Требования к общепрофессиональной подготовке практического психолога




Образовательная подструктура

Исходным понятием в образовательной подструктуре яв­ляется преподаватель. Его основная функция активная передача психологических знаний, умений, навыков. Он вы­ступает в трех ролях:

- как популяризатор,

- как передатчик,

- как интерпретатор.

Пользуясь введенной градацией, можно выделить сле­дующие уровни ею квалификации:

1) "непросвещенность" (в основе передаваемых им знаний лежит житейские представления),

2) "просвещенность" (знания получены из не совсем до­стоверных источников),

3) "обученность" (знания есть, но отсутствуют представ­ления об их ценности),

4) "воспитанность" (наличие представлений о ценности знания).

Как и прежде, профессиональная воспитанность предпо­лагает обученность и просвещенность, а профессиональная обученность предполагает просвещенность.

В зависимости от категории учащихся к преподавателю предъявляются разные требования. Работа с широкой, специ­ально не подготовленной аудиторией предполагает только просвещение: ни профессиональное обучение, ни, тем более, профессиональное воспитание здесь невозможно. Чтобы быть таким преподавателем, достаточно быть "просвещенным" при наличии некоторых навыков работы с аудиторией. Работа с просвещенной аудиторией, ориентированной на обуче­ние, требует от преподавателя значительно большей подготовки: он должен быть, как минимум, "обученным". Только "просвещенный" преподаватель не способен обеспе­чить процесс обучения. Работа с обученной аудиторией, ориентированной на профессиональное воспитание, требует от преподавателя еще более значительной подготовки: он должен быть, как минимум, профессионально "воспитанным".

Взаимодействие практической и научной подструктур

Практическая подструктура предполагает потребление психологических знаний, умений, навыков с целью контроля психического состояния клиента и оказания ему психологи­ческой помощи и поддержки.

Научная подструктура предполагает производство этих знаний, умений, навыков. Насколько слаженно работают эти две подструктуры? - На уровне просвещения это взаимодействие, безусловно, присут­ствует: научная психология в состоянии дать широкие знания, сообщить дополнительные сведения. Однако в центре прак­тической подструктуры стоит не просвещение (хотя и оно имеет место), а обучение и воспитание. Лишь владея необхо­димым набором средств психологической диагностики и коррекции (умения и навыки - обучение) и психологически понимая проблемы клиента (воспитание), практический пси­холог может ему помочь и поддержать.

К сожалению, ни научная, ни практическая подструктуры не ориентированы на производство новых диагностических методик, тестов, корректирующих процедур в области прак­тической психологии. Более того, научная психология не ориентирована на адаптацию и проверку уже существующих методик и процедур научными средствами. В результате в настоящее время мы имеем огромное количество различного рода диагностико-коррекционных материалов, не соответ­ствующих требованиям, предъявляемым к такого рода.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

Настоящий стандарт содержит требования к обязательному минимуму содержания и уровню психологической подготовки практического психолога.

Требования к общепрофессиональной подготовке практического психолога

Практический психолог должен:

- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;

- владеть, инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;

- знать, основные функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни;

- знать, историю и становление психологической науки;

- понимать, специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;

- иметь, представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики;

- знать, критерии нормы психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы

- знал, закономерности эволюции психики животных; врожденное и приобретенное в психике животных; генетическое родство и качественное различие психики животных и человека;

понимать принципы переработки информации в централь ной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;

- иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей;

- понимать природу деятельности и ее внутреннего строения, происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования мотивационной сферы человека;

- знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;

- иметь, понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;

- знать, психофизические механизмы ощущений, закономерно­сти восприятия и порождения предметного образа;

- понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности;

- знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти;

- понимать нейронные механизмы высших психических функ­ций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических функций и поведения в целом;

- иметь общие представления о нейронных механизмах пси­хических процессов и состояний, методах психофизической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу и профпригодности по индивидуально - типологическим характеристикам, о коррекции и восста­новлении психического и физического здоровья;

- знать психологические закономерности общения и взаимо­действия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирование производственного коллектива, организации и функционирования средств массо­вой коммуникации, службы семьи;

- знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой воз­раст ной стадии;

- иметь представление об истории возникновения и развития психологии труда в отечественной психологии и за рубежом.

- знать пути профессиональной ориентации, функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов;

- знатьосновные направления решения проблемы связи обу­чения и развития, структуру и функции учебной деятельности, психологические принципы организации обучения, методы оп­тимизации когнитивного и нраветвенною развития личности в обучении;

- знать основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, умения пользовался методами диагностики обученности и воспитанности;

- владеть методами психическою наблюдения и психодиагно­стики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологическою измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;

- профессиональный психолог должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности и в более узких направлениях психологии.

Конкретные требования к специальной подготовке про­фессионального психолога и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: