4.1 Производительность.
Производительность определяется количеством продукции, выраженной в определенных единицах измерения, которую машина вырабатывает или перемещает за единицу времени.
Различается три категории производительности:
конструктивная (теоретическая); техническая; эксплуатационная.
Техническая и эксплуатационная производительности являются фактическими производительностями.
Теоретическая (конструктивная) – максимально возможная производительность машины, полученная за 1 ч непрерывной работы (м3/ч; т/ч) при расчетных условиях работы: скоростях рабочих движений, нагрузках на рабочий орган с учетом конструктивных свойств машины.
При этом все факторы, связанные с потерей времени и материала, отсутствуют.
Для машин периодического действия
Пк = q n или Пк = q n r,
где q – расчетное количество материала, вырабатываемого машиной за один цикл работы, м3; n – расчетное число циклов работы машины (n = 1/Т, где Т – время цикла, с); r - плотность материала, кг/м3.
Для машин непрерывного действия при перемещении насыпных материалов сплошным непрерывным потоком
Пк = А u или Пк = А u r,
где А – расчетная площадь поперечного сечения потока материала, неизменная на всем пути перемещения; u – расчетная скорость движения потока.
При перемещении штучных грузов и материалов отдельными порциями
Пк = m u / i или Пк = q u r / i,
где m – масса груза; q – количество материала в одной порции; i – среднее расстояние между центрами грузов.
Техническая (технологическая) – максимально возможная фактическая производительность машины, которая может быть достигнута в конкретных производственных условиях данным типом машины с учетом конструктивных свойств и технического состояния машины, высокой квалификации машиниста и наиболее совершенной организации выполняемого машиной технологического процесса за единицу времени непрерывной работы.
Для машин с ковшовым рабочим органом:
Пт = Пк (kн / kр) k v,
где kн – коэффициент наполнения ковша (kн=0,9…1,3); kр – коэффициент разрыхления грунта в ковше (kр=1,12…1,4 – для талых, kр=1,5…1,7 – для мерзлых); kv – коэффициент, учитывающий возможное снижение скорости рабочим органом или машиной.
Эксплуатационная производительность, определяемая реальными условиями использования машины с учетом неизбежных перерывов в ее работе, квалификации машиниста и может быть часовой, сменной, месячной и годовой
Пэ = Пт kв.см kм,
где kв.см – коэффициент использования машины по времени, учитывающий перерывы на тех. обслуживание и ремонт машины, смену рабочего оборудования, передвижку машины по территории объекта, потери времени по метеорологическим условиям, отдых машиниста и т.д.; kм = 0.85…0.95 – коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста и качество управления.
Коэффициент использования машины по времени
kв.см = (Тсм - S tп) / Тсм,
где Тсм – продолжительность смены; Stп – суммарное время перерывов в работе машины за смену.
Годовая эксплуатационная производительность
ПГ = ПЭТГ kпр,
где ТГ - количество часов работы машины за год, kпр - коэффициент учитывающий потери рабочего времени, которые не учитывались при нахождении часовой ПЭ
4.2. Оценка экономической эффективности
Себестоимость изделия:
С = СМ + SСЦ,
где СМ - затраты на основные материалы руб/шт, SСЦ – затраты на обработку изделия в каждом цехе, руб/шт.
Капитальные затраты на изготовление техники:
Зк = [С + (Кн.к + Кф)] kб,
где К н.к – затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, руб./шт.; kб – коэффициент, учитывающий затраты на доставку и монтаж машины (kб =1,09, kб=1,12), Кф – капитальные вложения в производственные фонды, руб./шт.
Капитальные вложения в производственные фонды:
Кф = (Ф / Ст. п) С kп,
где Ф – стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.; С т.п – себестоимость товарной продукции завода, тыс. руб.; kП – поправочный коэффициент, учитывающий удорожание или удешевление основных производственных фондов.
Приведенные затраты (за год) и удельные приведенные затраты (за единицу продукции) - наиболее обобщенные измерители суммарных затрат, учитывающие затраты в сфере создания и в сфере эксплуатации техники:
Z = U + Зк (Р + Ен) + Ен Кэ и Zуд = Z / ПГ,
где U — суммарные годовые текущие затраты потребителя, связанные с эксплуатацией техники без учета отчислений на ее восстановление (реновацию), руб./год; Р — отчисления на реновацию техники в долях от капитальных затрат; Кэ — сопутствующие капитальные вложения, связанные с эксплуатацией техники (затраты на строительство стоянок для хранения техники, постов технического обслуживания; шахт для лифтов и т. д.), руб, Ен =1 / tок (здесь tок – срок окупаемости продукции) – нормативный коэффициент эффективности (Ен =0,15 – для ПСДМ).
Экономический эффект (руб./ед. продукции) для одной машины можно определить по разности между приведенными затратами для базовой и новой машины:
Э = (Z’уд - Z’’уд) П’’Г
где Z’уд и Z’’уд – удельные приведенные затраты соответственно по базовой технике и новой технике; П’Г и П’’Г – годовая эксплуатационная производительность соответственно по базовой технике и новой технике, ед. продукции/год