Эксплуатационные расходы предприятия.
Все затраты(расходы) предприятия делятся на две группы текущие и капитальные.
Капитальные затраты связаны с основными средствами предприятия их реновацией, модернизацией, реконструкцией и расширением производства.
Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость – один из важнейших показателей коммерческой деятельности предприятий. Они состоят из стоимости используемых в производстве продукции основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных расходов.
Затраты железных дорог связанные с перевозкой грузов пассажиров, багажа и почты принято называть эксплуатационными расходами.
Они составляют наибольший удельный вес в текущих расходах железнодорожных предприятий по основным видам хозяйственной деятельности.
На железнодорожном транспорте учет расходов ведется согласно «Номенклатуре расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта» по целевому назначению (статьям номенклатуры) и экономическим элементам (элементам затрат).
Классификация расходов.
Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости.
Затраты принято классифицировать по ряду признаков:
· по видам деятельности;
· по роли в процессе производства;
· по способу включения в себестоимость;
· по способу учета;
· по срокам использования в производстве;
· по методам планирования;
· по зависимости от изменения объема работ
|
В зависимости от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности),
- прочие расходы, в состав которых включаются внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы.
По связи с производственным процессом расходы подразделяются на основные, непосредственно вызываемые процессом перевозок, и общехозяйственные, т.е. расходы по обслуживанию производства и управлению.
Основные расходы, в свою очередь, делятся на основные специфические для каждого места возникновения затрат и основные общие для всех мест возникновения затрат.
В основные специфические расходы включаются расходы, связанные либо с определенным видом работ, либо с содержанием отдельных видов технических средств. Они в свою очередь группируются по таким признакам как: статьи затрат, укрупненные виды работ, отраслеые хозяйства, видам деятельности.
Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы: общехозяйственные расходы без расходов по содержанию аппарата управления и расходы по содержанию аппарата управления.
В Номенклатуре расходов, утвержденной в 2003 г., предусмотрена группировка расходов по следующим шести основным видам деятельности:
– грузовые перевозки;
– предоставление услуг инфраструктуры;
– предоставление услуг локомотивной тяги;
– пассажирские перевозки в дальнем следовании;
– пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
– ремонт подвижного состава.
|
Для осуществления группировки по видам деятельности статьи Номенклатуры предварительно объединяют в группы – укрупненные виды работ (УВР). Особенностью УВР является то, что при определении "полных" расходов основного вида деятельности они могут объединяться с частью других УВР.
В соответствии с экономическим содержанием расходы группируются по следующим элементам затрат:
– затраты на оплату труда – любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления и т.п.;
– взносы во внебюджетные фонды – затраты по начислению взносов на пенсионное, медицинское и социальное обеспечение.
– материальные затраты – стоимость приобретаемых различного рода материалов и топливно-энергетических ресурсов, а также расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями.
Элемент «материальные затраты» состоит из следующих групп:
материалы;
топливо;
электроэнергия;
прочие материальные затраты;
– амортизация – сумма амортизации основных средств и нематериальных активов;
– прочие затраты – другие затраты, входящие в состав себестоимости
продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат (различные налоги, сборы, затраты на командировки, арендные и лизинговые платежи, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и др .).
|
Реальный состав и структура затрат на производство зависят от условий производства, формы собственности, соотношения материальных, трудовых и других факторов. Кроме того, следует обратить внимание на различие в понятиях расходы и затраты.
Расходы относятся к операционной деятельности предприятия и к его денежному потоку, поскольку возникают в процессе его текущей операционной деятельности и требуют для своей оплаты денежных средств.
Таким образом, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников. При этом расходы принято подразделять на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы (в том числе: операционные, внереализационные, чрезвычайные).
Затраты являются бухгалтерской категорией, с денежным потоком не связаны и служат элементами формирующими показатель себестоимости.
Таким образом, согласно российскому бухгалтерскому законодательству только часть расходов предприятия включаются в себестоимость производимой продукции, а часть таковыми не являются. В то же время в себестоимость включаются некоторые затраты не связанные непосредственно с выплатами денежных средств и следовательно не являющимися расходами. Это амортизационные отчисления и другие затраты связанные с финансовой и инвестиционной деятельностью.
Себестоимостью принято называть как затраты на весь объем продукции конкретного вида - полная себестоимость так изатраты приходящиеся на единицу продукции просто - себестоимость.
На практике полную себестоимость продукции чаще называют расходами или затратами В Российской практике все расходы по способу отнесения на себестоимость принято подразделять на прямые и косвенные.
Прямые расходы относятся на себестоимость непосредственно из учетных документов, а косвенные распределяются по видам продукции в зависимости от принятой предприятием методики, т.е. расчетным путем.
В экономике развитых стран, широко используется другой вариант учета прямых затрат, классическая система - директ – костинг. Эта система предполагает иную группировку с выделением переменных (производственных) и постоянных затрат.
К переменным относятся затраты величина которых изменяется при изменении объема производства: затраты на сырье, материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы.
В зависимости от степени влияния темпов роста, объема производств на те или иные элементы переменных затрат они, в свою очередь подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные.
К постоянным затратам принято относить такие элементы, величина которых не меняется с изменением объема производства, например начисленная амортизация основных фондов, арендная плата, проценты за пользование кредитами, некоторые виды заработной платы руководителей и другие.
Деление затрат на постоянные и переменные достаточно условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный характер. Однако недостатки условности разделения перекрываются аналитическими возможностями системы директ – костинг.
Наиболее важные аналитические возможности следующие:
· оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию;
· расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;
· оценка эффективности принятия дополнительного заказа;
· оценка эффективности производства(приобретения) полуфабрикатов;
Деление затрат на переменные и постоянные существенно при анализе безубыточности и производственного левериджа. Под производственным (операционным) левериджем понимается соотношение постоянных и переменных затрат за определенный период.
Таким образом, в состав эксплуатационных расходов включают как переменные (зависящие от объема работ или перевозок), так и постоянные (накладные) затраты. Алгебраически это можно представить в следующем виде:
y = a + bx
где y –общая сумма затрат.
а – сумма постоянных затрат
b – ставка переменных расходов на ед. объема работ (перевозок).
х – объем работ (перевозок).
Следовательно переменные затраты увеличиваются пропорционально увеличению объема работ, а постоянные затраты остаются неизменными в течение определенного времени.
При расчете себестоимости единицы продукции- эта зависимость имеет следующий вид:
Соответственно и в себестоимости единицы продукции переменные затраты растут, а постоянные затраты в единице себестоимости не изменяются. Таким образом, при увеличении объема работ себестоимость единицы продукции снижается, за счет экономии на независящих от объема работ расходов.
Зависимость между объемом работ(перевозок), доходами, затратами и прибыльно графически можно изобразить следующим образом рис. 1
|
|
Рис. 1
Где К – точка безубыточности
По такому графику можно установить, объем перевозок при котором предприятие получит прибыль, и при каком ее не будет. Можно определить и точку, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции. Она получила название точки безубыточного объема реализации или точки окупаемости затрат или порога рентабельности, ниже которой производство будет убыточным.
Себестоимость перевозок – комплексный показатель, качества работы и один из важнейших показателей финансового состояния предприятия. Снижение себестоимости – важнейшее условие роста эффективности производства и улучшения финансовых результатов. В ней находят отражение все стороны деятельности предприятия. При планировании и учете расходов предприятия необходимо в зависимости от объема производства все затраты разделить на постоянные, не зависящие от динамики объема производства и переменные затраты зависящие от объема производства. Это сложная и трудоемкая задача так как доля зависящих от объема работ расходов неодинакова для различных структурных подразделений предприятия. Так, например, для дороги в целом доля зависящих от объема перевозок расходов оценивается в 60%,а для отдельных структурных подразделений это может быть от10% до 80%.
Единого методического подхода к решению этого очень важного вопроса, в настоящее время нет, и это существенно затрудняет планирование управление и анализ расходов
Изучение структуры затрат на производство по статьям затрат, элементам затрат, изделиям, центрам затрат или видам деятельности является одним из важнейших направлений анализа себестоимости перевозок.
Группировки затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, в каких размерах и на какие цели были израсходованы ресурсы. Такая группировка необходима для исчисления себестоимости, что особенно важно при большой номенклатуре выпускаемой продукции, (перевозимых грузов), а также для установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоёмкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат.
Группировка затрат по видам деятельности. – деление затрат наосновную и подсобно-вспомогательную деятельность
Исходя из выше сказанного общая сумма расходов предприятия (железных дорог) Еэ может быть определена несколькими способами:
· как сумма расходов по основной и подсобно- вспомогательной деятельности;
· к сумма постоянных - Епос и переменных расходов - Епер.
Еэ=Епост+Епер
· сумма расходов по элементам затрат
Еэ = Ефот+Емат+Еаморт+Епр
где Ефот – расходы по фонду оплаты труда
Емат- материальные затраты
Еаморт- затраты на амортизацию
Епр- прочие расходы
· произведение объема работ по каждому виду выпускаемой продукции Qi на себестоимость единицы продукции Ci.
По перевозкам это произведение грузооборота на себестоимость 10ткм и пассажирооборота на себестоимость 10пассажиро-км
или произведение приведенной продукции на себестоимость
где
-общая сумма эксплутационных расходов
- приведённые ткм.
-себестоимость приведённых ткм.
Себестоимость продукции, работ, услуг (перевозок) это затраты приходящиеся на единицу объему работ.
На железнодорожном транспорте при расчете себестоимости принят измеритель 10 т км, 10 пасс. км и 10 приведенных ткм. и при расчете это надо учитывать.
Используя эту модель, исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются независимо друг от друга, т. е. взаимосвязь объема перевозок и себестоимости не учитывается. Но так, как расходы по-разному связаны с объемом работ, то принято выделять эксплуатационные расходы (переменные) зависящие от изменения работ и независящие (условно постоянные) и формула для планирования себестоимости при изменении объема работ будет иметь следующий вид:
Соответственно при изменении объема работ будут расти не все расходы, а только зависящая от объема работ часть расходов часть. Следовательно, увеличение объема перевозок приводит к снижению себестоимости за счет экономии на постоянных расходах.
И, наоборот, при снижении объема перевозок себестоимость увеличивается.
Снижение себестоимости перевозок работ и услуг приводит к росту прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. На себестоимость перевозок влияет помимо объема перевозок целый ряд факторов таких как: структура перевозок по видам перевозок, типам тяги; цены на топливо, электроэнергию, материалы; процент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм; качественные показатели использования подвижного состава. Изменения в структуре и величине затрат и себестоимости влияют четыре группы факторов: объемные, нормативные, ценовые, и качественные.
Основными источниками резервов себестоимости являются:
-увеличение объема производства за счет более полного использования производственных мощностей.
-сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда.
-экономия материалов, электроэнергии, топлива, оборудования.
-сокращение непроизводительных расходов и производственного брака.
Вместе с тем это могут быть и особенности учетной политики и договорная практика предприятий в отношениях с поставщиками и потребителями и другие факторы, анализ которых достаточно сложен и во многом субъективен, но может привести к существенному снижению себестоимости.
Основные методы расчета себестоимости
1. По единичным расходным ставкам
2. По статьям затрат
3. По элементам затрат
4. По укрупненным расходным ставкам (на 1 час простоя вагонов на станциях).
5. По коэффициентам влияния (корректировка отдельных частей базисной себестоимости на соответствующий коэффициент изменения измерителя для каждой части.
6. По изменению удельных весов статей или элементов затрат (корректируется удельный вес отдельных частей себестоимости).