Реставрация утраченного фрагмента росписи.




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему: «Реставрация орнаментальной росписи по трафарету»

 

 

Выполнила студентка:

Бакунина Алена Владиславовна

 

 

Содержание

 

1. Введение ………………………………………………………...(3 стр.)

2. Историческая справка ……………………………………….....(4 стр.)

3. Реставрационный процесс. Этапы реставрации...................................................................................(5 стр.)

4. Реставрация утраченного фрагмента.

Копирование рисунка с сохраненного

образца через кальку…………………………………...............(6 стр.)

5. Увеличение рисунка по клеткам…………………………….....(7 стр.)

6. Изготовление рисунка. Изготовление трафарета………………………………………………………...(8 стр.)

7. Подготовка красочных составов и нанесение

по трафарету…………………………………………………....(9-10 стр.)

8. Виды трафаретов………………………………………………..(11 стр.)

9. Устройство трафарета и нанесение

припороха………………………………………………………. (12 стр.)

10. Применяемые инструменты………………………………….. (13 стр.)

11. Применяемые материалы…………………………………….. (14 стр.)

12. Охрана труда…………………………………………………....(15-16 стр.)

13. Список используемой литературы…………………………… (17 стр.)

14. Приложение.Работа по припороху……………………………(18 стр.)

 

 


 

Введение

Реставрация (лат. Restauratio – восстановление) – комплекс

мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации – восстановить утраты предмета и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и частичная. В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае выявление скрытых под историческим наслоениями подлинных фрагментов памятника.

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

Консервация – совокупность обеспечивающих на длительное время сохранение облика, механической прочности и химической инертности памятников истории и культуры, архелогических находок, произведений архитектуры, изобразительных и декоративных искусств, тесно связана с реставрацией.

Успех консервации зависит от соблюдения режима хранения, определенного каждого рода предметов.

Историческая справка

Орнаментальные росписи

История возникновения трафарета очень давняя и даже

древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ

моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене … Получился живой, весёлый фейерверк приветов!

Прошли годы… Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.

Трафарет (итал. traforetto – продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати). Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность, то же, что шаблон, штамп.

Реставрационный процесс

Этапы реставрации

Документация.

1. Фотофиксация росписи на различных этапах реставрации

2. Описание росписи на различных этапах реставрации

3. Подбор историческо-архивных материалов для составления исторической справки

4. Выполнение схем-картограммы

5. Ведение журнала реставрационных работ

6. Ведение дневника реставрации

Консервация.

7. Укрепление красочного слоя, грунта и основы

8. Восполнение мест утрат грунта

 

Реставрация.

9. Удаление поверхностных загрязнений

10. Удаление живописных поверхностей позднего характера

11. Тонирование утрат в живописи /воссоздание/

12. Воссоздание утраченных фрагментов основ, грунтов, росписи.

 

Здесь надо было кратко раскрыть пункты по укреплению и реставрации, что входит в состав работ консервации и реставрации.

А потом уже более подробно воссоздание утраченного фрагмента (правильно выполнено)

 

Реставрация утраченного фрагмента росписи.

Копирование рисунка с сохраненного образца через кальку.

Калька - это очень тонкая бумага, почти как оберточная, в результате

чего она легко просвечивается. Поместите изображение, которое вы хотели бы калькировать на стол, и закрепите его углы клейкой лентой. Положите кальку поверх рисунка. Можно зафиксировать углы кальки или оставить их свободными, чтобы иметь возможность поправить ее, когда рисуете.

Обведите изображение. С помощью карандаша, аккуратно нарисуйте очертания всех фигур изображения. Не беспокойтесь о добавлении каких-либо теней, сосредоточьтесь только на обведении объектов.

Когда вы закончили обводить изображение, снимите клейкую ленту и переверните кальку. Используя мягкий графитовый карандаш (например, 6В или 8B), заштрихуйте области над всеми линиями, которые вы нарисовали на другой стороне кальки. Убедитесь, что вы нанесли карандашом относительно толстый слой графита, которого будет достаточно для выполнения следующего шага.

Возьмите бумагу, на которую вы копируете изображение, и приклейте ее к столу клейкой лентой. Затем переверните кальку лицевой стороной вверх, и закрепите ее поверх бумаги для рисования. Будьте осторожны, не трите кальку слишком сильно, чтобы не размазать графит по ватману.

Возьмите очень острый карандаш или ручку, средним или сильным нажатием, вновь обведите все контуры. Когда вы это делаете, графит, которым вы заштриховали нижнюю сторону кальки, под давлением отпечатается на ватман. Обводите изображение, пока не закончите все контуры.

Когда вы обвели контуры рисунка второй раз, можете снять верхний лист кальки, чтобы открыть окончательный рисунок на ватмане ниже. На данном этапе, дополните линии, которые, возможно, пропущены и добавьте любые тени или детали в соответствии с исходным изображением.

Увеличение рисунка по клеткам.

1. Скопируйте изображение с помощью кальки и карандаша, обведите контуры тонким черным фломастером.

Теперь приступаем к черчению сетки.

2. Проведите диагональ из левого нижнего угла контурного рисунка на кальке в правый верхний угол.

3. Возьмите лист бумаги чуть больше размера вашей будущей работы.

Поместив кальку с копией в левый нижний угол, зафиксируйте её с помощью скоча или кнопок.

Очень важно сохранить точный прямой угол совмещения рамок копии и будущей картинки.

4. Продолжите диагональ с помощью линейки до пересечения с верхним краем листа бумаги.

5. Снимите кальку и дорисуйте недостающий кусок диагонали.

Отмерьте нужную высоту рисунка по левому краю.

6. С помощью угольника начертим горизонтальную линию верхнего края нашей будущей картинки до пересечения её с диагональю.

7. Из точки пересечения, опять же, с помощью угольника построим вертикальную линию вниз, до пересечения её с нижним краем будущего изображения.

Теперь мы имеем наш эскиз и прямоугольник, в который впишем увеличенный рисунок. Эти прямоугольники пропорциональны, то есть имеют равное соотношение размеров сторон.

8. Теперь нанесите на эскиз сетку, разделив горизонтальный и вертикальный края на четное количество равных отрезков.

(Разделить линию пополам, потом еще пополам и т.д.)

Чем сильнее увеличение, тем мельче должна быть сетка на исходном изображении.

9. Сосчитайте клетки по вертикальному и по горизонтальному краю образца и разбейте будущий рисунок на сетку, с таким же количеством ячек.

Количество ячеек на исходнике и на копии должно быть одинаковым!

10. Когда сетка будет готова, внимательно перенесите на большую сетку точки пересечения рисунка и сетки на эскизе.

Соединив их, вы получите увеличенное изображение вашего образца или эскиза.

Изготовление рисунка.

Рисунок для трафарета получают от архитектора или переводят через копировальную бумагу из альбомов и книг. Чтобы не портить книги и альбомы, лучше снимать рисунок сначало на прозрачную кальку, а затем через копировальную бумагу переносить на плотную. Можно также копировать рисунки при помощи лампы и стекла.

Снятые рисунки служат только эскизом и без предварительного увеличения не могут быть использованы для изготовления трафарета. Рисунок увеличивают по клеткам. Для этого на имеющийся рисунок остро заточенным карандашом наносят сетку из квадратных клеток произвольной величины. На большом листе плотной бумаги, который в дальнейшем будет служить трафаретом, вычерчивают квадратную сетку с таким же числом клеток, но увеличенных в нужном масштабе. На увеличенную сетку сначала наносят основные линии рисунка, а затем второстепенные его детали. Клетки на эскизе и на плотной бумаге нужно пронумеровать – это облегчит перенос рисунка.

Изготовление трафарета.Изготовление трафарета из бумаги – простейший вариант, который доступен практически всем.

