Технико-экономические показатели




4.1 Производительность.

Производительность определяется количеством продукции, выраженной в определенных единицах измерения, которую машина вырабатывает или перемещает за единицу времени.

Различается три категории производительности:

конструктивная (теоретическая); техническая; эксплуатационная.

Техническая и эксплуатационная производительности являются фактическими производительностями.

Теоретическая (конструктивная) – максимально возможная производительность машины, полученная за 1 ч непрерывной работы (м3/ч; т/ч) при расчетных условиях работы: скоростях рабочих движений, нагрузках на рабочий орган с учетом конструктивных свойств машины.

При этом все факторы, связанные с потерей времени и материала, отсутствуют.

 

Для машин периодического действия

Пк = q n или Пк = q n r,

где q – расчетное количество материала, вырабатываемого машиной за один цикл работы, м3; n – расчетное число циклов работы машины (n = 1/Т, где Т – время цикла, с); r - плотность материала, кг/м3.

 

Для машин непрерывного действия при перемещении насыпных материалов сплошным непрерывным потоком

Пк = А u или Пк = А u r,

где А – расчетная площадь поперечного сечения потока материала, неизменная на всем пути перемещения; u – расчетная скорость движения потока.

При перемещении штучных грузов и материалов отдельными порциями

Пк = m u / i или Пк = q u r / i,

где m – масса груза; q – количество материала в одной порции; i – среднее расстояние между центрами грузов.

 

Техническая (технологическая) – максимально возможная фактическая производительность машины, которая может быть достигнута в конкретных производственных условиях данным типом машины с учетом конструктивных свойств и технического состояния машины, высокой квалификации машиниста и наиболее совершенной организации выполняемого машиной технологического процесса за единицу времени непрерывной работы.

Для машин с ковшовым рабочим органом:

Пт = Пк (kн / kр) k v,

где kн – коэффициент наполнения ковша (kн=0,9…1,3); kр – коэффициент разрыхления грунта в ковше (kр=1,12…1,4 – для талых, kр=1,5…1,7 – для мерзлых); kv – коэффициент, учитывающий возможное снижение скорости рабочим органом или машиной.

Эксплуатационная производительность, определяемая реальными условиями использования машины с учетом неизбежных перерывов в ее работе, квалификации машиниста и может быть часовой, сменной, месячной и годовой

Пэ = Пт kв.см kм,

где kв.см – коэффициент использования машины по времени, учитывающий перерывы на тех. обслуживание и ремонт машины, смену рабочего оборудования, передвижку машины по территории объекта, потери времени по метеорологическим условиям, отдых машиниста и т.д.; kм = 0.85…0.95 – коэффициент, учитывающий квалификацию машиниста и качество управления.

Коэффициент использования машины по времени

kв.см = (Тсм - S tп) / Тсм,

где Тсм – продолжительность смены; Stп – суммарное время перерывов в работе машины за смену.

 

Годовая эксплуатационная производительность

ПГ = ПЭТГ kпр,

где ТГ - количество часов работы машины за год, kпр - коэффициент учитывающий потери рабочего времени, которые не учитывались при нахождении часовой ПЭ

 

4.2. Оценка экономической эффективности

Себестоимость изделия:

С = СМ + SСЦ,

где СМ - затраты на основные материалы руб/шт, SСЦ – затраты на обработку изделия в каждом цехе, руб/шт.

Капитальные затраты на изготовление техники:

Зк = [С + (Кн.к + Кф)] kб,

где К н.к – затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, руб./шт.; kб – коэффициент, учитывающий затраты на доставку и монтаж машины (kб =1,09, kб=1,12), Кф – капитальные вложения в производственные фонды, руб./шт.

Капитальные вложения в производственные фонды:

Кф = (Ф / Ст. п) С kп,

где Ф – стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.; С т.п – себестоимость товарной продукции завода, тыс. руб.; kП – поправочный коэффициент, учитывающий удорожание или удешевление основных производственных фондов.

 

Приведенные затраты (за год) и удельные приведенные затраты (за единицу продукции) - наиболее обобщенные измерители суммарных затрат, учитывающие затраты в сфере создания и в сфере эксплуатации техники:

Z = U + Зк (Р + Ен) + Ен Кэ и Zуд = Z / ПГ,

где U — суммарные годовые текущие затраты потребителя, связанные с эксплуатацией техники без учета отчислений на ее восстановление (реновацию), руб./год; Р — отчисления на реновацию техники в долях от капитальных затрат; Кэ — сопутствующие капитальные вложения, связанные с эксплуатацией техники (затраты на строительство стоянок для хранения техники, постов технического обслуживания; шахт для лифтов и т. д.), руб, Ен =1 / tок (здесь tок – срок окупаемости продукции) – нормативный коэффициент эффективности (Ен =0,15 – для ПСДМ).

 

Экономический эффект (руб./ед. продукции) для одной машины можно определить по разности между приведенными затратами для базовой и новой машины:

Э = (Z’уд - Z’’уд) П’’Г

где Z’уд и Z’’уд – удельные приведенные затраты соответственно по базовой технике и новой технике; П’Г и П’’Г – годовая эксплуатационная производительность соответственно по базовой технике и новой технике, ед. продукции/год

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: