Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, – соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.
В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.).
Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.
Второе требование – учитывать, что педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если в младшей группе перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.
Третье требование – подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.
Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания. Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с правилами.
Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.
При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.
Методика проведения подвижных игр
Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т. д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм – баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.
Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, «ловишек»; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т. п.). В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.)
Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.
Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических и нравственных качеств ребенка.
Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание.
Методика проведения подвижных игр нашла отражение в работах ученых: Е.А. Аркина, В. В. Гориневского, H.A. Метлова, A.B. Кенеман, М. М. Конторович, Л. И. Михайловой, Т.Н. Осокиной, Е.А. Тимофеевой и др., существенно пополнивших и обогативших методику проведения подвижных игр в дошкольном учреждении.
Работы H. Н. Кильпио, Н. Г. Кожевниковой, В. И. Васюковой и др. подтвердили влияние игрового сюжета на всестороннее развитие ребенка. Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.
При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино– и диафильмов; беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры – изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.
Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5–2 мин.
Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.
Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ; развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение – зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию.
Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям, поэтому использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы, чтобы у детей было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц, животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который вхо дят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5–2 минуты, а иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок – у детей развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.
Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка:
«Ко-ко, не ходите далеко».
Дети-«цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему-«кошке», «курочка» (педагог) говорит:
На скамейке, у дорожки.
Улеглась и дремлет кошка.
«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:
Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу».)
И цыпляток догоняет.
С большим интересом обыгрывают дети сказку Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали». С самого начала сказка захватывает ребят:
Жил-был кот,
Ростом он был с комод,
Усищи – с аршин,
Глазищи – с кувшин,
Хвост трубой,
Сам рябой.
Ай да кот!
Образно и красиво описывается игровой сюжет по сказке «Три поросенка»:
Жили-были поросята,
Очень дружные ребята.
У них был красивый дом,
И уютно было в нем.
Возле дома был лужок,
Поросята там гуляли,
Веселились и играли.
Веселились и играли.
Но однажды на лужок,
Где гуляли поросята,
Прибежал сердитый волк,
Он голодный и косматый.
Поросят он увидал,
И сердито зарычал: «Р-р-р».
Поросята испугались
И быстрей домой помчались,
Дверь закрыли на замок,
Притаились и молчок.
Волк немного подождал
И в лес темный убежал.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших – без него). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых малышей объединяет их со смелыми и активными ребятами.
Важную роль в подвижных играх выполняют считалки, с их помощью выбирают водящих.
В физическом воспитании дошкольников используются разнообразные считалки.
Считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Считалка с раннего детства и до вступления в юность используется ребятами для выбора водящих в играх. Она не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран и присутствует в обиходе детей многих народов. Предположительно происхождение считалки связано с особым ее видом – тайным счетом.
В древности существовал запрет на прямой пересчет дичи, добытой на охоте, на прямое количественное определение приплода в домашнем хозяйстве. Но так как знать количество было все же необходимо, изобрели форму косвенного пересчета, в котором счетные единицы заменялись их эквивалентами. Это были измененные до неузнаваемости количественные и порядковые числительные. Часть из них доносит считалка:
Ази – раз,
Двази – два,
Тризи – три,
Изи – четыре,
Пятам – пять,
Латам – шесть,
Шума – семь,
Рума – восемь,
Дуба – девять,
Крест – десять.
«Первый» мог быть назван первички, первенцы, первенцыки; «второй, другой» – другенчики, другичики, другенцы и т. д. Названия первых чисел, даже измененных, достаточно прозрачны. Обозначение же числа 10 словом «крест» связано с тем, что, отсчитав десяток, его отмечали для памяти крестообразной зарубкой на дощечке. Таким образом, детская считалка является наследницей серьезного взрослого дела – тайного счета, игравшего в свое время важную магическую роль в жизни людей.
А. П. Усова писала о значении считалок: «Они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизации детей, подобно присказке, которая вводит в сказку».
Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции, и вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.
Дети нередко сами придумывают считалки. При этом развиваются их фантазия, творчество и наблюдательность, так как темы для считалок берутся из жизни людей, животных, наблюдений за явлениями природы.
Рассматривая разнообразные способы классификации считалок, Г. С. Виноградов подразделяет их на три группы: считалки- числовки, заумные считалки и считалки-заменки.
К считалкам-числовкам он относит произведения, содержащие счетные слова, заумные счетные слова и эквиваленты числительных. Например:
Первый, другой,
Под дугой;
Три, четыре,
Перескочили;
Пять, шесть,
Бьют шерсть;
Семь, восемь,
Сено возим;
Девять, десять,
Деньги весить;
Одиннадцать, двенадцать,
На улице бранятся.
К заумным относят произведения, целиком или частично сотканные из «зауми». Например:
Эны-бэны,
Рики-факи,
Торба-орба,
Оды саки,
Дэус-дэус,
Касматэус,
Бакс.
К считалкам-заменкам относят произведения, не содержащие в себе ни счетных, ни заумных слов. Например:
Иван,
Подай стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон.
Любопытна классификация считалок, данная М. Н. Мельниковым. По признаку единства элементов поэтической формы, в первую очередь композиции, были выделены заумные, сюжетные и кумулятивные считалки.
В основе композиционного построения заумных считалок лежит звукоритмический принцип; в основе сюжетных – повествовательное или драматическое развитие сюжета.
Кумулятивные считалки – это объединение иногда разнородных образов без видимой логической необходимости.
Например, считалка заумная:
Авень-пусень,
Шинь, пень,
Ширварвень.
Авсень-пусень
Дзин!
Сюжетная считалка:
Зайчик-белянчик
Ходил в лес грибы есть,
Сорвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее поднимет,
Тот вон выйдет.
Кумулятивная считалка:
Шишел, мышел,
Этот вышел.
Дети подставляют под ладонь ведущего указательный палец одной руки. На последнем слове взрослый быстро сжимает руку в кулак. Тот, чей палец он захватил, водит, ну а остальные дети должны быстро свои пальцы убрать.
Жеребьевка (или жеребьевные сговорки) относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды. Дошкольники применяют жеребьевку в виде игры. Двое ребят, условившись, кто из них как будет называться, берутся за руки, а остальные дети по одному проходят в образованные таким образом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал. Например:
Конь вороной
Остался под горой.
Какого коня,
Сивого или золотогривого?
Или:
Нативное яблочко
Или золотое блюдечко?
Сахару кусочек
Или красненький платочек?
Анализируя содержание текстов жеребьевных сговорок, мы погружаемся в мир разнообразных детских интересов, увлечений, забав. Наибольшее количество традиционных текстов считалок связано с конем (конь вороной, златогривый и т. д.). В них предлагается сделать выбор между конем и золотым седлом, золотым хомутом и даже между конем вороным и казаком удалым. Крестьянские дети рано начинали понимать, что конь – кормилец, но еще больше их увлекала стремительность бега и красота коня, это впечатление усиливалось легендами о конях, спасших жизни.
Почетное место в жеребьевных сговорках занимает и добрый молодец или казак, олицетворявший свободолюбие, беспредельную удаль. Жеребьевные сговорки представляют собой синтез считалки и жеребьевки. Особенностью их являются рифмованный текст и выполнение двигательных действий, которые могут выступать самостоятельными играми. Например, играющие дети становятся в круг и кладут на пенек либо на другую подставку по два пальца; один из играющих, показывая на каждый палец, приговаривает по слову: «Первенчики, другенчики, тринцы, волынцы, пятый ладан, шестой шмак! » Палец, на который упадет последнее слово, отнимается, а счет повторяется далее и продолжается, пока не остается один палец. Игрок, палец которого остался последним, ловит кого-либо из товарищей, пойманный сменяет водящего и сам ловит кого-нибудь.
Музыкальность, ритмичность, художественность зачинов, считалок, жеребьевок вызывают у детей эмоциональный отклик. Они легко запоминаются и используются в самостоятельных играх ребят.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т. д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.
Значительное внимание следует уделяет вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.
Первоначально варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников подвижных игр; учитывая постепенно усложнение правил, повышая требование к их исполнению. Воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три, лови!», «Раз – два – три – лови » и т. д. Он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т. д.
Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.
Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П.Ф. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнявших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.
Отмечая действия детей, нарушавших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.