Лучше взять плотную бумагу, иногда картон, который сохранит форму в процессе нескольких покрасок. Рисунок на трафарете вырезают небольшим ножом или копьевидным перышком для подчистки чертежей. Лезвие 3 перышка или ножа следует время от времени подтачивать на бруске. Круглые отверстия удобнеевырезать с помощью пробойников.

Чтобы не дать рисунку распасться и предотвратить деформацию всего трафарета, в каждом рисунке нужно оставить перемычки.

 

Подготовка красочных составов и нанесение по трафарету.

Поливинилацетатные водно-дисперсионные краски широко используются при декоративных отделках.

Эти составы готовят из поливинилацетатной эмульсии, пигментов с добавлением стабилизатора и пластификаторов. Краски предназначаются для внутренней отделки зданий по штукатурке (извес-тково-песчаной, известково-гипсовой, известково-цементной, цементной), листовому асбоцементу, бетону, гипсолиту, гипсу, дереву. По металлу окрасочные составы наносят только после предварительного грунтования поверхностей масляной или лаковой антикоррозионной краской.

Поливинилацетатные краски могут использоваться при стенной росписи, а также при альфрейных работах. Время высыхания этих красок непродолжительно — около 2 — 3 ч при температуре 18 — 22 °С, поэтому двух — трехслойную окраску можно закончить в течение одного дня.

Быстрое высыхание составов определяется временем испарения воды, которая находится в числе компонентов в количестве 39 — 40%. На долю смолы и пигментов приходится 60 — 61% состава. Поливинилацетатные краски представляют собой эмульсию ша MB («масло в воде»). Это такой состав, в котором смола (святощее) и пигменты в виде отдельных частиц, перемешанные равномерно, плавают в водной среде. Если нужно понизить вязкость эстава, разводят его водой. При испарении воды частицы смолы размером 1 — 4 мк сначала сближаются, окружая плотным кольцом пигменты, а затем смыкаются и сливаются, образуя плотную пигментно-смоляную массу с некоторым количеством мельчайших пор на поверхности, через которые испарялась вода. Высохшая пленка занимает значительно меньший объем и по высоте равна примерно 60% от первоначальной. Так как поверхность красочной пленки пористая, она приобретает полуматовый шелковистый блеск, придавая окраске декоративность, и при соответствующей подготовке оснований и качественном выполнении самой окраски может с большим успехом заменить при отделке интерьеров матовые масляные покрытия.

Для получения высококачественной окраски поверхности следует обрабатывать следующим образом:

— поверхности зачищают и удаляют пыль;

— огрунтовывают поверхности;

— выбоины и неровности подмазывают и шлифуют;

— поверхности огрунтовывают;

— шпаклюют и шлифуют дважды;

— огрунтовывают поливинилацетатной грунтовкой;

— выправляют цветной шпаклевкой и зачищают;

— огрунтовывают поливинилацетатной грунтовкой;

— дважды окрашивают.

Виды трафаретов.

В малярных работах используют различные виды однокрасочных и многокрасочных трафаретов.

Простые прямые трафареты служат для набивки рисунков бордюров и фризов в одну краску. К этому же виду относятся трафареты для набивки филенок.

Обратные трафареты также применяют для набивки рисунков бордюров и фризов в одну краску. Обратные трафареты отличаются от прямых тем, что при их применении узор окрашен в цвет основного фона, по трафарету же наносится краска для фона, окружающего рисунок.

Многокрасочные трафареты используются для набивки рисунка в несколько красок. Для каждого цвета изготовляется отдельный трафарет. При работе с многокрасочными трафаретами нужно придерживаться определенного порядка их наложения, чтобы обеспечить точность рисунка. Поэтому трафареты размечают буквами или цифрами в порядке последовательности их использования.

Сплошные трафареты служат для отделки отдельных зеркал при сплошном заполнении их рисунком.

Трафареты для припороха применяют для декоративной росписи поверхностей стен и потолков. При этом с помощью шаблона на поверхность переводят только контуры рисунка, узор выполняют кистью в два или более цветов. Для выполнения пропороха по контурам рисунка на шаблоне делают проколы крупной иглой. При переносе рисунка шаблон устанавливают на отделываемую поверхность и по отверстиям припорашивают тампоном, в котором находится порошок угля или пигмента.

 

Нет технологической карты по воссозданию фрагмента росписи.

Она вставляется после технологического процесса, до инструментов и материалов.
Устройство трафарета и нанесение припороха.

Для изготовления трафаретов применяют картон или плотную бумагу. На картон наносят рисунок, переводя его через копировальную бумагу, обычным рисованием по клеточкам, увеличивая или уменьшая размеры рисунка. Контуры нанесенного рисунка накалывают булавкой или каким-либо другим острым предметом. Расстояние между накалываемыми отверстиями должно быть не более 5 мм, кривые контуры накалывают чаще. Так как трафарет от мокрой штукатурки разрушается, для прочности его пропитывают олифой и хорошо просушивают. После этого кладут его между досками или фанерой и распрямляют.

Для изготовления тампона берут кусок марли и складывают ее в два слоя. Если нет марли, то используют редкую ткань. В марлю или ткань насыпают сухой, просеянный на частом сите мел или пигмент (сухую краску), концы марли или ткани складывают и завязывают, получая таким образом узелок. Если этим узелком наносить удары, то сквозь поры марли или ткани будет проходить мел или краска и оставлять след на поверхности. Цвет пигмента или мела выбирают такой, чтобы он был хорошо заметен на верхнем слое цветной штукатурки.

Изготовленный трафарет укрепляют на поверхности штукатурки, прижимают его руками и наносят тампоном удары по контурам трафарета. От удара тампоном по трафарету пигмент или мел проходит через отверстие трафарета, от чего получается рисунок — припорох в виде точек. Затем трафарет переносят на другое место, где повторяется та же операция.

Применяемые инструменты

1. Кисти различного диаметра – инструменты для покраски и живописи.

2. Валик – инструмент для нанесения лакокрасочных материалов и создания иных защитных и декоративных покрытий на различных поверхностях.

3. Губка – хорошо впитывающий влагу инструмент из поролона или микрофибры.

4. Готовые трафареты (простые прямые, обратные, многокрасочные, трафареты для припороха, сплошные и др.)

5. Шпатель — резиновая, деревянная, пластмассовая, стеклянная или стальная пластина с ручкой. Сферы использования: Отделочные работы: очистка старой замазки, обоев, краски; нанесение и разравнивание шпатлёвки.

6. Кельма — ручной инструмент, отшлифованная с обеих сторон стальная лопатка с изогнутой рукояткой из дерева или пластмассы.

 

Здесь не хватает инструментов и приспособлений для консервации – укрепления слоев, для реставрации – снятия загрязнений.

Сам трафарет – это приспособление, а он здесь совсем не указан.

А также не хватает характеристик – для чего применяется инструмент или приспособление.

Применяемые материалы

1. Малярный скотч – это липкая лента на бумажной основе со слабовыраженным гофром,в обязательный состав которой входит каучуковый клеевой слой.

2. Краска (водоэмульсионная, акриловая, поливинилацетатные, масляные)

3. Штукатурка — отделочный слой, образованный затвердевшей строительной смесью, а также сама эта смесь.

4. Колер - цвет или краска; масть; живописцы означают словом этим цвет краски, оттенок или густоту ее, степень яркости.

5. Уголь — полезное ископаемое, вид топлива, образовавшийся как из частей древних растений, так и в значительной степени из битумных масс, излившихся на поверхность планеты, подвергшихся метаморфизму вследствие опускания на большие глубины под землю под высокими температурами и без доступа кислорода.

6. Марля— очень редкая, прозрачная и вместе с тем лёгкая по весу текстильная хлопчатобумажная ткань.

 

Также не хватает материалов для укрепления, антисептирования, удаления загрязнений

 


Охрана труда

Так как окраска поверхностей с использованием трафаретов

относится к малярным работам, то и техника безопасности будет такая же, что и при малярных рабртах.

- малярные работы выполняют только в спецодежде и исправным инструментом;

в помещениях, окрашиваемых водными составами, на время выполнения мялярных работ отключают электрический ток;

работают на исправных подмостьях, стремянках, столиках, соблюдая правила техники безопасности при работе на высоте;

при окраске внутренних поверхностей неводными, составами обеспечивают искусственную или естественную вентиляцию помещений, но без сквозняков, вредно влияющих на здоровье работающих и качество работ;

малярные составы приготовляют в специально выделенном вентилируемом помещении, в котором запрещают курить или зажигать нагревательные приборы с открытым огнем и оборудуют щит с противопожарным инвентарем и ставят ящик с песком; пневматическую окраску поверхностей производят в респираторе и защитных очках или противогазе;

при снятии старых клеевых набелов поверхность смачивают водой, работают в защитных очках или противогазе;

при работе с растворами соляной кислоты и составами, в которых содержится каустическая сода, работают в комбинезоне, резиновых сапогах и защитных очках;

приводят в порядок одежду, волосы убирают под головной убор, работают в резиновых сапогах и перчатках;

при окраске внутренних помещений составами, выделяющими вредные для здоровья пары, открывают окна или включают вентиляцию, обеспечивающую не менее чем двукратный обмен воздуха в час;

в помещениях, свежеокрашенных масляными или нитрокрасками, запрещают находиться более 4 часов;

Личная гигиена.

Перед работой надо смазать руки профессионально – защитным кремом или защитной пастой. При попадании растворителей на руки и лицо их моют теплой водой с мылом.

Запрещено для очистки кожи применять бензол, толуол, этилированный бензин, четыреххлористый углерод и другие токсичные растворители.

При появлении на коже зуда или красноты от случайного попадания растворителя или какой – либо краски пораженное место промывают теплой водой с мылом, после чего обращаются к врачу.

При легком отравлении выводят пострадавшего на свежий воздух, расстегивают ворот и пояс, укладывают вниз лицом, дают понюхать нашатырный спирт, сообщают в медпункт.

В более тяжелом случае пострадавшего выносят из помещения на свежий воздух, тепло укрывают, относят в медпункт или вызывают скорую помощь.

При остановке или расстройстве дыхания, не дожидаясь приезда скорой помощи, делают искусственное дыхание.

Охраны труда слишком много, достаточно одной страницы

 

Список используемой литературы

1. Абельмас, Нина. Декор стен и потолков.Фрески, мозаика, декоративная штукатурка [Текст] / Н. Абельманс. – М: Феникс, 2006. – 219 с.

2. Ватерман,Г. Дизайн вашей квартиры [Текст] / Г. Ватерман. – М.: Кристина и К., 2008. – 201с.

3. Гончаренко, А. Б. Отделочные работы [Текст] / А. Б. Гончаренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – З20с.

4. Долгих А. И. отделочные работы [Текст] / А. И. Долгих. – М.: Альфа, 2006. – 362с.

5. Дубровин, И. Современный интерьер и дизайн вашей квартиры [Текст] / И. Дубровин.- М.: ДОМ. 21 век, ЛАДА, РИПОЛклассик, 2007. – 368с.

6. Емельянович, И.Основные тенденции развития современного жилого интерьера [Текст] / И. Емельянович. – М.:Дизайно., 2007. – 140с.

7. Ивянская И. С. Архитектура. Дизайн. Строительство. История. Традиции. Тенденции. М.: 2000. – 186 с.

8. Протопопов В. В. Протопопов, - М.: - Ростов-на-Дону: Март, 2004. – 216 с.

9. Топорова Л., Интерьер современной квартиры, М.: б/изд., 2006. – 196с.

10. Розенсон И.А., Основы теории дизайна: учебник для вузов, СПб.: Питер, 2006. – 219с.

Приложение

Работа по припороху

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: