ИСКУССТВО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.




ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО

СРЕДНИХ ВЕКОВ

Определение средневековья. Происхождение термина и его современное значение. Представление о средневековье и средневековом искусстве в 16-17 веке в разных странах Европы. Особая роль Англии. Эпоха просвещения и ее последствия для памятников средних веков. Начало научного изучения искусства средневековья в эпоху романтизма. Реставрация и исследование памятников: Виолле ле Дюк и его время. Церковная археология 19 века и иконографическая школа. Основные принципы современного исследования искусства средневековья. Периодизация истории и истории культу­ры средиземноморской цивилизации. Стилевая периодизация искусства. Антич­ность и средневековье. Позднеантичное (3-6 век), раннесредневековое (7-9век), романское (10-12век), готическое (13-15 век) искусство. Общие и национальные периодизации, их соотношение. Конец средневековья, средневе­ковье, проторенессанс и начало Возрождения в Италии; средневековье и “ars nova” на севере.

 

ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ИСКУССТВА.

1. ПОЗДНЕАНТИЧНОЕ И РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО.

Римско-эллинистическая художественная культура первых двух веков нашей эры. Исторические процессы и их следствия в области искусства. Сложение новых религий и победа христианства. Изменение этни­ческого. и культурного облика средиземноморья. Эволюция римско-эллинисти­ческого искусства во времена начала упадка империи. Воздействие востока; Ан­тиохия и Рим и проблема восточных основ средневекового искусства. Мозаики полов поздней античности. Дура-Европос: фрески синагоги и баптистерия, их иконография и стиль. Живопись катакомб, специфика ее иконографических решений и художественная концепция раннехристианского искусства. Раннехристианская скульптура: саркофа­ги (саркофаг Юния Басса) и мелкая пластика. Распад стилистического языка античного искусства и сложение нового, экспрессивного и декларативного стиля. Античное наследие в раннехристианской иконографии. Искусство книги в дохристианской традиции иллюстрирования Библии. Переход от свитка к кодексу и связанные с этим изменения в принципах иллюстрирования. «Генезис лорда Коттона» и «Венский генезис» как свидетельства громадной иконографической традиции ранней книжной иллюстрации. Единство истоков средневекового искусства для Византии и для Западной Европы.

 

2. ИСКУССТВО 4-6 ВЕКОВ

"Age of Spirituality": культура 4 - 6 веков как особенная переходная или формирующая эпоха, создающая основания средневеко­вого сознания и искусства. Сложение символического и литургического языка христианской церк­ви; святоотеческая литература. Искусство христианизированнной империи. Фор­мирование главных планировочных и объемно-пространственных типов в архитек­туре 4-6 веков. Базилика и центрическое здание. Константиновские постройки Рима и других городов империи. Иконография христианского церковного строительства. Светские постройки. Иконографические принципы изобразительного искусства 5-6 века: мозаическая декорация и монументальная живопись в украшении храма. Санта Мария Маджоре и Сан Паоло за стенами в Риме; Сан Витале в Равенне и другие равеннские памятники. Искусство книжной миниатюры по свидетельствам языческих (Ватиканский Вергилий, Амброзианская Илиада) и христианских памятников. Скульптура. Основ­ные художественные центры искусства этого периода: Рим, Равенна, Милан, Константинополь, Сирия и Палестина. Постепенное расхождение западной и восточной традиций. Век Юстиниана в Византии и памятники западного искусства 6 столетия: мозаики церкви Косьмы и Дамиана и Сан Лоренцо за стенами Рима. Упадок Рима в 6 веке, его разрушение при Тотиле и конец античности.

 

ИСКУССТВО РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Великое переселение народов и вызванное им изменение этнической и культурной карты Европы. Сложение варварских государств. Их отношение к римско-античному прошлому, язык и культура. Соединительная роль церкви как хранителя языка и литературы Рима. Особое положение Рима. Церковные школы и монастыри. Монастырская колонизация Западной Европы. Каролингская культура как первая самостоятель­ная и развитая культура средневековья.

