Тема урока: Международные экономические отношения
Цель урока: охарактеризовать внешнеполитические функции государства, роль государства в регулировании экономики.
Задачи урока:
· Охарактеризовать, понятия экспорт и импорт;
· способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
· формировать у учащихся ценности социально-гуманитарного знания.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности: объяснение, образное повествование.
Метод изучения: рассказ, эвристическая беседа с элементами образного повествования.
Оборудование: эвристические задания, учебник, доска, иллюстрации, карта.
Ход урока:
I. Организационно-подготовительный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
1. Проанализируйте основные экономические функции государства. 2. Каковы методы прямого и косвенного регулирования экономики? 3. Что такое налог? Почему государство нуждается в сборе налогов и пополнении казны? 4. Что такое государственный бюджет? Какова его структура? 5. Как формируется государственный бюджет?
Домашнее задание – с. 12, Эссе, с. 116 Какая из этих позиций кажется вам более убедительной? Памятка 12 учебник по истории Беларуси.
II. Изучение нового материала:
1. Мировая экономика
2. Государственная политика в области внешней торговли
3. Экспорт и импорт товаров и услуг
Вспомните: с. 117
Дж. Кейнс – «Новый курс Рузвельта» - государственное регулирование экономики, через работы
1. Мировая экономика (работа с понятием, составление схем)
Оценка национальной экономики (с. 104 2 – ой абзац):
· ВВП – валовый внутренний продукт (это стоимость всех произведённых в течение года на территории страны товаров и услуг. Учитываются только конечные товары, которые больше не используются в производстве)
· ВНП – валовый национальный продукт (это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в экономике за год с помощью факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны, в том числе на территории других стран.)
Вывод (устно): для того, чтобы решить задачи: как помочь малообеспеченным людям и инвалидам, поддержать семьи, имеющие детей, и т. д. Регулируя экономику, государство получает финансовые ресурсы, необходимые для решения этих проблем.
Функции государства (с. 104 последний абзац):
· разработка нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность и отношения субъектов рынка.
· Приоритеты экономического развития
· обеспечивает стабилизацию экономики,
· производит перераспределение доходов,
· реализует социальную политику,
· заботится об охране окружающей среды.
Методы прямого и косвенного регулирования (с. 105):
· прямое воздействие на экономику страны осуществляется государством посредством создания государственных предприятий в ключевых отраслях экономики (энергетика, транспорт, добывающая промышленность и некоторые другие), а также путём финансирования научных исследований, поддержки прогрессивных технических и технологических нововведений. Подготовка кадров. Закупка определенных товаров.
· Косвенное регулирование осуществляет через налоговую и кредитно-финансовую системы.
2. Государственная политика в области внешней торговли (с. 105 - 106, эвристическое чтение, составление схемы с пояснением, составление схем).
3. Экспорт и импорт товаров и услуг (с. 106 – 107, работа с понятием составление таблицы).
Государственный бюджет представляет собой сводный финансовый план государства.
· Дебит (доходная часть)
· Кредит (расходная часть)
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают доходы.
Бюджетный профицит – это…
Государственный долг — это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам.
4. Подведение итогов и рефлексия.
1. Мировая экономика? Международные экономические отношения и их субъекты? 2. Виды внешнеторговой политики? Протекционизм? Формы протекционизма? Плюсы и минусы протекционизма? 3. Валютный курс и его влияние на торговлю? 4. Экспорт и импорт, торговый баланс?