Факультативное занятие
«Путешествие в мир сказки»
Класс
Н. В. Божко, учитель высшей категории
ГУО «СШ № 3 г. Пружаны»
Тема. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок»
Цели:
- создать условия для раскрытия идейно-образного содержания сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;
- способствовать развитию речи, мышления, памяти, аналитико-синтетических навыков учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;
- содействовать воспитанию интереса к чтению.
Содержание урока | Номер слайда |
1. Организационный момент.
– Жило-было на свете Солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало шире двери своего домика, а его детки — Солнечные Лучики — отправлялись в гости на лесные поляны, луга, поля, чтобы повеселить их. И там, где они к чему-нибудь прикасались, становилось светлее и радостнее. Всем деткам Солнышко дарило добрую, нежную, лучистую улыбку. Давайте и мы подарим друг дружке улыбку, чтобы стать добрее, ласковее, внимательнее. Ведь от улыбки всё оживает, светится нежностью, красотой и добротой!
2. Вступительная беседа.
– Солнышко путешествует по свету. Оно осветило для нас сказочную страну Х. К. Андерсена. Тема нашего занятия Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок». Сегодня на занятии мы познакомимся с новой сказкой. Узнаем, кто её герои, познакомимся с характером и привычками её жителей. И, наверное, вам интересно будет узнать, каким человеком был знаменитый датский сказочник.
![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() |
5. Выборочное чтение. Составление характеристики героев. – Давайте прочитаем, как начинается сказка – А вы были за городом? – Что хотел показать автор этими строчками? Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок. – Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок? Найдите в тексте. - Как вы понимаете слово гадкий? – Давайте посмотрим в словаре. Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение. – Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни. – Утёнок родился, что про него говорят? Какой он? Утёнок · гадкий · ужасный урод – Кто про него так сказал? – Должна ли была мама утка так говорить? – Что оправдывает её? (То, что она мачеха, утёнок не её сын.) – Как можно назвать этот этап жизни утёнка? · не такой как все. Давайте добавим это в характеристику. – Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве) – Как утята учились плавать? – Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. – Почему засомневалась утка? (Утёнок хорошо плавал.) – Что добавим ещё в характеристику утёнка? (Хорошо плавает.) Утёнок · гадкий · ужасный урод · не такой как все · хорошо плавает – Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по-другому называет утка птичий двор? Прочитайте. – Как вы понимаете слово общество? – Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову С. И. Ожегов. Общество – круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. – Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он? – Давайте дополним нашу характеристику · большой и несуразный · бедняга · слишком велик – Что сказала мама утка? · некрасив, но у него доброе сердце – Как относились к серому утёнку жители двора? – Почему они так относились? – Имели ли они все на это право? – Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по– другому? – Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?– Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте. – Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (Дело не в утке, а в обитателях птичьего двора.) – Почему убежал утёнок с птичьего двора? – Как вы думаете, почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу? – Как можно назвать этот этап жизни утёнка? Унижение. – Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему? – Куда убежал утёнок с птичьего двора? (На болото.) – Что– то изменилось в его жизни? – Что сказали про него дикие утки? Найдите в тексте? – Он опять почувствовал себя отверженным. – Как говорят о нём гуси? (Ты такой чудной, забавен.) – Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию? Когда? Найдите в тексте. – Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество) – Какой ещё этап жизни мы проследили? Одиночество. – Какой выход нашёл для себя утёнок? – Куда он убежал? Найдите эту часть в тексте. 6. Чтение по ролям. – Давайте прочитаем её в лицах. – Сколько нам потребуется человек? (Автор, курица, утёнок, старуха, кот.) – Какими были кот и курица? – Постарайтесь при чтении передать интонацию героев. – Что дают понять утёнку курица и кот? (Если не можешь нести яйца, тебе здесь не место.) – Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? (Ограничен в свободе.) – Какой этап жизни утёнка мы проследили? Ограничение в свободе. Непонимание. – Куда уходит утёнок? (Куда глаза глядят.) – Что пришлось испытать утёнку? (Голод, холод.) – Какой ещё выделим этап жизни утёнка? Холод, голод. – Почему, увидев красивых птиц, утёнок не позавидовал им? – Что ещё можно добавить в характеристику героя? не завистлив – Что испытывал утёнок, перенеся такие тяжёлые жизненные испытания, увидев красивых птиц? – Что произошло с наступлением зимы? – Как назовём этот этап жизни утёнка? Чуть не умер. – Почему утёнок ушёл от крестьянина? (Потерял веру в добро.) – Ребята, а как вы считаете, почему автор не описывает всех мучений и страданий, которые перенёс утёнок в эту зиму? Учитель: но вот пришла весна. Найдите в тексте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? – Как можно назвать этот этап жизни? Желание умереть. – Кем стал утёнок? – Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте. – Какой он теперь, что про него говорят? Лебедь · крепкий · большой · красивее всех · молоденький · прелестный · счастливый · самый прекрасный среди прекрасных лебедей – Прощает ли утёнок своих обидчиков? Подтвердите словами из текста. – Что значит ликующий крик? (Торжественный, восторженный, радостный.) – Давайте посмотрим, каким был утёнок сначала, а каким стал потом. Вывод. – Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя? Учитель: Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной. А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасен, автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем. За что? – Как вы считаете, а в жизни такое может быть? Мораль сказки. Итак, не смея даже мечтать о том, «гадкий» утенок превращается в лебедя. Но прежде, чем увидеть мир глазами прекрасной птицы, ему предстояло совершить три маленьких сказочных подвига: смело пуститься в путь навстречу испытаниям. (Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути.) Затем обрести свое собственное видение мира. И, наконец, третий – это подвиг самопожертвования ради красоты: ведь утенок был готов умереть за счастье хоть немного побыть рядом с прекрасными птицами. Смысл сказки о гадком утенке в скрытой морали – когда что– то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда даже смерть не имеет над тобой полной власти. – Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке · Красивый вид человека не портит. · Некрасив собой, но красив душой. · Суди не по внешности, а суди по делам. · Кому, что идёт, то и красиво. · Не красна изба углами, а красна пирогами. – Объясните их смысл. | 29, 30 37– 38 |
8. Задания на знание произведений Х. К. Андерсена (проверка по слайдам). — Героям сказок стало скучно сидеть в своей стране, и они подготовили вам задания. 1-е задание. Какая сказка начинается строчками? Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье. Много лет назад жил король, который так любил красивые и новые платья, что все деньги тратил на одежду. Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашёл. 2-е задание. Вставьте пропущенные слова в название сказок. 1) «Штопальная …….». 2) «Дикие …..». 3) «Стойкий ……..». 4) «Пастушка ……». 5) «Серебряная ……» 6) «Новое ……». 3-е задание «Чёрный ящик». Нужно догадаться, что за предмет лежит в чёрном ящике. Благодаря этому предмету прекрасные пейзажи казались варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами. Что это за предмет? Когда в нём что-то варили, он пел песенку. А, держа руку над паром, можно было узнать, какое у кого в городе готовилось кушанье. Что за предмет, помог Дюймовочке появиться на свет? | |
9. Итог урока. — Андерсен хотел научить нас быть такими же, как его герои. Когда у Андерсена случались «пасмурные» дни, преодолевать неудачи ему всегда помогало вырезанное из бумаги улыбающееся солнце. Пусть это солнышко дарит каждому свои тёплые лучики, освещает путь и приносит не сказочное, а реальное счастье. Становитесь от этого солнышка добрее, ласковее, внимательнее. 10. Рефлексия. — Если бы вы захотели снять фильм о нашем сегодняшнем уроке, какие моменты вы бы включили в свой фильм? |
|
|
|