ИСКУССТВО ПОЗДНЕЙ ГОТИКИ.




Европейская культура 14-15 веков. Позднее средневековье: смысл термина и хронологические его границы для разных регионов. Средневе­ковье и Возрождение в Италии, средневековье и 15 век как новая эпоха на се­вере. Историческая характеристика периода: главнейшие культурные центры, старые и новые. Церковь и папство, главные факты их позднесредневековой истории. Светская и церковная культура в образовании, философской мысли, в литературе этого времени. Образование: новые интересы, новые формы, отноше­ние к античности. Философия: рационализм и мистика 14 века как две формы изменения высокой схоластики. Наука и философия на пороге Возрождения: начало гу­манизма в Италии. Расхождение исторических путей Италии и севера: италь­янский гуманизм и позднесредневековая философия и проповедническая культура Севера. Латинская литература 14-15 века и литература на новых языках. Самосоз­нание человека и выделение идеи личности из средневековой антропологии. Фор­мы быта и стиль жизни позднего средневековья. Придворная культура. Пределы средневековья и категории, остающиеся от средневековья в будущем.

 

 

1. АРХИТЕКТУРА.

Типология готического строительства в разных странах в се­редине 14-15 веках. Церковное строительство: планировочные, объемно-прост­ранственные и декоративные решения поздней готики. Новые или изменившиеся типы светских построек. Предистория поздней готики во Франции: церковь Сент Урбен в Труа и памятники сходного стиля. Роль английской готики в сложении позднеготического архитектурного языка. Английская готика "украшен­ного" стиля: капелла Богоматери в Или, церковь аббатства в Тьюксбери и Бристольский собор. Инновации в соотношении конструкции и декора, закладывающие основы новой стилистики. Глостерский собор и перпендикулярная готика как другая версия видоизменения архитектуры зрелой готики. Франция: консерватизм классической готики и постепенные ее изменения в Тулузском соборе, в Родесе, в Се. Новые принципы конструктивного и ордерного решения в церкви яковитов в Тулузе. Французские памятники после окончания столетней войны: Нант, Тур, Туль. Вертикализм поздней готики и особенности ее ордерных форм. Нормандские памятники – Руанские церкви и Руанский собор, Кодебек-ан-Ко, собор в Эвре; «пламенеющая» готика во Франции и ее использование в последних строительных работах «великих» готических соборов – Шартра, Амьена, Бове. Собор в Вендоме. Переход к сложным сводам в самой поздней стилистике французской готики: сакристия собора в Сенлисе. Крыльцо собора в Альби. Последняя фаза готики в Англии. Неф Кентерберийского собора, собор в Винчестере. Капеллы поздней готики в Англии – капелла Королевского колледжа в Кембридже, капелла Виндзорского замка, капелла Генриха VII в Вестминистере. Технические новации и декоративное своеобразие последнего этапа готики в Англии. Нидерланды: смешение английских и французских влияний и сложение на этой основе своей версии поздней готики. Изменение системы пропорций: церковь в Юи. «Брабантская готика». Мехеленский собор. Либфрауенкирхе в Антверпене, Лувенская церковь св.Павла: особенности ярусного и декоративного решения. Церковь в Бру как пример завершающей стилистики поздней готики у нидерландских мастеров. Германия: переход к новым формам в памятниках кирпичной готики конца 13-начала 14 века. Мариенкирхе в Любеке, ц. св.Николая в Штральзунде, Пельплин, Доберан. Развитие поздней готики в рейнских землях: фасад Страсбургского собора, Кельн. Ц.Св.Креста в Швабском Гмюнде. Собор Св.Вита в Праге и архитектурные новации Петера Парлера. Зальные церкви поздней готики в Германии: хор приходской церкви в Зальцбурге. Санкт-Мартин в Ландсхуте, Фрауенкирхе в Мюнхене: декорация сводов и решение ордера в зальных церквях Виттельсбахов. Нефы собора в Брауншвайге. Санкт-Лоренц в Нюрнберге и Сант-Анна в Аннаберге: дальнейшее развитие зальных церквей. Декоративные решения поздних сетчатых сводов. Владиславский зал в Праге и другие примеры светского строительства поздней готики. Поздняя готика в Италии: Фасад Сиенского Баптистерия. Санта Мария делла Спина в Пизе, Сан Джовании э Паоло, Санта Мария Глориоза Деи Фрари в Венеции. Тосканская готика второй трети 14 века: неф флорентинского собор и церковь Санта Тринита. Пропорциональные особенности и ордерные решения поздней готики в Тоскане. Собор Сан Мартино в Луке. Сан Петронио в Болонье и Миланский собор. Испания и Португалия: начало художественных изменений в 14 веке; Барселонский собор и церковь Санта Мария дель Маар в Барселоне. Планировочные и пропорциональные особенности собора в Жероне. Собор в Пальма да Майорка. Поздняя готика: собор в Севилье: планировочная и пространственная структура, ордерные решения, формы сводов, особенности наружного декора. Испано-мавританские и испано-фламандские художественные течения в зрелом и позднем средневековье. Капелла Коннетабля в Бургосе и памятники этой типологии. Сан Хуан де лос Рейес в Толедо и последняя фаза готики в Испании. Саламанка, Сеговия. Португалия: архитектурный ансамбль монастыря Санта Мария Витториа в Баталье, монастырь иеронимитов в Белене, монастырь рыцарей Христа в Томаре. Переходные памятники «готики после готики»:собор в Пьенце, Чертоза в Павии, ц. Сен-Пьер в Кане, ц. Сен-Жан в Льеже, ц.Св.Евстафия в Париже. Вторжение ренессансных декоративных форм в готическую конструктивную схему. Сент-Этьен дю Мон в Париже. Ордер ренессансный и ордер готический. Вырождение готи­ческого стиля в набор декоративных приемов и сложение новой регулярной объ­емно-пространственной структуры в светском строительстве. Первый французские замки ренессансной стилистики, фасад университета в Саламанке. Светская архитектура поздней готики. Светские постройки поздней готики во Франции – дом Жака Кера в Бурже, епископский дворец в Руане, замковое строительство. Ратуши поздней готики в Нидерландах – Лувен, Аррас, Брюссель, Гент. Иные светские постройки этого времени в Нидерландах. Позднеготические светские постройки Италии: Палаццо Веккио во Флоренции, Палаццо Публико в Сиене, палаццо делла Раджионе в Падуе, дворец Дожей в Венеции. Дом, дворец, замок, общественные здания позднего средневековья.

 

СКУЛЬПТУРА.

Сближение различных национальных стилей после 1350 года: понятие "интернациональной готики" в изобразительном искусстве; термин, его хронологическое содержание и смысловые границы. Основные изобразительные приемы позднеготической скульптуры: отношение к человеческому телу и лицу, границы готического натурализма, характер движения, трактовка поверхности. Виды, жанры, техники позднеготической пластики, расцвет створчатого скульптурно-жи­вописного алтаря, иконография готического надгробия, алтарной преграды, кафедры. История стилей. Петер Парлер и скульптурные работы его круга в соборе св.Вита в Праге. «Мягкий стиля» в Германии и его распространение. «Интернациональная готика» в Италии и за Альпами. Слютер и бургундское искусство конца 14 – первой половины 15 ве­ка. "Колодец Моисея" в его иконографии и стиле; надгробия бургундских герцогов; портал Шартрез де Шанмоль. Бургундская пластика и живопись “ars nova”. Типология позднеготического надгробия в его дальнейшем развитии; гробница Филиппа По, великого сенешаля Бургундии. Ганс Мульчер и немецкая скульптура этого времени. Западный портал собора в Ульме. Поздняя готика в германских землях. Николаус Герхарт: гробница архиепископа Якоба фон Сирка из Трира, cтрасбургские работы, гробница императора Фридриха III в соборе Св.Стефана в Вене. Скульптуры сидений хора собора в Ульме и дальнейшая эволюция после Мульчера и Герхардта. Михаель Па­хер, Алтарь св. Вольфганга. Фейт Штос, алтарь церкви Св.Марии в Кракове. Общая эволюция створчатого алтаря, начиная с алтарей Жака де Барзе для Шартрез де Шанмоль; сочетание живописи и скульптуры в створчатом алтаре. Позднеготическая эволюция в сторону преимущественно скульптурного (Тильман Рименшнайдер, алтарь Крови Христовой) и преимущественно живописного (Матиас Грюневальд, Изенгеймский алтарь) решения створчатого алтаря. Переходные стилистические формы в позднеготической пластике Германии: Рака св.Зебальда в Нюрнберге Петера Фишера. Изощренная декоративная стилистика поздней готики: Ганс Виттен, кафедра собора во Фрайберге; синтез архитектуры и скульптуры в поздней готике: алтарная преграда собора в Альби, ансамбль алтарной преграды, алтаря и надгробий в церкви в Бру. Поздняя готика в скульптуре Испании и Португалии: разнородные влияния в 14 веке. Саркофаг Св.Евлалии в крипте Барселонского собора; гробница Педро I и Инессы да Кастро в Алькобасе и особенности их иконографической программы. Скульптура портала Сан Грегорио в Вальядолиде и позднеготические порталы. Алтарь в Севилье. Хор собора в Леоне и декорация сидений в поздней готике; мизерикордии и их иконография. Ансамбль капеллы Св.Иакова в соборе в Толедо, капеллы Коннетабля в Бургосе, капеллы в Картуха дель Мирафлорес, портал монастыря иеронимитов в Белене. Готика, "ars nova", Ре­нессанс в 15 веке на севере и итальянское Возрождение.

 

ЖИВОПИСЬ.

Монументальная и станковая живопись Италии второй трети 14 века. Художественное наследие Джотто и его судьба в искусстве поздней готики. Таддео Гадди; его фрески в Санта Кроче во Флоренции. Светские заказы: росписи Лоренцетти в Палаццо Пубблико в Сиене, подробный иконографический анализ и образная система. Фрески Барна да Сиена в Сан Джиминьяно. Система повествования и стиль фресок Кампосанто в Пизе. Андреа Орканья и живопись Флоренции его времени. Андреа Бонаюти, фрески «Испанской капеллы» в их иконографическом и стилистическом своеобразии. Система построения аргументации; аллегорические принципы демонстрации смысла и натуралистическая подробность детали. Последняя четверть столетия; фрески Альтикьеро в Падуе. Джусто да Менабуои и искусство поздней готики в Италии; стилистические особенности «интернациональной готики» в живописи. Лоренцо Монако. Джентиле да Фабриано. Стефано да Верона и готическое наследие в североитальянской живописи первой половины 15 века. Книжная миниатюра. Темы и сюжеты иллюстраций 14 века; иллюстра­ции к светской литературе: хронике, античным авторам, роману. Итальянская книжная миниатюра первой половины 14 века, отражение в ней процессов, происходивших в монументальной живописи. Иллюстрации к «Il Biadaiolo” Доменико Ленци. Иллюстрации Симоне Мартини к Вергилию. Миниатюра «интернациональной готики»: Микелино да Безоццо и Джованнино ди Грасси. Север: «Псалтирь Латрелла» и светские сюжеты в английской книжной миниатюре. Натурализм и гротеск как две формы выражения художественного сознания поздней готики. Парижская шко­ла: Жан Пюселль и итальянские влияния на французское искусство. Бревиарий Белльвилль. Часослов Жанны д’Эвре. Жан ле Нуар: Бревиарий Карла V и Малый Часослов Герцога Беррийского. Продолжение итальянских заимствований и сложение позднеготической стилистики во второй половине 14 века. Освобождение композиционных схем от кано­на византийской и раннеготической иконографии. Элементы портрета и пейзажа; новые формы иллюстрирования. Иллюстрации к светской литературе. Иллюстрации к «Лекарству от Фортуны» Гийома де Машо и другим его сочинениям. Монументальное искусство шпалеры: Апокалипсис из Арраса. Становление портрета как самостоятельного жанра во второй половине 14 века. Проблема искусства "интернациональной готики". «Нарбоннская пелена» и миниатюры этого же художника в «Прекраснейшем часослове Богоматери» герцога Беррийского. Кульминация «интернациональной готики» в миниатюрах «Больших французских хроник Карла V» и характеристика этого стиля. Поздне­готическая книжная миниатюра: часослов маршала Бусико и "Роскошнейший часослов герцога Беррийского" (ранние миниатюры) как лучшие образцы стиля. Пространственный, предметный, сюжетно-повествовательный натурализм в этом искусстве. Другие книги, исполненные по заказу герцога Беррийского. Позднеготический консерватизм в «Часослове Рогана» и «Часослове Бедфорда». Судьба готической традиции в искусстве 15 века на Севере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: