Обзор образовательных Интернет-ресурсов




Iowa State University. e-Library

Evaluating Websites: Information Literacy Guide

 

Оценка веб-сайтов

Оценка веб-страниц и веб-сайтов — это необходимая часть исследовательского процесса и средство развития вашего критического мышления. При этом следует ответить на ряд основных вопросов.

Авторство «Автором» может быть человек или организация · Кто автор веб-сайта? · Каковы полномочия автора? Каков его авторитет в данной области? Он – студент? Профессор? Ваш сосед? · Автор – это организация? Что вы знаете (или можете узнать) об этой организации? Каковы её цели?
Точность, правильность Информация должна быть оценена как точная и проверяемая перед тем, как вы используете её в вашем собственном исследовании · Хорошо ли сайт отредактирован? Есть ли опечатки и ошибки правописания? Написан ли он в стиле, соответствующем теме и предполагаемой аудитории? · Не используйте информацию немедленно: вам нужно время для того, чтобы справиться с другими источниками (включая не-Интернет) и полностью проверить её точность. · Соответствует ли информация на сайте остальной собранной вами информации? Есть ли разногласия с другими источниками? · Даёт ли автор способ проверки информации на этом сайте? Сноски, цитаты, библиографические списки?
Срок действия Посмотрите как на дату публикации, так и на дату обновления, а также на даты цитируемых источников. · Эта веб-страница обновляется/поддерживается? · Когда страница была написана? Когда она в последний раз обновлялась или исправлялась? · Насколько современна эта информация? Удовлетворяет ли она вашим нуждам? Обратите внимание, что сайт, созданный в мае 2013 года, может содержать информацию 1975 года) · Помните, что «последнее обновление» может означать любое изменение страницы, включая исправление стиля оформления, например, цвета, фона, добавление запятых, но не касаться существенных изменений в содержании.
Содержание Информация веб-сайта соответствует теме вашего исследования? · Насколько детализирована информация: даны только основы или подробное изложение? · Полностью ли раскрыта тема? Не пропущена ли важная информация? Предлагается ли более одной точки зрения? · Не является ли веб-сайт частью бо́льшего документа? Иногда нужно взглянуть не на одну страницу, чтобы составить полную картину. · Есть ли библиографический список или ссылки на другие источники информации по теме? Как выбраны эти ссылки? Упомянутые источники надёжны? · Как содержание соотносится с остальными ресурсами (книгами, журнальными статьями, другими веб-сайтами) по этой теме?
Цель Цель веб-сайта должна быть ясна. Помните, что некоторые сайты представляют то или иное мнение как факт для того, чтобы выгоднее торговать или склонять к выбору услуги. · Сайт представляет факт или мнение? · Какова цель сайта? Информировать? Продавать? Убеждать? · Объективен ли сайт, описывает ли он все аспекты темы? Предвзятость не обязательно служит причиной отказа от источника, но следует её учитывать. · Кто является предполагаемой аудиторией сайта? Продвинуты исследователи в данной области? Школьники? Члены некоей организации или последователи какой-нб теории? · Есть ли реклама на сайте? Влияет ли она на содержание?
Дизайн Оформление, выбор картинок и медиа-файлов часто влияют на профессиональную надёжность веб-сайта. · Какой вид информации – текстовая, визуальная, звуковая – представляет веб-страница? Помогает или мешает это полезности страницы и доходчивости её информации? · Замедляют ли картинки и медиа-файлы загрузку страницы или навигацию по сайту? · Работают ли все компоненты дизайна? Или есть картинки, звуковые файлы и пр., которые не воспроизводятся? · Не нуждается ли веб-сайт в дополнительном программном обеспечении для чтения, просмотра, печати или прослушивания ресурсов, связанных с этой страницей? Это дополнительное ПО находится в свободном доступе или его следует приобретать?

 

https://instr.iastate.libguides.com/content.php?pid=7930

Scholarly Journals & Popular Magazines: Information Literacy Guide

 

Оценка журналов

Как распознать научный и научно-популярный журнал? Это необходимо в исследовательском процессе и развивает навыки критического мышления. Вот несколько пунктов, которые отличают два эти типа журналов.

Авторитетность Научные журналы представляют авторов и их академические звания; популярные журналы не всегда упоминают авторов. · Научные статьи ясно и явно перечисляют авторов с указанием их регалий (степеней, должностей и пр.) · Авторы научных статей чаще всего связаны с академическим или исследовательским институтом. · Читателю доступен адрес для связи с автором в его институте (университете). · Статьи в популярных журналах часто не подписаны, редко представляют степени и должности авторов и никогда не предоставляется специальный адрес для контактов с автором.
Цитирование Статьи в научных журналах (НЖ) включают сноски, ссылки, библиографические списки; статьи в популярных журналах (ПЖ) редко это делают. · Статьи в НЖ показывают источники информации, которые были использованы, прочтены или процитированы. · Статьи в НЖ практически всегда содержат сноски или ссылки. · Статьи в ПЖ могут указывать источники непрямым или неформальным способом или вообще их не упоминать.
Содержание Статьи в НЖ фокусируются на исследованиях; ПЖ делают акцент на текущих событиях (темах), имеющих общественный интерес и включают много рекламы потребительских товаров/услуг. · Статьи в НЖ идут далее «общих вопросов» и написаны для экспертов в данной области, тех, кто уже знаком с темой и её развитием. · Стиль научных статей может быть техническим и детализированным, они используют специальную лексику, свойственную данному предмету. · Статьи в НЖ часто длинные и сложные. · Научные публикации не содержат рекламу в большом количестве. Там она может занимать крайне ограниченное место. · Популярные статьи обычно сосредотачиваются на том, чтобы развлечь, познакомить в общих чертах с чем-то необычным или интересным; их стиль обычно лёгок для понимания.
Рецензирование Статьи в НЖ рецензируются экспертами в данной области на предмет исследовательской точности и научной ценности перед публикацией; ПЖ совсем не так строги. · НЖ явно указывают редакторов или редакционную коллегию и их принадлежность к академическому миру. · НЖ часто специально указывают, что являются рецензируемыми журналами; это означает, что независимые эксперты прочитывают и оценивают каждую статью перед тем, как дать рекомендацию к публикации. · НЖ часто определяют оформительские требования к публикации. · НЖ часто публикуются академическим институтом или научным сообществом. · ПЖ редко указывают на редакционное рецензирование.
Места продажи То, где вы нашли публикацию, может быть ключом. Бывает трудно найти НЖ за пределами научных библиотек; ПЖ, как правило, гораздо легче найти. · Некоторые НЖ можно найти в продаже в больших академических книжных магазинах; с другой стороны, они обычны в фондах научных библиотек. · ПЖ могут быть найдены во многих местах, включая обычные магазины, супермаркеты, киоски печати, книжные магазины и т.д. · Публичные библиотеки часто содержат ПЖ, но редко – НЖ.
Частота публикаций НЖ обычно выходят два или четыре раза в год; ПЖ могут публиковаться ежедневно, еженедельно, ежемесячно. · ПЖ обычно публикуются очень часто: еженедельно или ежемесячно – помните, что их цель: развлечение, новости, общедоступные знания по интересным вопросам. · НЖ обычно выходят несколько раз в год – их цель: обеспечивать исследование специальных областей знания. · Независимое рецензирование задерживает публикацию статьи в НЖ: нужно время на чтение, оценку, критику статьи.
Регистрация как СМИ В РФ журнал (и электронный в том числе) должен строить свою деятельность с соответствии с ФЗ о СМИ · Российский журнал должен быть зарегистрирован как СМИ и иметь соответствующую лицензию. Если журнал имеет и бумажную, и электронную версию, у него должно быть две лицензии – ПИ (печатное издание) и ЭЛ (электронное издание) · Проверить наличие регистрации можно на сайте Роскомнадзора в реестре зарегистрированных СМИ
Внешний вид Оформление НЖ опирается на текст, графики, диаграммы, таблицы; ПЖ используют большое количество цветных фотографий людей, продуктов, разнообразных пейзажей. · Внешний вид – это чёткое указание на аудиторию, на которую рассчитано издание и его цели. · НЖ в большинстве случаев (кроме журналов, посвящённых искусству и дизайну) содержат, в основном, текст. · Титульный лист НЖ часто используется под оглавление и список авторов; он может иметь небольшие отличительные особенности, повторяющиеся в каждом издании; оглавление нужно, чтобы привлечь научный интерес. · ПЖ отличают крикливые, блестящие обложки с фотографиями знаменитостей или чем-то другим; оглавление может быть представлено в яркой, броской манере, призванной привлечь внимание и обеспечить продажи.

 

 

Обзор образовательных Интернет-ресурсов

1) Тематические каталоги = информационно-справочные системы, подготовленные вручную редакторами этих систем на основе информации, собранной в Интернете.

 

Имеют тематические разделы и функции поиска.

Например: www.kinder.ru — каталог детских ресурсов.

 

2) Коллекции ссылок (закладок), созданные пользователями сети, или социальные поисковые системы

 

Например:

https://www.bobrdobr.ru – БобрДобр (русский интерфейс: сервис социальных закладок);

https://Del.icio.us – Делишес (английский интерфейс)

https://moemesto.ru/ – МоёМесто (русский интерфейс: сервис интернет-закладок и хранения файлов)

https://www.flexum.ru – социальная поисковая система: искать полезные ссылки вместе с «соавторами» и «друзьями».

 

Сервисы социальных закладок позволяют:

1) хранить закладки (с комментариями и ключевыми словами!) на веб-сайты (добавлять с любого компьютера);

2) получать доступ к закладкам с любого компьютера;

3) систематизировать закладки с помощью меток-категорий (тэгов);

4) обмениваться закладками с друзьями.

 

Успех работы с каталогами, коллекциями или поисковыми системами напрямую зависит от умения пользователя анализировать информацию, в частности, умения выделять ключевые слова.

 

3) Электронные библиотеки

Книги появляются быстро, доступны всем одновременно (нет очередей), быстро найти; но! — опечатки + нарушение авторских прав

Например:

www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова;

https://orel.rsl.ru/ — открытая русская электронная библиотека;

https://www.fictionbook.ru — электронная библиотека FictionBook

 

4) Электронные журналы и газеты

 

Например: www.aif.ru — ИД «Аргументы и факты»;

www.1september.ru — ИД «1 сентября»

 

5) Электронные энциклопедии и словари

 

Например: www.krugosvet.ru — энциклопедия «Кругосвет»; https://lingvo.abbyyonline.com/ru — для тех, кто переводит с иностранного языка (Группа компаний ABBYY);

https://gramota.ru — словари русского языка (Справочно-информационный портал «Русский язык», при фин. поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям)

 

6) Коллекции медиа-ресурсов (аудио, видео, фото)

 

Например: www.bards.ru; https://flamber.ru; fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)

 

7) Образовательные порталы

 

Например: www.edu.ru – Российское образование. Федеральный образовательный портал: учреждения, программы, стандарты

https://cifra.school/ — Моя школа в online

 

8) Сайты министерств и ведомств

 

Например: https://edu.gov.ru/ — Министерство просвещения РФ

 

9) Сайты университетов, колледжей, школ

 

Например: yspu.org — ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; msu.ru — МГУ им. М.В. Ломоносова

 

10) Сайты научных конференций

 

Например: https://tm.ifmo.ru/ — XII Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика'2005" (плюс материалы 2002, 2003, 2004 годов)

 

11) Сайты международных организаций

 

Например: www.unesco.ru — ЮНЕСКО

 

12) Электронные базы данных (патенты РФ)

13) Интернет-олимпиады и конкурсы

14) Он-лайн тесты

Например: https://fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (подготовка к ЕГЭ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: