Факультативное занятие
«Путешествие в мир сказки»
Класс
Н. В. Божко, учитель высшей категории
ГУО «СШ № 3 г. Пружаны»
Тема. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок»
Цели:
- создать условия для раскрытия идейно-образного содержания сказки, в ходе разговора выяснить понятие внутренней и внешней красоты человека; выявить нравственные уроки произведения;
- способствовать развитию речи, мышления, памяти, аналитико-синтетических навыков учащихся, совершенствовать навыки выразительного чтения, связной речи;
- содействовать воспитанию интереса к чтению.
Содержание урока | Номер слайда |
1. Организационный момент. – Жило-было на свете Солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало шире двери своего домика, а его детки — Солнечные Лучики — отправлялись в гости на лесные поляны, луга, поля, чтобы повеселить их. И там, где они к чему-нибудь прикасались, становилось светлее и радостнее. Всем деткам Солнышко дарило добрую, нежную, лучистую улыбку. Давайте и мы подарим друг дружке улыбку, чтобы стать добрее, ласковее, внимательнее. Ведь от улыбки всё оживает, светится нежностью, красотой и добротой! 2. Вступительная беседа. – Солнышко путешествует по свету. Оно осветило для нас сказочную страну Х. К. Андерсена. Тема нашего занятия Х. К. Андерсен «Гадкий утёнок». Сегодня на занятии мы познакомимся с новой сказкой. Узнаем, кто её герои, познакомимся с характером и привычками её жителей. И, наверное, вам интересно будет узнать, каким человеком был знаменитый датский сказочник. 3. Сообщение об авторе. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в 1805 году в датском городе Оденсе в семье сапожника. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов, выводивших по каналу неуклюжие барки в соседний залив. Во всём этом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы радоваться и выдумывал всякие истории. Над ним потешались и дразнили фантазёром. Но Ханс Кристиан Андерсен вырос и стал писателем. 4.Сообщение темы и целей занятия. – Пословица гласит: “Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок”. Узнай название сказки! Сегодня мы будем работать над произведением Х. К. Андерсена “Гадкий утёнок”, которое даёт нам уроки жизни, а какие мы выясним. 5. Знакомство со сказкой. – Открываем книги и отправляемся в сказку. Чтение сказки. Проверим, как вы поняли содержание сказки. Давайте попробуем разгадать кроссворд. 1. Главный герой сказки? 2. Какого цвета он был? 3. “Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!” – кто так сказал? 4. Как называла старуха кота? 5. Время года, когда появились на свет утята? 6. Житель избушки? 7. Кого называли Коротконожкой? - Какое ключевое слово у нас появилось? (Красота.) 6. Словарно-лексическая работа – Ребята, как вы считаете, что такое красота? Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову Сергей Иванович Ожегов Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. – А красивый, это какой? Посмотрим в словарь: Красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. – Как считаете, если человек красивый, приятный внешне, он хорош во всём? Учитель: значит, мы говорим о красоте внешней и внутренней. О внешней красоте мы узнаём сразу. Но вот как распознать внутреннюю красоту? (по поступкам и делам) – Как вы считаете хорошо быть красивым? – А некрасивым? Почему? – Кому в жизни легче? – А если внешне некрасив, то, как сделать так, чтобы люди полюбили тебя? (Обладать хорошими качествами.) – Как это происходит в жизни, мы ещё мало знаем. Попробуем увидеть это в нашей в сказке. | 3–14 18-25 |
5. Выборочное чтение. Составление характеристики героев. – Давайте прочитаем, как начинается сказка – А вы были за городом? – Что хотел показать автор этими строчками? Рисуя красивый пейзаж, сказочник как бы проводит сравнение, сопоставляет. Среди этой прекрасной, красивой природы появляется гадкий утёнок. – Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок? Найдите в тексте. - Как вы понимаете слово гадкий? – Давайте посмотрим в словаре. Гадкий – очень плохой, мерзкий, вызывающий отвращение, презрение. – Посмотрите на иллюстрацию. Вместе с этим гадким утёнком мы сегодня как бы пройдём все этапы его жизни, чтобы понять – какие уроки даёт жизнь главному герою. Попробуем составить его характеристику на каждом этапе жизни. – Утёнок родился, что про него говорят? Какой он? Утёнок · гадкий · ужасный урод – Кто про него так сказал? – Должна ли была мама утка так говорить? – Что оправдывает её? (То, что она мачеха, утёнок не её сын.) – Как можно назвать этот этап жизни утёнка? · не такой как все. Давайте добавим это в характеристику. – Куда отправилась утка со своей семьёй? (к большой канаве) – Как утята учились плавать? – Как плавал серый утёнок? Найдите в тексте. – Почему засомневалась утка? (Утёнок хорошо плавал.) – Что добавим ещё в характеристику утёнка? (Хорошо плавает.) Утёнок · гадкий · ужасный урод · не такой как все · хорошо плавает – Найдите отрывок в тексте, в котором утка знакомит с обитателями птичьего двора. Как по-другому называет утка птичий двор? Прочитайте. – Как вы понимаете слово общество? – Давайте посмотрим, как даёт толкование этому слову С. И. Ожегов. Общество – круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. – Что говорят про утёнка обитатели птичьего двора? Какой он? – Давайте дополним нашу характеристику · большой и несуразный · бедняга · слишком велик – Что сказала мама утка? · некрасив, но у него доброе сердце – Как относились к серому утёнку жители двора? – Почему они так относились? – Имели ли они все на это право? – Это говорили животные, а может люди относились к утёнку по– другому? – Как вы относитесь к девочке, кормящей кур?– Что сказала мать и родные братья и сёстры. Найдите в тексте. – Что произошло с уткой, почему она опять так изменилась? (Дело не в утке, а в обитателях птичьего двора.) – Почему убежал утёнок с птичьего двора? – Как вы думаете, почему утёнок молча и терпеливо сносил все обиды и унижения? Ведь он был крупнее, сильнее многих обитателей птичьего двора? Разве нельзя было больно клюнуть молодого петушка, или ущипнуть ту же птичницу? – Как можно назвать этот этап жизни утёнка? Унижение. – Какой выход нашёл для себя утёнок? Почему? – Куда убежал утёнок с птичьего двора? (На болото.) – Что– то изменилось в его жизни? – Что сказали про него дикие утки? Найдите в тексте? – Он опять почувствовал себя отверженным. – Как говорят о нём гуси? (Ты такой чудной, забавен.) – Был ли рад хоть один раз утёнок своему безобразию? Когда? Найдите в тексте. – Почему не остался утёнок жить на болоте? (одиночество) – Какой ещё этап жизни мы проследили? Одиночество. – Какой выход нашёл для себя утёнок? – Куда он убежал? Найдите эту часть в тексте. 6. Чтение по ролям. – Давайте прочитаем её в лицах. – Сколько нам потребуется человек? (Автор, курица, утёнок, старуха, кот.) – Какими были кот и курица? – Постарайтесь при чтении передать интонацию героев. – Что дают понять утёнку курица и кот? (Если не можешь нести яйца, тебе здесь не место.) – Почему утёнку пришлось уйти из избушки, где можно было безобидно и сыто провести остаток жизни? (Ограничен в свободе.) – Какой этап жизни утёнка мы проследили? Ограничение в свободе. Непонимание. – Куда уходит утёнок? (Куда глаза глядят.) – Что пришлось испытать утёнку? (Голод, холод.) – Какой ещё выделим этап жизни утёнка? Холод, голод. – Почему, увидев красивых птиц, утёнок не позавидовал им? – Что ещё можно добавить в характеристику героя? не завистлив – Что испытывал утёнок, перенеся такие тяжёлые жизненные испытания, увидев красивых птиц? – Что произошло с наступлением зимы? – Как назовём этот этап жизни утёнка? Чуть не умер. – Почему утёнок ушёл от крестьянина? (Потерял веру в добро.) – Ребята, а как вы считаете, почему автор не описывает всех мучений и страданий, которые перенёс утёнок в эту зиму? Учитель: но вот пришла весна. Найдите в тексте, что подумал утёнок, когда увидел прекрасных птиц? – Как можно назвать этот этап жизни? Желание умереть. – Кем стал утёнок? – Обрадовался ли утёнок, когда понял, что он прекрасный лебедь? Почему утёнок испытывает такое сильное чувство счастья? Найдите в тексте. – Какой он теперь, что про него говорят? Лебедь · крепкий · большой · красивее всех · молоденький · прелестный · счастливый · самый прекрасный среди прекрасных лебедей – Прощает ли утёнок своих обидчиков? Подтвердите словами из текста. – Что значит ликующий крик? (Торжественный, восторженный, радостный.) – Давайте посмотрим, каким был утёнок сначала, а каким стал потом. Вывод. – Ребята, как вы понимаете, что такое красота внешняя и внутренняя? Учитель: Все те, с кем встречался утёнок, не были уродами, некрасивыми, но обладали такими чертами характера как злоба, зависть, черствость. В них не было внутренней красоты, душевной. А нашего героя, который был внешне неприятен, ужасен, автор вознаградил. Он стал прекрасным лебедем. За что? – Как вы считаете, а в жизни такое может быть? Мораль сказки. Итак, не смея даже мечтать о том, «гадкий» утенок превращается в лебедя. Но прежде, чем увидеть мир глазами прекрасной птицы, ему предстояло совершить три маленьких сказочных подвига: смело пуститься в путь навстречу испытаниям. (Так он породнился с героями народной сказки: ведь сказочное счастье обретается только в конце пути.) Затем обрести свое собственное видение мира. И, наконец, третий – это подвиг самопожертвования ради красоты: ведь утенок был готов умереть за счастье хоть немного побыть рядом с прекрасными птицами. Смысл сказки о гадком утенке в скрытой морали – когда что– то любишь больше себя, больше собственной жизни, тогда даже смерть не имеет над тобой полной власти. – Прочитайте пословицы и выберите те, которые подойдут к этой сказке · Красивый вид человека не портит. · Некрасив собой, но красив душой. · Суди не по внешности, а суди по делам. · Кому, что идёт, то и красиво. · Не красна изба углами, а красна пирогами. – Объясните их смысл. | 29, 30 37– 38 |
8. Задания на знание произведений Х. К. Андерсена (проверка по слайдам). — Героям сказок стало скучно сидеть в своей стране, и они подготовили вам задания. 1-е задание. Какая сказка начинается строчками? Жила одна женщина, и не было у неё детей. А ей очень хотелось маленького ребёночка. Вот пошла она к старой колдунье. Много лет назад жил король, который так любил красивые и новые платья, что все деньги тратил на одежду. Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только на самой настоящей принцессе. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашёл. 2-е задание. Вставьте пропущенные слова в название сказок. 1) «Штопальная …….». 2) «Дикие …..». 3) «Стойкий ……..». 4) «Пастушка ……». 5) «Серебряная ……» 6) «Новое ……». 3-е задание «Чёрный ящик». Нужно догадаться, что за предмет лежит в чёрном ящике. Благодаря этому предмету прекрасные пейзажи казались варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами. Что это за предмет? Когда в нём что-то варили, он пел песенку. А, держа руку над паром, можно было узнать, какое у кого в городе готовилось кушанье. Что за предмет, помог Дюймовочке появиться на свет? | |
9. Итог урока. — Андерсен хотел научить нас быть такими же, как его герои. Когда у Андерсена случались «пасмурные» дни, преодолевать неудачи ему всегда помогало вырезанное из бумаги улыбающееся солнце. Пусть это солнышко дарит каждому свои тёплые лучики, освещает путь и приносит не сказочное, а реальное счастье. Становитесь от этого солнышка добрее, ласковее, внимательнее. 10. Рефлексия. — Если бы вы захотели снять фильм о нашем сегодняшнем уроке, какие моменты вы бы включили в свой фильм? |
|
|
|