморфной дислалии;

- Корковой дизартрии.

Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается на­14.рушением:

- Восприятия письменной речи

- Нарушением моторной организации речи;

- Восприятия устной речи

15.Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам

- Понимания устной речи;

- Произношения;

- Фонематического восприятия.

16.В какой период эмбриогенеза возникает наиболее тяжелое поражение мозга?

- 1-2 месяца внутриутробной жизни;

- 3-4 месяца внутриутробной жизни

- На 7 месяце внутриутробной жизни.

17.Какие средства общения компенсаторно более активно развиваются у детей с алалией?

- Фразовая речь;

- Мимика, жест;

- Экспрессивная речь;

18.Раскройте термин «Речевая интенция» -

- Отказ от речевого общения;

- Формальный контакт;

- Стремление к речевому общению.

19.Чем характеризуется зрительное восприятие у детей с нарушениями речи?

- Недостаточной сформированностью целостного об­раза предмета;

- Агнозией;

- Искажением воспринимаемого материала

20.Нарушение у детей с речевой патологией процессов перекоди­рования сохранной семантической программы в языковую форму приводит к тому, что

- в экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения пространственных отношений;

- используют неверные языко­вые средства.

- ошибаются в передаче логической последовательности событий.

21.Нарушение фонематического восприятия как вторичного в структуре речевого дефекта приводит к тому, что (исключите неверное утверждение):

 

- словарь не пополняется словами с трудноразличимыми звуками;

- многие предлоги и морфологические элементы слов употребляются неверно.

- нарушается работа речедвигательного анализатора.

22.Исследование зрительного восприятия позволяет сделать вы­воды о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и ха­рактеризуется:

- недостаточной сформированностью целостного об­раза предмета;

- недостаточность развития зрительно-моторных координаций;

- нарушения памяти.

23.Для детей с речевой патологией характерен уровень развития игровой деятельности:

- невысокий;

- соответствующий уровню сверстников с нормальным речевым развитием;

- высокий.

24.Психическое развитие детей с нарушением речи

подчиняется тем же законам, что и нормальное развитие, не отставая от него;

идет по собственному пути;

подчиняется тем же закономерностям, что и нормативное развитие, но отстает от него.

25. Профилактика – это:

- предупреждение возможных отклонений;

- выявление нарушений;

- исправление недостатков.

26..Особенно действенной логопедическая профилактика будет в период:

- возрастных кризисов;

- сензитивности;

- поступления ребенка в школу.

27.Сферы, от состояния которых зависит восприятие и развитие устной речи:

- сенсорная;

- моторная;

- сенсомоторная.

28.Восприятие, на которое делается опора в логопедической работе:

- слуховое;

- тактильное;

- зрительное.

29.Относительно сохранным у детей с нарушениями речи является запоминание:

- образное;

- логическое;

- как образное, так и логическое.

30.Речевое мышление осуществляется на основе:

- механизмов словесного мышления;

- словесных значений, понятий, логических операций;

- письменной речи.

Вопросы к зачету:

1. Психология детей с нарушениями речи как отрасль специальной психологии.

2. Истории становления и развития психологии лиц с нарушениями речи.

3. Связь психологии лиц с нарушениями речи с другими науками. Цели, задачи и значение данной отрасли специальной психологии.

4. Обще дидактические и специальные принципы психологии детей с нарушением речи.

5. Соотношение первичных и вторичных признаков в структуре речевого дефекта.

6. Понятия о разных видах и формах речи

7. Лингвистическая характеристика нарушений речи.

8. Классификации речевых нарушений.

9. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

10. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

11. Понятия «общее недоразвитие речи». Характеристика 4 уровней.

12. Особенности развития познавательной сферы ребенка с речевой патологией.

13. Общая характеристика восприятия как психического процесса.

14. Особенности слухового восприятия у лиц с нарушениями речи.

15. Особенности зрительного пространственного и восприятия у лиц с нарушениями речи.

16. Методика исследования зрительного восприятия.

17. Методика исследования слухового восприятия.

18. Методика исследования пространственного восприятия.

19. Методы и приемы сенсорного развития детей с нарушениями речи

20. Особенности внимания при нарушениях речи.

21. Приемы развития внимания у детей с нарушениями речи.

22. Особенности памяти у больных с афазией.

23. Особенности памяти у детей с алалией.

24. Методики исследования памяти.

25. Приемы для повышения эффективности запоминания.

26. Особенности мыслительной деятельности при системных нарушениях речи (алалия) у дошкольников.

27. Особенности вербального мышления у детей с нарушениями речи.

28. Особенности невербального интеллекта у детей с нарушениями речи.

29. Методики исследования мышления.

30. Особенности воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

31. Методики исследования воображения.

32. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями речи.

33. Методики исследования аффективно-личностной сферы.

34. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.

35. Связь речи и общения. Межличностные отношения детей с речевыми нарушениями.

36. Индивидуально-психологические особенности заикающихся

37. Особенности игровой деятельности детей с речевой патологией.

38. Приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей с речевой патологией

39. Основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму.

40. Особенности становления учебной деятельности при системных нарушениях речи и приемы развития.

41. Подготовка к школьному обучению детей с нарушениями речи.

42. Основные функции психологической службы.

43. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

44. Принципы и методы психологического обследования лиц с речевой патологией

45. Принципы и методы дифференциальной диагностики речевых нарушений от сходных состояний по проявлениям состояний (ЗПР, умственной отсталости, РДА, снижения слуховой функции)

46. Значение психолого-педагогического изучения ребенка с нарушенной речью для составления общего плана коррекционно-развивающей работы с ним.

47. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

48. Принципы комплектования различных видов коррекционных групп.

49. Особенности семейного воспитания детей с речевой патологией.

50. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

 

7.5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций

 

Итоговая рейтинговая оценка по дисциплине «Психология лиц с нарушениями речи» складывается из следующих составляющих:

1) За каждую тему студент может максимально получить 10 баллов, которые включают в себя: выполнение заданий для самостоятельной работы - до 2 баллов; устный ответ и (или) выполнение проверочной работы - до 3 баллов

2) Обязательной формой текущей аттестации знаний является срезовая контрольная работа. Максимальная оценка на контрольной работе может составить 10 баллов.

3) Студентам, желающим повысить свой рейтинг, предлагаются задания повышенной сложности (творческие задания), которые максимально могут быть оценены в 20 баллов, выполнение проекта-20 баллов.

4) На зачете ответ студента может быть максимально оценен в 20 баллов.

Оценочная таблица

№ п/п Критерии оценивания Максимальное количество баллов Баллы, полученные студентом
1. Выполнение заданий для самостоятельной работы по темам:    
1.1. Психологические особенности детей с различными нарушениями речи 10  
1.2. Организационно-методические аспекты психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи 10  
1.3. Психологическая диагностика и психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи. 10  
1.4. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи. 10  
1.5. Практикум по подготовке и разработке консультаций для родителей и специалистов, работающих с лицами с недостатками речи. 10  
2. Разработка проекта 10  
3. Контрольная работа 20  
4. зачет 20  
       

 

 

Уровень сформированности компетенций определяется с помощью оценочной карты сформированности компетенций по дисциплине, представленной в приложении 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: