Глава 3 «Упражнения на развитие резонаторного звучания»




Невозможно действовать, не владея сосредоточенным вниманием, мышечной свободой, внутренним видением, восприятием, оценкой, отношением, навыком внедрения своих видений в сознание партнера, зрителей, художественной перспективой.

Важно не только владеть навыками речевой техники, но и уметь подключать актерское нутро.

Многие рекомендуемые упражнения носят игровой характер. Искусство и игра похожи друг на друга. В игре, которая осуществляется с детской верой и увлеченностью, непосредственностью восприятия придуманных обстоятельств, и заложен корень истинного искусства.

"Вот, когда вы дойдете в искусстве до правды и веры детей в их игре, тогда сможете стать великими артистами", - писал К. С. Станиславский.[4]
Так точно и в занятиях по голосу и речи игровое упражнение, координированное и направляемое режиссером-педагогом, должно быть доведено обучающимся до степени искусства, а это значит -санкционировано чувством веры и правды.

Упражнения игрового характера увлекают, втягивают в работу душевную сферу занимающихся, вызывают положительные эмоции, которые, как известно, раскрепощают фонационные пути, помогают верно формировать свободное звучание голоса.[5]

Главное же -добиться свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий.

Техника нужна для того, чтобы забыть о ней в моменты творчества.


 

· «Пластилин»

Мы представляем, что в наших руках находится пластилин. А мы в свою очередь можем слепить из него все что мы захотим. Но лепим мы не только руками, но и с помощью нашего голоса, руками задавая характер звучания, соединяя жест и звук. Звучать мы можем только с помощью сонорного звука «М-М-М». Иначе смысл упражнения полностью теряется. За счет силы звука мы можем сделать наш материал очень плотным или же наоборот легким и изящным. С помощью длительности звучания, мы можем растянуть часть пластилина, или же сжать. Очень важной особенностью упражнения является концентрация на работе рук. Увлекаясь процессом выполнения, с полной концентрацией на характере жеста и желании вылепить что-то интересное и необычное, навык звучания в резонаторе становится более осознанным.

Если попытаться раскрыть суть упражнения в одном слове, то это будет слово точность. Мы не можем лепить что-то абстрактное и бесформенное. От этого теряется направленность звука. Лучше представить что мы лепим скульптуру, а наш голос - это самый пластичный и отзывчивый материал. Каждый жест и звук должны иметь точный характер, чтоб абсолютно каждый наблюдающий, понимал что же получается у нашего скульптора.

За счет голоса можно предпринять очень много вариаций во время лепки, можно и вовсе сменить материал, и это будет не пластилин, а глина. Так же, можно сгладить острые углы, появившиеся на предыдущем этапе лепки. Но важнее всего, получать удовольствие от процесса и каждый раз пытаться удивить себя, постараться вылепить то, что ещё ни удавалась никому.

· «Картина»

Это упражнение- следующий уровень «Пластилина». Его необходимо делать в парах, потому что, без этого не выстраивается актерское взаимодействие. На площадке встречаются два, абсолютно равных по своему творческому потенциалу художника. И перед ними стоит задача- нарисовать совместное полотно. Но, как и в прошлом упражнении- мы можем рисовать только с помощью звукового сочетания «ЛНИМ». С этой дикционной цепочкой можно играть по продолжительности, делая её более длительной за счет повторения всего звукоряда, или же более интенсивной за счет увеличения скорости повторения. Звуком мы можем задавать характер мазка, вид материала которым будет выполнено полотно. Как и проделанном ранее упражнении, мы должны не терять конкретику образа, рисуемого нами. Но тут мы работаем не на зрителя, а на своего партнера. Огромное преимущество этого упражнения в том, что при наличии партнера на площадке мы не можем работать «под себя», мы обязаны очень четко давать партнеру считывать характер нарисованного нами. За счет этого выстраивается актерское взаимодействие и появляется азарт. Ведь можно попробовать множество актерских пристроек, чтоб работать над картиной сообща. Или же наоборот, обострить конфликт и постараться полностью переделать то что сделал твой партнер- в таком случае нужно будет проявить не только конкретику своего актерского действия, а ещё и перекрыть партнера энергетически. Благодаря этому упражнению, можно очень четко научиться анализировать и считывать партнерское действие, рационально распределяться в собственном и следить за тем, чтоб жизнь тела не происходила обособленно от нашей речи. Подобные «игровые» упражнения поднимают навык актерской работы на новый уровень и позволяют чувствовать себя на площадке более уверенно.

· «Авиамоделист»

Благодаря этому упражнению, мы сможем отработать точность работы наших регистров через резонаторное звучание.

Мы представляем что в нашей руке сконцентрированная нами модель самолета. Мы можем управлять направлением движения с помощью голоса. Тут очень точно работает система голос-жест. Когда высота положения «ведущей руки» контролирует передвижение по регистрам диапазона.

Наш самолет полностью свободен в выборе траектории своего движения, он то взмывает вверх, то стремительно падает вниз, делает «мертвую петлю», плавно опускается на землю. Но чтоб привести в движение наш самолет, необходимо начать звучать на звук «М-М-М» - который имитирует работу двигателя. Как только самолет взмыл в воздух, мы словно маленькие дети, представляем что пилотируем, тот самый самолет, наш, собранный своими руками, и мы озвучиваем свои действия:

Сажусь пилотом в самолет,

Включаю двигатель и — взлет...

На сонорном звуке "М" набирается высота от нижнего до верхнего регистра:

Вот высота предельная

И звонко голос льется.

Пусть этим упражнением

Мой голос разовьется!..

На звуке "Н" рисуются всевозможные движения самолета.

Пошел снижаться самолет

И голос сверху вниз идет...

Звучит он низко, густо!

Посадка-верх искусства;

Не снят с "опоры" голос мой.

Не снят с "опоры" голос мой

Могу гордиться я собой!

 

Очень важным аспектом этого упражнения является то, что мы можем легко отработать голосовые переходы между регистрами, сделать их плавными, незаметными, не теряя объема звука, и просто наслаждаясь процессом.

Благодаря легкому началу, мы можем освободится телесно, сбросить все зажимы и сконцентрироваться на работе с голосовыми регистрами. Представляя что только наша рука может транслировать внутренний характер жеста, мы подключаем все тело. А когда тело полностью включено в актерскую задачу, голос сам подстраивается и точно подбирает характер звука.

Так же хотелось бы отметить, что в этом упражнении мы развиваем связь нашего тела и голоса, и стараемся прийти к тому, что они не могут действовать в разрез друг другу. Они ни в коем случае не враги, они союзники, которые знают сильные стороны, и потому способны выручать друг друга. Необходимо заметить, что без подключения актерской фантазии выполнить упражнение не выйдет. Без веры в происходящее, у вас не получится почувствовать свободу голоса и тела. Потому необходимо верить, и активно включаться в игру. Только тогда, появиться азарт и активность.

В дальнейшем, при работе с этим упражнением, можно переставлять фразы из стихотворения местами, чтоб переходы были более резкими, оттого повысится внутренняя включенность и можно будет отработать переходы между регистрами диапазона более точно.

Но, важно не переборщить и следить за физическими ощущениями. Некоторые увлекаются внутренней задачей и забывают про технику речи, а неправильная работа в такой важном разделе как резонаторное звучание может повлечь за собой травмы, перенапряжение и даже потерю голоса.

Подобные упражнения прививают нам навык свободного владения звуковыми регистрами через резонаторное звучание, благодаря игровой форме.

· «На мели...»

В этом упражнении мы будем отрабатывать выразительность жестов рук и концентрироваться на координации.

У нас есть текст скороговорки на сонорные звуки:

«На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя
О любви не меня ль вы так мило молили
И в туманы лимана манили меня?»

Главная особенность которой, заключается в чередовании сонорных звуков и твердых гласных. Но мы будет работать не только над координацией верного произношения, а ещё и над работой рук. С помощью резонаторной системы, мы должны рассказать эту историю про налима только с помощью жестов рук. Вкладывая «в руки» звучание сонорных согласных, мы можем задать характер действия. Проще говоря- рука транслирует характер звука. В процессе работы у нас начнут рождаться разные подтексты. Тренируя таким образом свою фантазию, мы поймем как можно с помощью звука задавать характер жеста, и наоборот. А так же отработать навыки пластического выражения собственных мыслей.

В дальнейшем, просто переставляя в скороговорке слова, можно будет расширить эту историю, разбавляя предлагаемые обстоятельства новыми деталями, меняя локацию, главного героя. Но суть упражнения не поменяется- неразрывность звука и жеста, и их умение точно транслировать друг друга, работая в связке. Ещё одной особенностью будет возможность быстро менять ритм, ведь как только главное слово будет меняться, то и ритм строки будет выглядеть иначе. Соответственно, при повторении данной строчки, но с другим «главным» словом, мы не сможем продублировать предыдущий жест, поскольку он будет уже не актуален. Так же возможен вариант упражнения, где обучающийся может самостоятельно придумать скороговорку на сонорные и рассказать эту историю, только с помощью рук и голоса.

· «Кукловод »

Это упражнение целиком и полностью посвящено партнеру и направленной работе "в партнера". Мы представляем что один из участников -марионетка, второй- её создатель. Оживить марионетку можно только с помощью звука, так же как и заставить её двигаться или выполнять задуманное. Между ними не возможен прямой телесный контакт- они могут контактировать только через непрямые телесные жесты и звучание на "МММ" со стороны ведущего. Без звука партнер не двигается.

Самая важная часть упражнения это именно актерское взаимодействие внутри этой истории. Благодаря отсутствия прямой коммуникации у каждого звука и жеста рождается подтекст. Он максимально точен, поскольку иначе не выйдет выстроить коммуникацию. Партнеры должны стремиться понять друг друга, поймать импульсы которые рождаются между ними. Благодаря импровизационному характеру упражнения, можно очень точно отработать принцип актерского существования «здесь и сейчас».

Так же важно заботиться о партнере в этом упражнении, в самом идеальном варианте эта забота- обоюдная. Благодаря тому, что один чувствует ответственность -очень быстро начинает функционировать система подтекстов- рождается бережное отношение, ведущий делает все, чтоб уберечь ведомого, ведь он не хочет причинять ему дискомфорт. Бережное отношение быстро выстраивает характер действий по отношению к партнеру. То есть, позиция исполнителя переходит в черту характера импровизированного персонажа. Однако ведомый, в зависимости от собственного темперамента и импульсов партнера начинает формировать свой характер. Он может как принять свою роль и послушно подчиниться, трепетно разбираясь во всех партнерских импульсах, полностью погрузившись в историю и работая в одном направлении.

А может ведомый, недоволен отношением ведущего к себе и больше не хочет подчиняться? Тогда и происходит рождение конфликта между ними. Кукловоду необходимо заново вернуть себе марионетку, но только он сам способен решить как же лучше подобраться к своему партнеру и завоевать его доверие вновь. Это отличная возможность поработать над умением быстро придумывать новые актерские пристройки. Или же кукловод не сможет справится с этой задачей? Тогда ему придется стать новой марионеткой, и уже работать не отдачу импульсов, а максимально точно улавливать приходящие к тебе от партнера.

Очень многим кажется, что это упражнение делать легко, но без точного погружения и работы с партнером- ничего не получится. Ведь если промахнуться с выбором жеста и характером звука, партнер поймет нас неправильно. Необходимо всегда держать визуальный контакт, осмысленно и точно выбирать характер звука, и доверять своему партнеру.

Ценность упражнения в осмысленном актерском существовании, концентрации на внутренних процессах, рождении подтекста. Самое важное умение для актера это- точно выражать свои мысли и чувства. Самый простой путь это сделать-сказать. Даже не самым привычным способом.

Благодаря телу и звучанию, в один звук мы можем вместить всю эмоциональную палитру - протранслировать отношения между персонажами, характеры, иногда даже ситуацию в которой они существуют.

У упражнения нет определенного сюжета, а на площадке, во время работы может произойти все что угодно. Импровизационный характер позволяет почувствовать свободу не только тела и голоса, но и ощущений.

Развивая внутреннюю свободу мы обретаем ещё больше цветов в палитру актерской выразительности.

Заключение

Анализируя все вышеперечисленные доводы касательно важности развития навыков резонаторного звучания, мне хотелось бы выделить несколько важных аспектов проделанной мною работы.

Для того чтоб начать работать с системой резонаторного звучания -нужно хорошо изучить её анатомически. Представляя в какую из частей резонатора мы направляем звук- мы способны контролировать высоту голосового диапазона.

Каждое средство речевой выразительности приобретенное нами в тренинге, гораздо сильнее и ярче раскрывает наши особенности во время работы на площадке. Важно трепетно относиться к работе над собственной речью- ведь только мастерски освоив её технику мы сможем забывать о ней в моменты творчества.

Однако важно помнить о том, что только верные физические ощущения способны сориентировать нас в правильном направлении во время работы. Запоминая их, мы поддерживаем в тонусе свое творческое нутро, благодаря чему мы можем верно распределяться во внутреннем действии.

Резонаторное звучание один из важнейших разделов речевой техники, поскольку оно способно:

· Облагородить наш звук

· Усилить его широту

· Раскрыть обертона каждого голоса

Проще всего развить работу резонаторной системы нам помогает актерский тренинг. Благодаря тому, что во время выполнения механического упражнения появляется актерская задача, начинают развиваться подтексты, слово приобретает характер и становится направленным.

Благодаря игровой форме большинства упражнений, нам легче сбросить физическое напряжение и сконцентрироваться на том, как мы звучим. Подарить нашему звуку точность, направленность.

Важно не забывать слушать и доверять своему телу, стараться удивлять себя, уметь увлекаться даже самым элементарным заданием.

Список литературы.

1. Чарели Э. М., «Как развить дыхание, дикцию, и голос» - Екатеринбург,Издательство Дома учителя, 2000 г. 4-5с.

2. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П. и др. Анатомия человека. Учебное пособие для студентов ВСО. - Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2004,168с

3. Акулов В. В., Изучение основ вокального действия на первичном этапе Методическая разработка, Санкт-Петербург СПбГИК 2019. 9с.

4. Станиславский К. С.,«Работа актера над собой»

5. Савкова З.В.,«Техника звучащего слова». Учебное пособие.- Санкт Петербург, СПбГАК,1997 г.,73с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: