Глава 2 «Значение в актерской работе»




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Актерский факультет

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Сценическая речь»

 
«Резонаторное звучание как средство актерской выразительности»

 

Выполнил:

Анастасия Юрьевна Нехца

Студентка 3курса

Специальности 52.05.01 «Актерское искусство»

Худ.руководитель курса В.И.Марченко

 

Проверил:

Доцент кафедры сценической речи,

заслуженный работник культуры России,

член СТД РФ

Москвина В.А.

 

Оценка:

______________ (______________)

подпись преподавателя

 

________________ (дата)

 

 

Екатеринбург

2020 год


Содержание

 

 

Введение.................................................................................................3  
Глава 1«Механика резонаторного звучания»...................................4    
Глава 2 «Значение в актерской работе»..............................................7    
Глава 3 «Упражнения на развитие резонаторного звучания»........10
Заключение............................................................................................18
Список литературы...............................................................................17
       
     
   

 

Введение

« Голос сопровождает актера в течение всей его жизни » - И.Козлянинова

Развитие механики голоса- одна из важнейших задач в ежедневном тренинге. Чем больше голосовых возможностей мы раскрываем, тем шире диапазон драматической выразительности актера. Но даже при большом желании развивать свой голос, можно потерпеть неудачу, не имея предварительной теоретической подготовки. Без верного резонаторного звучания, голос не может быть направленным, действенным, точным.

Для того, чтоб разобраться в важности резонаторного звучания нам необходимо ознакомиться с механизмами работы резонаторов. В первую очередь необходимо узнать как работает система резонаторов в нашем организме, поскольку одним из важных маркеров будет верное физическое ощущение.

После того как мы поняли принципы работы системы резонаторов, можно проверить её работоспособность в связке с другими средствами речевой выразительности. Правильный добор дыхания, поможет нам раскрыть всю силу звука через резонаторы. При верной работе резонаторной системы, мы можем усилить своё звучание как в верхнем, так и в нижнем регистре диапазона. Верность звучания в резонаторах можно проверить только с помощью динамики, так как только в движении мы способны концентрироваться на дополнительных задачах. Увлекаясь игровым характером упражнений мы оттачиваем навыки звучания и делаем их более рефлекторными, запоминаем верные физические ощущения.

Со всеми аспектами данной работы можно будет ознакомиться ниже.

Глава 1 «Механика резонаторного звучания».  

Для того, чтоб осознанно подходить к изучению своего речевого аппарата, нам необходимо знать как можно больше о его строении, и принципах работы.

Согласно книге Э.М.Чарелли, наш речевой аппарат состоит из двух отделов: центрального и периферического. [1] Центральный отдел состоит из спинного и головного мозга, а периферический, это - гортань, голосовые складки, надгортанник, небная занавеска и тд.

Процесс образования звука происходит таким образом: при вдохе диафрагма натягивается, проседая вниз при помощи расслабления стенки живота и рёберных мышц, образовавшийся в лёгких вакуум заполняется воздухом. Во время выдоха рёберные мышцы и мышцы пресса подталкивают диафрагму вверх, что в свою очередь приводит к сжатию и последующему высвобождению воздуха из лёгких. Воздух под давлением проходит сквозь трахею к гортани, через голосовые связки, где с помощью колебаний связочных мышц, которые сдерживают поток воздуха, преобразуется в звуковую волну.[2] Звуковая волна проходит через глотку и попадает в ротовую полость, где происходит оформление звуковой волны в отдельные звуки и звуковые сочетания. Сила издаваемого звука зависит от ширины голосовой щели: чем она шире, тем громче звук. Высота звука определяется числом колебаний голосовых связок в 1 секунду. Чем колебания чаще, тем выше звук, и наоборот.

Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из лёгких и бронхов, на своём пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряжённых голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук, который нельзя считать полноценным, так как очень слаб и примитивен.

 

Резонаторы же в свою очередь являются одой из важнейших форм звукообразования. Проще говоря это полости, пустоты, окруженные костными границами, которые как раз и резонируют, создавая вибрацию. Индивидуальную силу и тембр голос приобретает в надставной трубке, в которую входят гортанные желудочки, глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. «Нижним» резонатором являются лёгкие и бронхи. Носоглотка обладает более широким диапазоном резонирования и является как бы звуковым фильтром, где усиливаются и окончательно формируются тембровые особенности голоса.

В основном резонаторы делятся на грудные и головные.

Грудные резонаторы так и называются, потому что находятся в грудном отделе, ниже голосовых связок и отвечают за то, как звучит наш голос в нижнем регистре. Так как грудная клетка один из самых объемных резонаторов, она чаще всего используется в работе. И на мой взгляд освоить этот резонатор проще всего, ведь как мы очень часто его используем в повседневном звучании. Верным физическим ощущением при работе, будет вибрация в районе грудной кости, ребер, в дальнейшем даже спины. Главное, не забывать про диафрагмальное дыхание и ни в коем случае не зажимать связки! Если пропустить один из этих пунктов, можно заработать травму, и даже потерять голос на небольшой промежуток времени.

Головные резонаторы бывают двух типов: резонаторы "Маски" связанные со средним регистром. И резонаторы головы отвечающие за верхний регистр.

Резонаторы «Маски» находятся выше голосовых связок, и задействованы при работе среднего регистра. Если разбирать чуть точнее, то его составляющие это: гайморовы пазухи, носовая полость, решетчатая пазуха.

Чтобы запомнить верное физическое ощущение при работе резонатора «маски», необходимо представлять, что звук проходит через мягкое нёбо и выходит где-то из задней части головы, при этом положите руку на переносицу – она будет вибрировать. Так же, во время поиска этого резонатора можно слегка опустить голову вниз.

Головной резонатор находится в костях черепа. Добиться верного звучания в этом резонаторе- очень непростая задача, поскольку в повседневной речи мы его почти не используем. Чтоб найти этот резонатор нам придется приложить усилия, ведь звук может казаться нам некрасивым, плоским, а из-за новизны ощущений может появится дискомфорт, почувствовать этот резонатор можно не с первого раза.

Чтобы правильно попасть в головной резонатор, необходимо опустить корень языка, и зафиксировать гортань в опущенном положении. При опускании нижней челюсти во рту создается ощущение «купола». Посылая звуки в мягкое нёбо, у нас начнет вибрировать верхняя часть лба и макушки головы- это верный физический маркер. Очень важно развивать верхний резонатор, поскольку он придает нашему голосу обертона, новые речевые краски, а в связке с остальными дает гораздо больше возможностей для создания речевых характеристик.

Максимальное умение «прощупывать» резонаторы помогает выравнивать и сглаживать регистры, что является особенно тонким и важным делом в формировании голоса. Не надо заботиться о «полётности» звука потому что верно звучащий голос неизбежно полетит вперёд и будет искать выход, стремясь передать тот или иной оттенок мысли и чувства. Чем сильнее эмоциональный прилив, тем стремительней полетит наш голос. Забота сводится к наиболее точному использованию резонаторов, но не к усилению звука.[3] После того, как мы поняли принципы работы резонаторов и образования звука, можем переходить к значению системы резонаторов в актерской работе.

Глава 2 «Значение в актерской работе»

Важность резонаторного звучания в актерской работе довольно велика. Резонаторное звучание полностью базируется на основных маркерах верного речевого звучания- правильное дыхание, четкий контроль мышц. Необходимо удерживать верные физические ощущения у себя в голове, что тренирует навык многофункциональности и актерского внимания. Благодаря подключению актерских задач, мы можем добиться того, чтоб навык полностью вошел в тело, стал осознанным.

При верном и систематическом тренинге, резонаторная система начинает работать неразрывно друг с другом, и тогда мы приобретаем одно из важнейших преимуществ -мы начинаем звучать громче, поскольку правильно распределяемся.

За счет наличия резонаторов мы можем «облагородить» свой звук. При правильной речевой позиции, у нас не возникнет проблем с орфоэпией, появится голосовая мелодика. Наш голос становится более чистым, и полностью отсутствует хрип, сипение, гнусавость. А актер с приятным голосом гораздо больше понравится зрителю, что способствует развитию обаяния и актерской заразительности.

Умение грамотно распределяться в резонаторном звучании делает наше слово звучащим и направленным. Если слово не направленно в партнера то, очень сложно создать взаимодействовать на площадке. Попросту не выйдет донести до партнера свой посыл, и тогда не рождаются подтексты. Можно очень легко потерять умение нести мысль, если теряешь направленность своих подтекстов, потому необходимо не только концентрироваться на актерской задаче, а уметь увлекать себя самим процессом создания взаимодействия за счет речи.

Умение работать резонаторами является, в первую очередь, ярким средством выразительности. Если ты можешь, очень точно, использовать свои резонаторы и чередовать их работу, то они откроют тебе большое поле для развития эмоциональной палитры актера. За счет того, что тебя отлично слышно, зрителю будет интересно наблюдать за внутренней жизнью героя, а после рождения слова, зритель очень четко считает эмоциональный подтекст героя.

С этим пунктом так же неразрывно связано такое достоинство как создание речевых характеристик. Благодаря широкой звуковой палитре мы можем формировать особенности характера персонажа, за счет использования буквально пары звуков, междометий, «крылатых выражений» зрителю будет гораздо легче считывать переживания и отличительные черты персонажа. Так мы можем превратить безликого человечка написанного буквами в тексе автора, в личность, во что-то живое, важное, в подвижный и конкретный образ.

Все вышеперечисленный факторы прекрасно работают на создание атмосферы спектакля. Некоторые режиссеры выбирают резонаторное звучание как отдельное средство выразительности, и например, за счет отрывистого, направленного звучания одного сонорного «М» в исполнении нескольких актеров, можно создать атмосферу напряжения. Применение резонаторного звучания как самостоятельного средства речевой выразительности это совсем не редкость. А вариантов как именно использовать резонаторное звучание большое множество. Если актер овладел таким необходимым средством речевой выразительности, то работать с ним гораздо легче, потому что его звучание уже более объемное и наполненное.

А это значительно облегчает рождение актерских подтекстов, и помогает как можно быстрее развивать навык партнерской работы. Ведь существование становиться осмысленным и более уверенным.

Некоторые актеры не понимают, в чем же важность резонаторного звучания, и довольно часто пропускают этот этап в своём актерском тренинге. Однако, тем самым они обкрадывают себя, потому что не знают о главном секрете - его простоте. Чтоб овладеть резонаторным звучанием, достаточно отслеживать свои физические ощущения и не бояться пробовать, а когда у тебя получится, ты непременно это почувствуешь. И после ты сможешь легко заниматься другими аспектами сценической речи: создавать характер персонажа, просто меня интенсивность движения воздуха в своем теле- разве это не самое удивительное открытие? Чем больше подобных открытий будет происходить во время самостоятельной работы, тем быстрее тело и речь перестанут жить отдельно друг от друга, а энергия будет распределяться более равномерно, тем самым работая на внутреннее действие, без концентрации на работе мышц.

Точность, направленность и глубина актерского действия рождаются из простой, даже технической работы тела, благодаря которой мы можем сконцентрироваться на мыслях и зрительных образах, транслируемых зрителю. Актер это не просто талантливый исполнитель, он - музыкальный инструмент, но для того, что бы зазвучала музыка, необходимо его верно настроить. Освободить место для образов и переживаний. В этом нам может помочь только техника речи.

Это непростая и кропотливая работа, но если сделать её привычной для себя, вы начнете получать удовольствие, не от того как вы правильно, красиво и четко доносите зрителю смысл слов. А от того, что зритель полностью захвачен переживаниями вашего героя, и проживает вместе с ним жизнь, о которой вы рассказываете, как наблюдатель со стороны.

Благодаря тому, что резонаторное звучание может дарить совершенно разные речевые краски, нужно как можно больше времени уделять работе над ним.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: