самостоятельность в интерпретации знаний человеком.




Самостоятельность в интерпретации любых видов информации на уровне обыденного сознания и поведения человека – общеизвестный факт. Потребность в ней вызвана процессом самой жизнедеятельности человека: он ежеминутно сам принимает решения и определенным образом интерпретирует разумность этих решений и возможность использования полученных результатов. Естественно, что продуктивность такой интерпретации, такого истолкования полученных результатов зависит прежде всего от сформированности когнитивной и рефлексивной сферы личности (способностей ума и адекватности самооценок).

Современная практика образования взрослых рассматривает как один из ведущих тот тип обучения, в основе которого – интерпретация ситуаций. При этом типе обучения конкретные ситуации становятся отправной точкой для включения знания в их интерпретацию. Так, в повышении квалификации социальных работников, опекающих пожилых людей, особенно важна прикладная направленность его содержания. Они включаются в работу проблемных семинаров с ожиданием приобрести новые знания и умения, которые позволяют получить желаемый результат. Это вовсе не означает, что теоретические знания данной категории повышающих квалификацию не нужны. Однако востребуются те теоретические знания, которые могут быть «приложены» к конкретным ситуациям, с которыми ежедневно сталкиваются социальные работники. При построении образовательного процесса с этим нельзя не считаться.

Приведем примеры «связывания» ситуаций, возникающих в деятельности социального работника, с тем знанием, которое необходимо для их разрешения. Ситуации «сопровождаются» извлечениями из работ педагогов, психологов, андрагогов, использование которых обеспечивает их анализ в разных контекстах – с позиции общечеловеческого звучания; с позиции тех ценностей, которые устанавливаются в российском обществе; с позиции социальных работников, выступающих посредниками в сложных взаимоотношениях государства и социально незащищенных людей.

Для пожилых людей нашей страны травмирующим фактором выступает игнорирование их опыта, их позиции по отношению к тем изменениям, которые происходят в России; пренебрежительное отношение к ценностям, на которые они ориентировались в жизни, как со стороны молодых людей, с которыми им приходится общаться, так и со стороны людей, реформирующих Россию. Многие изпожилых ссылаются на многочисленные телепередачи, публикации, в которых их ценности цинично высмеиваются.

Журналисты, политики должны обосновывать необходимость, реформируя Россию, опираться именно на те ценности, носителями которых выступает прежде всего когорта пожилых людей. Внимательного отношения реформаторов требуют духовные ценности и стереотипные качества поведения граждан России – стойкость, терпеливость, изобретательность, желание работать сообща, признание важности государственных институтов, обращенность к высоким духовным ценностям, слабая устремленность к меркантильным сторонам жизни, удовлетворенность средним (по стандартам развитых стран) жизненным достатком.

Следовательно, в систему ситуаций, предлагаемых социальным работникам для анализа в процессе обучения, должны быть включены и ситуации, связанные с этой проблемой.

Каждая ситуация может рассматриваться на разных уровнях, а именно:

─ нормативном – через призму требований к поведению социального работника, декларированных должностными инструкциями, а также в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, разработанными в практике социальной работы;

– социально-психологическом – через анализ мотивов взаимодействия участников ситуации, присущих им установок и убеждений, ценностных ориентаций и характерных психологических особенностей, обусловленных возрастными особенностями;

─ собственно андрагогическом – посредством обсуждения выбора возможных стратегий поведения социального работника на основе психологического анализа с учетом основной цели взаимодействия – реальной поддержки и помощи, направленных на активизацию собственных внутренних ресурсов клиента и ресурсов его социального окружения;

─ личностном – ориентированном на профессиональное становление и развитие социального работника, обсуждение стратегий его поведения с точки зрения личностного профессионального роста.

Реализация интерпретативного подхода в современном образовании взрослых вносит новые акценты в постановку и решение целого ряда значимых проблем. Например, обогащаются способы воплощения принципа интеграционного согласования уже имеющихся знаний и опыта и вновь осваиваемых. Интерпретация конкретных профессиональных и жизненных ситуаций с позиций имеющегося знания проявляется в оценке адекватного понимания ситуации, обдумывания возможностей ее решения, взвешивания альтернатив, определения того, что нужно сделать. Особо можно говорить о таком позитивном образовательном эффекте, как понимание своего незнания. Согласно Я.А.Коменскому, – это источник жажды знания, начало мудрости.

Интерпретация ситуаций, осуществляемая с разных позиций (с позиции здравого смысла, с привлечением знаний из разных наук, с позиции «широкой общественности») обеспечивает включение ситуаций в контексты разного уровня, прочерчивает путь восхождения от фрагментированного знания к концептуально-обобщенному. Этот путь знания показывает его продуктивность не только применительно к рассматриваемой конкретной профессиональной ситуации, но и в анализе любых ситуаций жизнедеятельности, демонстрирует потенциал закона «расширения горизонта» (Х.-Г.Гадамер).

Использование интерпретативного подхода вносит новые акценты и в проблему гуманитаризации образования. Включение в интерпретационное поле ситуации знаний придает им общечеловеческий, гуманитарный смысл.

Новое прочтение приобретает и проблема интеграции знаний. Размещенные «беспорядочно» в интерпретационном поле, они интегрируются самим взрослым, делая процесс интеграции естественным, востребованным личностью, проявляющим многообразие смыслов ситуации и способствующим успешному ее разрешению.

В науках об образовании и образовательной практике широкое распространение получил личностно ориентированный подход. Введение в образование такой познавательной процедуры, как интерпретация согласуется со стратегией личностно ориентированного образования: в процессе интерпретации взрослый человек сам определяет, какое именно знание окажется значимым для него, какое незнание он сочтет необходимым устранить для успешного решения в практике ситуации, аналогичной интерпретируемой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: