Интерпретация как способ гуманитаризации знания в современном обществе и образовании.




В настоящее время наблюдается все большее внимание к феномену и процессам интерпретации. Это связано прежде всего с повышением роли в современном обществе гуманитарного знания, поскольку оно центрировано на человеке и его жизни, актуальных для него экологических, экономических, социальных и психологических проблемах. Именно гуманитарное знание дает людям возможность сориентироваться в разнообразии мира, найти свое место в нем и те социальные и культурные ценности и ориентиры, которые в наибольшей мере созвучны его личности, индивидуальному стилю жизни, значимы для самопонимания и самореализации.

Гуманитарное знание многопланово и многосложно. Оно предполагает разные смыслы и понимания одного и того же явления. Это естественно, поскольку сам человек постоянно осмысливает и интерпретирует свою жизнь, себя и социальный мир, в котором он существует. Действия и поступки окружающих он видит нередко иначе, чем его близкие, а тем более чужие люди. «Каждая жизнь есть точка зрения на вселенную» (Х.Ортега-и-Гассет), и каждый человек видит свой смысл в социальных и культурных явлениях. Этот смысл – продукт его жизни в культуре и образовании, в конкретном социуме и окружении, эффект его жизненного опыта. При этом один и тот же культурный и социальный феномен, имея для каждого свой смысл, сам несет в себе многослойное значение.

Интерпретация – это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровня значений, заключенных в буквальном значении. Повышение интереса к феномену и понятию «интерпретация» в наше время связано с развитием в гуманитарных науках новых подходов к анализу социальных явлений.

Позиции «нормативного» и «интерпретативного» подходов существенно различаются.

«Нормативный» подход (например, ролевая теория), раскрывая процессы социализации, формирования системы ценностей людей, способов их поведения, ориентируется на некие «образцы», уже известные, общепринятые значения, относящиеся к утверждаемой социокультурной системе ценностей. В основе такого подхода просматривается определенная «принудительная сила».

Интерпретативный подход предполагает, что люди не просто обладают статусом с четко установленными правилами и ролевыми ожиданиями. «Они ставят смысл и значение каждой социальной роли в зависимость от личной оценки ситуации, специфических возможностей проявления роли в ситуации и от того, как сказывается на социальном взаимодействии общее определение ситуации всеми ее участниками». Иными словами, социальная деятельность людей проявляется, в частности, в создании новых значеий и смыслов как своеобразного социального продукта. Человек, следовательно, или принимает указанное ему значение объектов и процессов, или дает им свою интерпретацию, нередко вместе с другими вырабатывая новые «интерсубъективные» значения. Он, таким образом, сам создает свой мир в процессе его интерпретации и организует свои действия на основе такой интерпретации.

Видимо, общечеловеческие ценности, реалии культуры и духовной жизни в каждую эпоху имеют свою интерпретацию. По словам крупнейшего философа XX века К.Манхейма, «понимание и интерпретирование духовных реальностей прошлых эпох означают также включение этих реальностей в пространство нашего опыта». Он считает, что это «включение» может осуществляться по-разному:

─«Наивно» – когда с духовными реальностями прошлого обращаются так, будто они принадлежат современности. В культуре и в личности это проявляется в анахронизмах опыта и творчества.

─«Динамически», когда в процессе становления и развития опыт присваивает то, что ему созвучно в прошлом и представляется актуальным сегодня.

─Путем «интерпретации» разных опытов, что возможно при наличии их достаточной дифференциации.

Интерпретация как способ гуманитаризации знаний – важнейший методологический принцип образования взрослых. Интерпретация знаний, предусмотренных образовательными программами (как программами, реализуемыми в формальном образовании, так и индивидуальными программами), обеспечивает придание знаниям личностных смыслов, способствует расширению горизонта видения современных проблем, ориентирует на их решение в контексте их социальной значимости.

В процессе обучения взрослых очень важно, чтобы преподаватель познакомил обучающихся с разными возможностями интерпретации их опыта. Таким образом, преподаватель может помочь взрослым стать критическими мыслителями в постоянном процессе поиска и открытия их личностных, профессиональных, политических, культурных миров.

Современное прочтение социального и личностного смыслов знаний проявляется в выделении таких его социально-нравственных параметров, как:

─ответственность за применение знания;

─включение знания в более широкие контексты;

─знание и формирование личностно и общественно значимой системы ценностных ориентаций;

─знание как основание выбора и принятия решения во всех ситуациях жизнедеятельности (включая повседневность);

─знание и самопознание, развитие рефлексивных способностей.

Современное образование взрослых располагает достаточно большим и разнообразным опытом решения проблемы – придание знаниям личностно и общественно значимых смыслов, ориентация на личностный отклик взрослых людей, включенных в образование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: