Образовательная подструктура
Исходным понятием в образовательной подструктуре является преподаватель. Его основная функция активная передача психологических знаний, умений, навыков. Он выступает в трех ролях:
- как популяризатор,
- как передатчик,
- как интерпретатор.
Пользуясь введенной градацией, можно выделить следующие уровни ею квалификации:
1) "непросвещенность" (в основе передаваемых им знаний лежит житейские представления),
2) "просвещенность" (знания получены из не совсем достоверных источников),
3) "обученность" (знания есть, но отсутствуют представления об их ценности),
4) "воспитанность" (наличие представлений о ценности знания).
Как и прежде, профессиональная воспитанность предполагает обученность и просвещенность, а профессиональная обученность предполагает просвещенность.
В зависимости от категории учащихся к преподавателю предъявляются разные требования. Работа с широкой, специально не подготовленной аудиторией предполагает только просвещение: ни профессиональное обучение, ни, тем более, профессиональное воспитание здесь невозможно. Чтобы быть таким преподавателем, достаточно быть "просвещенным" при наличии некоторых навыков работы с аудиторией. Работа с просвещенной аудиторией, ориентированной на обучение, требует от преподавателя значительно большей подготовки: он должен быть, как минимум, "обученным". Только "просвещенный" преподаватель не способен обеспечить процесс обучения. Работа с обученной аудиторией, ориентированной на профессиональное воспитание, требует от преподавателя еще более значительной подготовки: он должен быть, как минимум, профессионально "воспитанным".
|
Взаимодействие практической и научной подструктур
Практическая подструктура предполагает потребление психологических знаний, умений, навыков с целью контроля психического состояния клиента и оказания ему психологической помощи и поддержки.
Научная подструктура предполагает производство этих знаний, умений, навыков. Насколько слаженно работают эти две подструктуры? - На уровне просвещения это взаимодействие, безусловно, присутствует: научная психология в состоянии дать широкие знания, сообщить дополнительные сведения. Однако в центре практической подструктуры стоит не просвещение (хотя и оно имеет место), а обучение и воспитание. Лишь владея необходимым набором средств психологической диагностики и коррекции (умения и навыки - обучение) и психологически понимая проблемы клиента (воспитание), практический психолог может ему помочь и поддержать.
К сожалению, ни научная, ни практическая подструктуры не ориентированы на производство новых диагностических методик, тестов, корректирующих процедур в области практической психологии. Более того, научная психология не ориентирована на адаптацию и проверку уже существующих методик и процедур научными средствами. В результате в настоящее время мы имеем огромное количество различного рода диагностико-коррекционных материалов, не соответствующих требованиям, предъявляемым к такого рода.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
|
Настоящий стандарт содержит требования к обязательному минимуму содержания и уровню психологической подготовки практического психолога.
Требования к общепрофессиональной подготовке практического психолога
Практический психолог должен:
- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
- владеть, инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
- знать, основные функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни;
- знать, историю и становление психологической науки;
- понимать, специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;
- иметь, представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики;
- знать, критерии нормы психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы
- знал, закономерности эволюции психики животных; врожденное и приобретенное в психике животных; генетическое родство и качественное различие психики животных и человека;
понимать принципы переработки информации в централь ной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
- иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей;
- понимать природу деятельности и ее внутреннего строения, происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования мотивационной сферы человека;
- знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;
|
- иметь, понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
- знать, психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;
- понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности;
- знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти;
- понимать нейронные механизмы высших психических функций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических функций и поведения в целом;
- иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу и профпригодности по индивидуально - типологическим характеристикам, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья;
- знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирование производственного коллектива, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи;
- знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возраст ной стадии;
- иметь представление об истории возникновения и развития психологии труда в отечественной психологии и за рубежом.
- знать пути профессиональной ориентации, функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов;
- знатьосновные направления решения проблемы связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, психологические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нраветвенною развития личности в обучении;
- знать основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, умения пользовался методами диагностики обученности и воспитанности;
- владеть методами психическою наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологическою измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств;
- профессиональный психолог должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности и в более узких направлениях психологии.
Конкретные требования к специальной подготовке профессионального психолога и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.