 

1. ИСКУССТВО РИМА 7-9 ВЕКОВ.

Распад античной традиции в римском искусстве 7-9 веков. Раннесредневековые постройки Рима. Деградация строительной техни­ки и вырождение римско-античного понимания отношений конструкции и декора. Вторичное использование фрагментов разбираемых античных зданий. Монументальная живопись в 6-9 веках: постепенный переход ко все более плоскостной, линейной и схематической манере в 7 и 8 веках. Мозаики оратория св. Венанция при Сан Джованни Латерано в Риме. Фрески церкви Санта Мария Антиква. Множественность и разнородность влия­ний. Начало иконоборчества в Византии и греческие мастера в Риме 8 века. Мозаики оратория папы Иоанна VII. Пасхалиевский "ренессанс" и связанное с ним возобновление некоторых иконог­рафических и стилистических приемов позднеантичного искусства. Мозаики капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе, мозаики церкви Санта Мария ин Домника.

 

2. ИСКУССТВО ВАРВАРСКИХ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ7-9 ВЕКОВ.

Характе­ристика локальных школ и традиций. Эволюция искусства (по видам). Архитекту­ра: распад типологической системы и выживание наиболее примитивных в архи­тектурном и наиболее важных в смысловом отношении типов. Базилика и бап­тистерий. Отношение конструкции и декора в новом их понимании. Неизменяемые остатки античности в архитектуре раннего средневековья. Баптистерий св.Иоанна в Пуатье; «tempietto langobardo» в Чивидале. Памятники северной Испании начала 9 века как пример смешения разнородных влияний. Школа Овьедо. Сан Юлиан де лос Прадос и Санта Мария де Наранко. Проторо­манские элементы в архитектуре северной Испании и проблема раннесредневеко­вой истории базиликального храма. Скульптура: типологические изменения, но­вые жанры и места для скульптурной декорации. Общие свойства стиля: схема­тизм, линеарность, переход к объемному рисунку по камню. Скульптура малых форм как единственная область, относительно сохраняющая черты стиля 6 века. Декоративные искусства: традиция варварских народов. Орнамент. Живопись: книжная миниатюра главнейших школ. Северная Италия: кодекс Эгино. Нортумбрийско-ирландская школа: Евангелие Дарроу, Келлская книга. Меровингская Франция: Геллонский сакраментарий. Начало интеграции различных влияний в книжной миниатюре 8 века. Композиционно-иконографические схемы, сохраняющие черты позднеантичной традиции, и линейно-графическая культура, пришедшая с варва­рами и развитая нортумбрийско-ирландской школой. Итоги раннесредневековой художественной эволюции Европы.

 

3. "КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ".

Придворная культура времени Карла Великого. "Академия" Карла; антикизирующие тенденции и собирание памятников античной словесности и позднеантичного искусства при дворе. Образование во времена Карла и его преемников; библиотеки; сло­весность; начало философской мысли на Западе. Роль церковной и светской культуры; основные заказчики каролингского времени. Каролингская архитекту­ра. Возобновление позднеантичных типологий в строительстве. Использование образцов Рима и Равенны, а также иных, например, вестготских традиций. Аахенский дворцовый комплекс. Раз­витие базиликального церковного здания в монастырском строительстве придвор­ного круга: новые планировочные и объемно-пространственые рещения. Сен-Рикье, Сен-Галлен, Фульда. Хор и вестверк, зарождение обхода, многоба­шенность. Корвей. Отношение к ордеру. Устойчивые и неустойчивые формообразования в каролингской архитектуре и влияние каролингский памятников на формирование романского архитектурного стиля. Каролингская живопись. Церковные постановления За­пада в ответ на ересь иконоборчества и их воздействие на искусство. Сохра­нившиеся монументальные памятники: церковь св. Иоанна в Мюстере. Несохранившиеся мозаики Аахенской капеллы и фрески дворцового комплекса в Ингельхайме; черты «возрождения античности» в программах монументальных циклов. Книжная миниатюра: периодизация, основные школы. Придворная школа Карла Великого. Ее источники в позднеантичном, севе­роитальянском, меровингском, островном искусстве раннего средневековья. Копии с несохранившихся позднеантичных памятников; «Аратея». Образ и текст в «О похвалах св.Кресту» Рабана Мавра. Евангелие Годескалька. Рукописи круга Евангелия аббатисы Ады. Постепенное нарастание антикизирующих черт стиля и греческого влияния. Новые и старые иконографии: Евангелие Сен Медард из Суассона. Высшие проявления «каролингского Возрождения»: Аахенское и Венское Коронационное Евангелие. Смена стиля после смерти Карла и распада его придвор­ной культуры. Школы Реймса и Тура в первой трети 9 века, своеобразное использование античных образцов и сложение более устойчивых собственных тра­диций. Утрехтская псалтирь. Памятники времени императора Лотаря и Карла Лысого, своеобразие позд­некаролингских иконографий. Библия аббата Вивиана. Значение иконографической традиции каролингского искусства для позднейшей книжной миниатюры. Некоторые устойчивые черты стиля западноевро­пейской книжной миниатюры, складывающиеся в каролингском искусстве. Каро­лингская пластика и декоративно-прикладное искусство в сравнении с позднеантичными и византийскими образцами. Образцы 6 века в ин­терпретации каролингских мастеров. Античные и варварские мотивы; визан­тийские влияния; сложение новых типов декора.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Происхождение термина "романский" и его условность. Истори­ческая и историко-культурная периодизация зрелого средневековья и место ро­манской эпохи в этой схеме. Распад каролингского государства и его последствия для культурной истории Европы. Сложение нового значительного центра в Саксонии. Оттоновская династия в Германии, ее историко-культурная ориентация и династические связи. Другие значительные центры этого времени и их отношение к куль­туре оттоновского круга. Роль папства; развитие монастырских школ, основные свойства литературы этого периода, упрочение самостоятельной религиозной мысли, сложение орденов как предпосылки формирования романского искусства. Историческая ситуация в середине 11 - середине 12 веков. Великая схизма, ее последствия для культуры; сложение самостоятельной средневековой культуры на Западе. Начало крестовых походов. Расцвет монастырских конгрегаций и мо­настырских школ; городские епископские школы и новая образованность конца 11 - 12 века. Интерес к античности и формирование самостоятельных философских систем. "Ренессанс" в латинской литературе 12 века. Начало схоластики. Пери­одизация искусства романики; особенности национального развития.

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ РОМАНСКОГО ИСКУССТВА (950-1050 гг.).

Архитектура. Проблема базиликального сводчатого здания как основная тема архитектурной истории в период формирования романского искусства. Ломбардская традиция в архитектуре раннего средневековья и ее распространение по Европе; остаточные элементы античного декора и ранние сводчатые решения ломбардских мастеров. Архитек­турные традиции 10-11 века, сложившиеся под влиянием Ломбардии. Оттоновская ар­хитектура, ее планировочные особенности и декоративные принципы. Наследие каролингской и византийской традиций в оттоновской архитектуре. Новые решения: церковь св. Кириака в Гернроде. Постепенное вытеснение позднеантичной и каролингской традиции храмового здания и сложе­ние многосоставной, сложной сводчатой базилики с ордерным декором внутренне­го пространства в немецкой архитектуре к середине 11 века. Собор в Шпаере. Франция: поиски нового решения восточной части здания в архитектуре 10-11 веков. Ранние сложные крипты. История сложения хора с обходом: первоначальные и окончательные варианты этой систе­мы. Раннероманские памятники: церковь Сен Филибер в Турню. Ордерные решения ранней романики: Сан Пере де Рода и нартекс Сен Бенуа на Луаре. Сложение трехнефной сводчатой системы с цилиндрическим сводом в главном и крестовыми в боковых нефах. Сен Мартен в Туре и паломнические базилики. Изобразительное искусство. Книжная миниатюра "оттоновского возрождения". «Registrum Gregorii» как свидетельство антикизирующих тенденция в оттоновском искусстве. Нарастание византийских влияний в искусстве около 1000 года и их соотношение с каро­лингским наследием. Сложение новых иконографий по принципам, неизвестным позднеантичному и каролингскому искусству: Евангелие Оттона III, Аахенское Евангелие, Евангелие аббатисы Уты. Стилистические особенности оттоновской миниатюры. Продолжение ее традиций и их видоизменение в искусстве первой половины 11 века. Кельнская школа. «Золотое Евангелие» из Эхтернаха и «Золотой кодекс» Шпайерского собора. Пластика: роль мелкой пластики в искусстве 950-1050 гг. Своеобразие натурализма в оттоновской пластике: Распятие Геро и диптих из Трира. Монументальные па­мятники из бронзы (двери церкви св.Михаила в Хильдесхайме) и драгоценных ме­таллов (алтарный антепендий и кафедра аахенской капеллы, антепендий Базельского собора). Монументальные памятники из камня: киворий Сант Амброджо в Милане. Иконография и стиль раннероманского изобразительного искусства.

 

 

2. РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА.

 

Характеристика нового архитектурного языка. Тех­нический и художественный смысл романской архитектурной системы: проблема сводчатой базилики как центральная для романики. Историческое происхождение романской базилики: античные, раннехристианские, сиромалоазийские истоки этой формы. Типологические и иконографические особенности романского храма. Двубашенный западный фасад. Новобенедиктинский план и хор с обходом. Романская архитектурная система как первая зрелая стилистическая система за­падноевропейской архитектуры; романская и византийская архитектура в сравнении. Паломни­ческие базилики, их планировочные, объемно-пространственные и декоративные принципы. Воздействие основных структурных элементов паломнических базилик на архитектурную традицию европейских школ и сложение новых национальных ро­манских традиций. Монастырское и светское строительство в архитектуре 11-12 веков, их национальные особенности. Жилой дом и светские общественные пост­ройки; градостроительные принципы.

 

Романская архитектура Франции. Историко-культурные основания развития искусства во Франции в 11-12 веках. Монастырские конгрегации и связанные с ними центры культуры. Раннеромакнские постройки: Турню, Пайерн. Паломнические базилики и их непосредственное влияние на французскую архитектуру. Клюнийский орден, формирование художественных принци­пов клюнийской школы. Базилика Клюни 3 как высший памятник романской архитектурной школы, ее планировочные и конструктивные отличия от паломнических базилик, ее пропорциональные особенности и декоративные мотивы архитектурного убранства. Специфика романской функции архитектурного ордера. Античные и сиромалоазийские влияния. Монастырские постройки Клюни. Другие памятники клюнийских мастеров: Паре ле Мониаль, Отен. Распространение клюнийских принципов органи­зации стены и сводчатых конструкций в бургундской школе и наложение их на более старые решения (Везеле). Овернская школа и связанные с нею упрощения бургундской романской системы. Западная Франция: Аквитания и Пуату. Куполь­ные соборы этих мест и их особенности; зальные церкви школы Пуату. Особен­ности решения фасадов в архитектуре Западной Франции. Византийские и раннех­ристианские элементы в конструктивно-планировочных схемах. Нормандия: осо­бенности восприятия архитектуры паломнических базилик в этом регионе: специ­фика нормандских сводов и клеристория. Двубашенный фасад нормандских базилик и его значе­ние для будущей эволюции готиченской архитектуры Иль-де-Франс; романская традиция в Иль-де-Франс. Межрегиональные течения во французской романской архитектуре, связанные с монастырскими шко­лами. Цистерцианский орден и его строительство: влияние клюнийской традиции и его переработка, сложение самостоятельной типологии монастырского собора у цистерцианцев и распространение цистерцианского стиля по Европе. Промежуточное положение цистерцианского строительства в ряде стран между романикой и готикой.

 

Романская архитектура Англии. Англо-саксонские памятники. Норманнское завоевание и первые памятни­ки романской архитектуры в Англии. Особенности планировки, ярусного и деко­ративного построения; типологические особенности монастырского строительства 11-12 веков. Примитивизация французских влияний (Сент-Олбанс) и поиски новых структурных и ордерных решений. Петерборо, Или, Норич – англосаксонская традиция и французские влияния на романскую архитектуру Англии. Сравнительные особенности романских церквей Нормандии и Англии. Особенности английского осмысления ордера и ритма. Глостер; Даремский собор и его место в истории романского архитектурного развития. Церковь Гроба Господня в Кембридже и ее иконографиеческая традиция.

 

Архитектура романской эпохи в Италии. Исторические особенности разви­тия Италии в 11-12 веках. Типология церковного, общественного и частного строительства. Периодизация и основные региональные школы. Ломбардия. Мест­ная традиция раннесредневекового строительства и влияния Франции. Сант Амб­роджо в Милане. Типологические особенности романского соборного комплекса Ломбардии. Ломбардская базилика: планировка, система сводов, решение алтар­ной части, декор. Внешняя декорация стены и особенности архитектурного реше­ния порталов. Пармский соборный комплекс. Ордер в ломбардской архитектуре. Венеция: Сан Марко и визан­тийская архитектура в Венеции. Влияние центрической купольной схемы визан­тийского типа на романское искусство Венеции и Венето. Сант Антонио в Падуе. Тоскана: Пизанский соборный комплекс. Пизанская базилика и проблемы разнообразных влияний, в ней отразившихся. Особенности ордерного строения пизанских памятников. Бап­тистерий и колокольня. Другие памятники пизанской школы; декоративные особенности луккских церквей. Флоренция. Основные черты романской архитектуры во Флоренции и проблема античного и раннехристи­анского влияния в этой школе. Место ордера в декорации интерьера и фасада. Понятие "проторенессанса" и его смысл для романской архитектуры Тосканы. Флорентинский баптистерий и церковь Сан Миниато аль Монте. Рим: консерватизм романской архитектуры римской школы. Архитектура малых форм в римской традиции; работы мастеров Космати и Вассалетти. "Инкрустаци­онный стиль". Двор церкви Сан Паоло фуори ле Мура. Южная Италия и Сицилия: ломбардские и тосканские черты в Бари и Битонто, арабские влияния в смешении с византийскими в Палермо, Монреале. Чефалу. Общее и особенное в региональных архитектурных школах Италии 11-12 веков.

 

Романская архитектура Германии и Нидерландов. Сложение основных принципов романской архитектуры Германии при Оттонах и первых императорах салической династии. Церковь Св.Гертруды в Нивелль как образец раннего применения ордера. Собор в Трире и его ломбардские черты. Консервативные тенденции школы Хирсау и их распространение в монастырском строительстве; цистерцианские церкви Саксонии. Роль ломбардского влияния в эволюции рейнской школы немецкой архитектуры 11-12 веков; Шпайер и им­перские соборы Рейна, их планировочные принципы, система сводов и декор. На­циональные особенности немецкой романской архитектуры. Влияния имперских со­боров Рейна на монастырское строительство: Св.Мария Лаах. Кельнская школа: разнородные вли­яния, определившие ее специфику. Церковь Санта Мария ин Капитоль и церковь св.Апостолов; другие храмы той же типологии Нидерландские памятники, их смешанная стилистика; собор в Турне в сравнении с английскими памятниками своего времени. Позднероманская традиция на переходе к готике: собор в Бонне.

Романская архитектура Испании и Португалии. Особенности развития романской архитекту­ры в регионах, подверженных арабскому и византийскому воздействию. Протороманские и раннероманские постройки Испании: памятники Наранко и их значение как первых полностью сводчатых построек 9 века. Мосарабская стилистика 10 века в северной Испании: от Сан Мигель де Эскалада до новых ломбардских влияний в Сан Мигель де Кукса. Сан Пере де Родес и ее место в истории формирования романской ордерной системы. Стиль «Мудехар» в архитектуре второй половины 11 века. Сант Яго да Компостелла, традиция паломнических базилик и архитектура паломнических дорог. Дальнейшая судьба романской традиции в Испании: Сан Исидоро в Леоне, Авила и французское цистерцианское влияние. Купольные постройки зрелого романского стиля в Испании: Самора, Тора, Саламанка. Торрес дель Рио и мусульманские элементы в позднероманской архитектуре Испании. Романские памятники Португалии: Томар.

Романская архитектура в других европейских странах и вне Европы. Общая роль ломбардских арте­лей в распространении основных принципов романской архитектурной системы. Интернациональные свойства романской архитектуры и национальные ее особенности. Архитектура, связанная с деятельностью воинствующих орденов. Постройки крестоносцев в Сирии и Св.Земле. Романская архитектура в странах Восточной Европы и ее соединение с эле­ментами византийской ориентации. Романские черты в архитектуре Древней Руси, в первую очередь в галицких и владимирских памятниках. Романское искусство и искусство византийской провинции в странах Малой Азии и Кавказа; общая сравнительная характеристика кавказской средневековой, византийской и романской архитектуры.

 

 

3. РОМАНСКАЯ СКУЛЬПТУРА.

Изобразительное искусство Западной Европы около 1000 года. Византия и Запад: античная традиция и ее значение для иконографии и художественного языка средневековья. Византийские образцы и пути их про­никновения на Запад. Множественность национальных школ, основные центры и их отношение к Византии. Особенности периодизации романского изобразительного искусства; проблемы 13 века. Иконографические принципы зрелого романского искусства и их отражение в монументальной живописи и книжной миниатюре. Скульптура в раннесредневековом, каролингском и предроманском искусстве. Ви­зантийская пластика и ее влияние на европейскую скульптуру; декоратив­но-прикладное искусство и мелкая пластика как основной источник влияний. Ал­тарная преграда, декорация престола, кафедры, капителей, надгробий и портала как основные места для монументальной скульптурной декорации в романское время. Первые памятники монументальной пластики в раннероманский период и их зависимость от книжной миниатюры и ювелирного искусства. Франция. Алтарная преграда Сен Сернен в Тулузе. Сложение романской иконографии портала во Франции. Основные памятники портальной скульптуры во Франции: темы и стилистика. Пор­талы Тулузы и Клюни 3, рельефы клуатра в Муассаке. Бургундская школа, Клюни, Отен, Везле. Экспрессивный стиль клюнийской школы. Скульптура Суйяка. Порталы Муассака и Конка как примеры развитого портала зрелой и поздней фазы романского стиля во Франции. Иконография портала в Муассаке как наиболее полная программа фран­цузского романского портала. Позднероманский портал Сен Фортунат в Шарлье. Западная Франция: скульптурная декорация Ангу­лемского собора и Нотр Дам де ла Гранд в Пуатье. Особенность южнофранцузской школы с ее антикизирующим стилем. Сен Жиль дю Гар, Сен Трофим в Арле. Античное, византийское и романское в Сен Жиль. Италия. Специфические особенности типологии: романские кафедры, кивории, престолы, алтарные подсвечники, бронзовые двери. Ломбардия: на­чало романской скульптуры. Киворий и кафедра Сант Амброджо в Милане. Особенности раз­мещения скульптуры на фасадах церквей. Скульптурная декорация Сан Марко в Венеции. Моденский собор и его фасад. Ро­манский скульптурный портал Северной Италии: Верона, Парма. Алтарная преграда: Модена. Работы Бенедет­то Антелами и его круга в Парме, Кремоне, Ферраре, и Фиденце; античное в романской скульптуре Северной Италии. Романские кафедры Тосканы. Скульптура Пизанского баптистерия и проблема перехода от романского к готическому искусству в итальянской скульптуре. Позднероманские памятники в Лукке и Барге. Инкрустационный стиль Космати и Вассалетти в Сан Паоло за стенами Рима и его распространение по Италии. Бронзовые двери итальянских церквей и проблемы византийских влияний на романскую пластику Италии 12 века. Южноитальянские традиции: скульптурная декорация в Трани и Бари, мозаическая инкрустация кафедр Сполето. Скульптурная декорация Монреальского собора. Герма­ния: начало романской скульптуры в памятниках оттоновского периода. Монументальные распятия и надгробия романского времени. «Гроб Господень» в Гернроде. Скульптура Базельского собора; скульптура портала церкви св.Иакова в Регенсбурге. Позднероманское искусство алтарной преграды Бамбергского собора и византинизирующие тенденции в искусстве около 1200 года; леттнер Либфрауенкирхе в Хальберштадте и «Золотые врата» Фрайберга. Мелкая пластика и ювелирное искусство. Кельнские раки и их типологическое и стилистическое своеобразие. Работы Николая Верденского. Испания. Порталы Сан Исидоро в Леоне. Скульптура монастыря Сан Доминго де Силос и ее французские параллели. Порталы Сант Яго да Компостелла. Портал Санта Мария в Риполль и особенности его иконографической проглраммы. Позднероманская скульптура Испании: Овьедо и Сан Винсенте в Авиле. Раннеготические тенденции в испанской скульптуре середины-конца 12 века и французские процессы этого же времени. Византийское, античное и собственно романское в романской пластике 12 века.

 

 

4. РОМАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Монументальная живопись. Памятники монументальной живописи, сохранившиеся от каролингского времени. Возобновление искусства фрески под византийскими влияниями в оттоновской Германии. Определяющее влияние Визан­тии до 1200 года как основной фактор, направляющий стилистическое и отчасти иконографическое развитие. Основные национальные школы. Фрески Сен Савен сюр Гартамп, Ламбаха и Сант Анджело ин Формис как крайние стилистические вариан­ты искусства второй половины 11 века. Стилистическая эволюция первой полови­ны 12 века. Проблемы провинциальных и столичных стилей в византийском искусстве и их отражение в романской живописи. Примитив и его художественный язык. Ковер из Байе. Испания: фрески Каталонии и Леона. Романская скульптура и романская живопись во Франции 12 века: сравнительная характеристика. Фрески Тавана. Фрески круга клюнийских мастеров. Стилистические и иконографические особенности, несводимые ни к одной форме византийских влияний. Италия. Римская традиция, фрески Сан Клементе. Сан Пьетро в Тускании. Фрески Сан Пьетро аль Монте в Чивате. Мозаики абсиды Сан Клементе в Риме. Искусство второй половины 12 века. Мозаики византийского происхождения в Сицилии и Венеции и их влияние на местных мастеров. Фрески Аквилеи. Нарастание византийских влияний как общеевропейская тенденция. Фрески Кентерберийского собора. Maniera byzantina в итальянской живописи первой половины 13 века. Фрески Сегены в Испании и роспись потолка церкви св. Михаи­ла в Хильдесхайме как образцы стиля первой половины 13 века. Иконография Хильдесхаймских фресок и начало готики. Романский витраж: Книжная миниатюра. Основные типы иллюминированных руко­писей в романское время. Инициалы, заставки, листовые иллюстрации, их размещение в тексте. Иконографический спектр романской миниатюры. Сакральные и светские тексты, особенности их иллюстрирования; представление о структуре и символике мироздания и их выражение в искусстве. Античные основания этих представлений; ковер из Жероны. Изменение структуры мировосприятия. Космос и человек в иконографии 12 века: символика зрелого романского искусства. Принципы романских догматических и повествователь­ных иконографий в искусстве книжной иллюстрации и аналогичные принципы в мо­нументальной скульптуре. Эволюция романских иконографических схем к середине 12 века. Национальные школы и их характеристика. Англо-саксонские памятники 10-11 веков. Каролингские источники этой школы. Бенедикционал Этельвуда и связанная с ним традиция. Иконографические инновации англо-саксонской школы. Дальнейшее развитие английской миниатюры в первой половине 12 века: Псалтирь Сент Олбанс, Библия Бьюри, Библия Ламбет. Миниатюры Винчестерской Псалтири и Винчестерской Библии. Германия и Империя: оттоновское наследие и памятники 11 века, продолжающие его. Библия из Ставелота и дальнейшее развитие этих тенденций в зрелой романской стилистике. Библия Флорефф и ее иконографические особенности. Текст и изображении в Евангелии Гериха Льва. “Liber Scivas” Хильдегарды Бингенской из Висбадена и его значение в искусстве 12 века. «Hortus Deliciarum” как наиболее полное воплощение позднероманской иконографической креативности и его вероятное стилистическое значение. Испания: примитивное искусство Библии Альбеарес и его трансформация в традициях испанских комментариев на Апокалипсис. Франция: Апокалипсис из Сен-Севера. Северо-восточные скриптории в первой половине 12 века. Цистерцианские рукописи и их особенности, Клюнийская школа, искусство иерусалимских мастерских. Италия: гигантские Библии 12 века и их традиция. Иконография раннероманских и зрелых романских Библий. Византинизирующие и антикизирующие черты в итальянском искусстве и книжной миниатюре второй половины 12 века.

5. ДОРОМАНСКОЕ И РОМАНСКОЕ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Типология романского церковного предметного мира. Романский храм как иконографическое целое: портал, двери, алтарная преграда, алтарный стол, кафедра, алтарный киворий, хорос, литургические сосуды, реликварий, рака, напрестольное Евангелие и т.д. Светские предметы романского времени. Портативные и тиражируемые культовые предметы как способ передачи иконографических и стилистических влияний. Техники прикладного искусства и символика метариала. Каролингская слоновая кость: оклад Евангелия из Лорша, трон св.Петра. Алтарь Сант Амброджо в Милане, кафедра Генриха II в Аахенской капелле, Распятие Геро, реликварий Сен Фуа из Конка. Бронзовые двери епископа Бернварда из Хильдесхайма, двери из Монтреале, из Сан Дзено в Вероне и из Новгорода. Купель Рене де Юи из Льежа. Оклад Евангелия архиепископа Ариберта из собора в Милане, триптих “Alton Towers”, Реликварий из Хохэльтена. Алтарь из Лисбьерга, алтарный фронталь Базельского собора, алтарный фронталь Аахенской капеллы, несохранившийся алтарь Св.Ремаклуса из Ставелота. Рака Трех Волхвов, Клостернойбургский алтарь.

6. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ОКОЛО 1200 ГОДА

Искусство Византии и искусство средневекового Запада в Каролингское и оттоновское время. Иконографические и стилистические воздействия Византийского искусства на латинское; средства распространения влияний. Романское искусство и византийское искусство: влияние Византии на юге Италии и в Германии, постепенное воздействие на другие регионы. Мозаики Сан Марко в Венеции и византийское искусство в Италии, мозаики Палермо, Монтреале и Чефалу. Византийские воздействия в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве: французские памятники рубежа столетий, портал Фрайберга, леттнер в Хальберштадте, Клостернойбургский алтарь и рака Трех Волхвов. Античные реминисценции в тех же памятниках; «античное», «византийское» и «готическое» в искусстве этого времени. Фрески крипты собора в Аквилее, фрески Сегены и потолок церкви св.Михаила в Хильдесхайме. Рукописи, отразившие те же тенденции: миниатюры Винчестерской Псалтири, Винчестерской Библии, Мерзебургской Библии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: