Результативность опыта.
Для выявления познавательных интересов и предметной направленности младших школьников мы можем использовать методы: наблюдение, анкетирование, экспериментальные задания, сочинение.С 1 класса отслеживаю сформированность познавательного интереса по оценке уровня школьной мотивации Н.Лускановой. Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.Данная анкета наилучшим образом отражает отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой
1. Тебе нравится в школе?
§ не очень
§ нравится
§ не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
§ чаще хочется остаться дома
§ бывает по-разному
§ иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
§ не знаю
§ остался бы дома
§ пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
§ не нравится
§ бывает по-разному
§ нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
§ хотел бы
§ не хотел бы
§ не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
§ не знаю
§ не хотел бы
§ хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
§ часто
§ редко
§ не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
§ точно не знаю
§ хотел бы
§ не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
§ мало
§ много
§ нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
§ нравятся
§ не очень
§ не нравятся
|
Ключ
№ вопроса | оценка за 1-й ответ | оценка за 2-й ответ | оценка за 3-й ответ |
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Четвёртый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
|
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (6-7 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Для оценки правильности направления работы учителя по развитию познавательного интереса у учащихся необходимо производить оценку изменения уровня и характера интереса в динамике, отслеживая изменения поэтапно. Ниже приведены результаты мониторинга в 2020 г. и в 2021 г.
по уровню познавательного интереса к учению.
Уровень познавательных интересов обучающихся
№ | Фамилия, имя обучающихся | Уровни интереса к учению | |
1 класс | 2 класс | ||
Авдеева Любовь | в | в | |
Жаботинский Георгий | с | в | |
ЗариевЗакир | н | н | |
Козорез Василиса | в | в | |
Копачев Иван | с | с | |
Куликов Сергей | с | с | |
Лымарева Виктория | в | в | |
Магомедбеков Муслим | с | с | |
Малетин Макар | с | с | |
Настека Марк | с | в | |
Панов Дмитрий | н | с | |
Пермякова Ангелина | в | в | |
Першин Егор | с | с | |
Платова Арина | н | с | |
Пылаева Елизавета | в | в | |
Сальникова Диана | н | н | |
СатаевРасим | в | в | |
Соколов Александр | н | с | |
Степнова Анита | н | с | |
Шапиро Даниил | с | в | |
Юнусов Андрей | в | в | |
% в среднем по классу | в – 33% с – 38% н – 29% | в – 47% с – 42% н – 11% |
|
где для уровня интереса: В – высокий, С – средний, Н – низкий.
Проанализировав уровень познавательных интересов учащихся 1-го класса, можно сделать вывод о том, что познавательные интересы у ребят находятся на стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося и стали основой для внесения коррективов в построение учебного процесса
во 2 классе.
В процессе игры обучающиеся раскрепощаются, становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога.Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закреплённые на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качества успеваемости.Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие младших школьников в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.