Содержание практики «Юридическое консультирование»
Основными темами, подлежащими изучению в процессе прохождения практики «Юридическое консультирование», были следующие:
1. Юридические клиники, их виды, история возникновения и развития клинического движения в России и за рубежом.
2. Профессиональная этика юриста.
3. Понятие, цели и задачи интервьюирования. Консультирование клиентов.
4. Понятие медиации, процедура медиации. Понятие и виды конфликта. Разрешение конфликта.
5. Юридическая техника. Юридические документы. Правила, средства и приемы юридической техники.
6. Ювенальная юстиция.
На практических занятиях, проводимых руководителем практики доцентом кафедры уголовного права и процесса Якоби И.В. перечисленные выше темы были подробно изучены и проанализированы.
Каждой теме практики «Юридическое консультирование» было посвящено отдельное практическое занятие. Изучение проходило в форме опроса и дискуссии. Каждый студент имел возможность высказывать своё мнение относительно любого вопроса и отстаивать его.
Практика «Юридическое консультирование» позволила студентам второго курса магистратуры более детально разобрать процедуру предоставления консультаций гражданам по конкретным юридическим вопросам. Были освоены новые и закреплены ранее известные студентам правила этики, необходимые юристу при осуществлении своей практической деятельности.
Студенты дискутировали по поводу института медиации и его необходимости в российской правовой системе. В ходе прохождения практики были изучены документы и проанализированы многие правовые источники.
Анализ
статьи «К вопросу о роли юридической клиники в деятельности будущих юристов» О.В. Анохиной и Г.В.Елисеевой
В статье авторы рассматриваю вопросы о формировании правового сознания и повышении уровня правовой культуры, при этом предлагается ряд мер идеологического и организационного характера, призванных способствовать созданию комфортной социально-правовой среды.
Актуальность данной заключается в том, что авторы подчеркивают особую роль юридической клинике при оказании бесплатной юридической помощи в процессе формирования правового сознания студентов высших учебных заведений.
Как верно заметили авторы, в настоящее время создание и функционирование юридических клиник как формы оказания студентами высших учебных заведений бесплатной квалифицированной юридической помощи населению является одной из мер государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров.
Также в тексте научной статьи присутствует сравнение отечественного и зарубежного опыта оказания бесплатной юридической помощи. Так, освещен вопрос о том, что в настоящее время в иностранных государствах сложились определенные системы по оказанию бесплатной юридической помощи со своими особенностями. Например, в Бельгии обязанности по оказанию бесплатной юридической помощи возлагаются преимущественно на профессиональных юристов (адвокатов). Именно им поручено обеспечивать правовое консультирование и представлять граждан, обратившихся в суд в поисках правосудия. Исключительно важную роль в бельгийской системе оказания бесплатной юридической помощи играет коллегия адвокатов. Немецкая система оказания бесплатной юридической помощи с точки зрения сравнения ее с другими подобными системами является уникальной, и тому есть несколько причин. Это чистая модель judicare, в рамках которой отсутствует какая-либо централизованная структура по управлению системой бесплатной юридической помощи. Услуги бесплатной юридической помощи оказываются практически исключительно частнопрактикующими адвокатами при ограничении роли государства в финансировании системы. Оказание помощи, прежде всего, ориентировано на представительство в суде и предполагает сравнительно небольшой спектр услуг за пределами судебного разбирательства. Расходы на бесплатную юридическую помощь в сравнении с другими странами являются довольно скромными, однако необходимо учитывать, что Германия – крупнейший рынок услуг страхования на случай юридических расходов в мире
Особое внимание было уделено авторами опыту зарубежных стран в становлении клинической системы образования. Так, заслуживает внимание опыт Голландии по внедрению интерактивного приложения для консультаций в режиме онлайн, называемое Rechtwijzer – «Дорожная карта правосудия», которая на основе нескольких альтернативных вариантов шаг за шагом помогает пользователю разобраться в юридических аспектах рассматриваемого конфликта в жилищном, трудовом, семейном праве, в вопросах защиты прав потребителей и административном праве. При необходимости программа «Дорожной карты правосудия» переадресует посетителей на сайт бюро и по оказанию юридической помощи, который предлагает пользователям большое количество документации и первостепенной задачей ставит предоставление информации по всем юридическим вопросам, в отличие от «Дорожной карты правосудия», где акцент делается на конкретных конфликтных ситуациях
В заключении авторы статьи делают вывод о том, что работа студентов в юридической клинике может способствовать воспитанию толерантности и гуманизма среди молодежи.
Научная статья Ильиной Т.Н. и Артемьевой И.В.«Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, а выводы, представленные в работе, являются логичными и аргументированными.
Анализ
статьи «Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние» кандидата юридических наук, старшего преподавателя кафедры конституционного и административного права Курского государственного университета Ильиной Т.Н. и аспиранта кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», адвоката коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Артемьевой И.В.
Статья Т.Н. Ильиной и И.В. Артемьевой посвящена юридическому клиническому образованию в России. Авторы рассматривают первый опыт организации юридических клиник в дореволюционной России, а также функционирование современных юридических клиник.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку изучение становления и развития клинического образования в России, позволит оценить нынешнее состояние этого института и выявить пути его дальнейшего совершенствования. Как верно заметили авторы, в настоящее время вопросы улучшения качества образования в вузах, а также создания эффективной, отвечающей современным реалиям системы образования в России являются одними из наиболее актуальных. В частности, недостаточная подготовка выпускников юридических факультетов к их последующей практической деятельности является достаточно актуальной проблемой в современной России.
Авторами, в тексте научной статьи выделены два основных типа юридических клиник в зависимости от организационно-правовой формы: юридические клиники при вузе и юридические клиники вне вуза.
Особое внимание было уделено авторами юридическим клиникам дореволюционной России, а именно ими были выделены ряд общих черт:
Во-первых, консультирование населения должно было производиться только по гражданско-правовым вопросам, на безвозмездной основе и ограничиваться дачей советов, без последующего представительства в суде. Последнее, кроме того, было ограничено законом. Дело в том, что в отличие от современности в дореволюционной России в уголовном процессе в качестве защитника мог выступать любой дееспособной совершеннолетний гражданин, а в гражданском (за некоторым исключением) – только присяжный поверенный (адвокат), что объяснялось сложностью цивилистического законодательства в целом.
Во-вторых, по общему мнению, юридические клиники должны носить вспомогательный характер, способствовать развитию мышления и скорейшему усвоению материала, не заменяя собой полноценного теоретического курса.
Функционирование современных юридических клиник было показано на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
Научная статья Ильиной Т.Н. и Артемьевой И.В.«Юридическое клиническое образование в России: традиции и современное состояние» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, а выводы, представленные в работе, являются логичными и аргументированными.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Интервью работника (студента) юридической клиники с клиентом
С.: Здравствуйте, проходите и присаживайтесь!
К.: Добрый день.
С.: Прежде чем выслушать вас, я коротко расскажу о том, какую работу мы здесь ведем. Я студентка юридического факультета и в нашей юридической клинике мы оказываем бесплатную юридическую помощь всем гражданам, которые не могут оплатить услуги квалифицированного юриста. Я могу дать разъяснение закона и порядок его применения, проконсультировать по правовым вопросам, оказать помощь в составлении документов. Студенты нашей юридической клиники работают под руководством преподавателей. Поэтому помощь, которую мы оказываем достаточно квалифицированна, но мы должны обсуждать с преподавателями те советы, те консультации, которые готовим для граждан. Поэтому если Вы согласитесь принять нашу помощь. То должны понимать: наша с вами работа будет более продолжительной по времени, чем в том случае, если вы обратитесь в обычную юридическую консультацию.
К.: Я слышала, что здесь оказывают бесплатную юридическую помощь. Мне нужна лишь первоначальная консультация, по интересующему меня вопросу. Думаю, в дальнейшем я обращусь к адвокату.
С.: Хорошо, в таком случае давайте знакомиться. Меня зовут Рябова Дарья.
К.: Борисова Инна Олеговна.
С.: Инна Олеговна, расскажите подробнее, что привело Вас в нашу клинику? Если Вы не возражаете, то во время нашей беседы я буду делать записи, которые помогут нам более точно составить представление о ситуации, которая привела Вас к нам. А если из Вашего рассказа мне будет что-нибудь не понятно, буду задавать вам вопросы. В своей работе, Инна Олеговна, мы соблюдаем правила конфиденциальности, т.е. все сведения, сообщенные Вами, мы сохраним в тайне.
К.: Да, я все понимаю. Расскажу обо всех обстоятельствах, которые привели меня сюда.
С.: Я Вас внимательно слушаю.
К.: Я состою в браке со своим мужем уже более 15 лет. Последние несколько лет наши отношения находятся на грани. Ссоры, ложь, ревность. Обстановка в доме напряженная, и она плохо влияет на детей. Поэтому я приняла решение развестись. Теперь я хочу узнать, что и как мне нужно сделать, чтобы побыстрее пройти эту процедуру?
С.: Я так понимаю, у вас с супругом есть общие дети?
К.: Да, двое детей.
С.: Сколько им лет?
К.: Дочери 12 лет, а сыну 10.
С.: Ясно. Скажите, пожалуйста, Ваш муж не возражает против развода?
К.: Возражает.
С.: В таком случае, исходят из того, что у вас с супругом имеются общие несовершеннолетние дети, супруг возражает против развода, развод, возможно, оформить только через суд.
К.: В какой?
С.: Вам следует обратиться в мировой суд со следующим перечнем документов: заявлением о расторжении брака, оригиналом квитанции об оплате государственной пошлина, копией вашего паспорта, копией свидетельства о браке, копией свидетельства о рождении детей, информацией о фактическом месте жительства семьи. Это может быть копия домовой книги или справки о месте жительства.
К.: А какова государственная пошлина?
С.: Через суд без раздела имущества государственная пошлина составляет 1300 рублей с каждого супруга.
К.: Хорошо.
С.: Если Вы хотите грамотно провести эту процедуру и защитить свои права и права ваших детей, то для представительства в суде Вам стоит нанять специалиста.
К.: Спасибо Вам большое за консультацию, всего доброго.
С.: До свидания.